Исследования Валленштайна

Sep 05, 2016 17:01

Автор eugen_von_arent




(Дальше идет краткое (и не слишком формальное) изложение текстов, с которыми ознакомился Кеслер)

…В 290 году Космической эры Артур Валленштайн создал двигатели нового типа. Он тогда получил за эту работу Галактическую премию. Когда, через пару лет, Рудольф Гольденбаум отправился ловить пиратов, он смог в полной мере оценить новинку.

А еще позже, уже провозгласив себя императором, и создавая новое дворянство, он вспомнил о Валленштайне. Это, кстати, его настоящая фамилия, а не пожалованная императором. Впрочем, неважно. Артур Валленштайн был Ученым. Политика его не интересовала, он ее просто не замечал. Когда была создана Галактическая империя, он занимался очередным усовершенствованием конструкции своего двигателя. Простым смертным понять суть его работы было не дано, но, в случае успеха, это должно было дать человечеству возможность достигнуть самых отдаленных уголков Галактики, а возможно и добраться до соседних Галактик. К титулу Валленштайн всерьёз не отнесся: он к тому моменту был почетным членом всех академий, почетным гражданином всего чего можно, да и дворянство ему давали неоднократно. Его лабораторию довольно долго не трогали. Затем один из сотрудников хлопнул дверью, ушел из лаборатории и связался с подпольным движением. Валленштайн сперва заявил, что бывший коллега предал науку ради политики. Затем огляделся и, пожалуй, впервые осознал, какого рода перемены происходят вокруг. Закон об уничтожении неполноценных генов был уже принят, Комитет защиты общественного порядка вовсю занимался ловлей инакомыслящих. О бывшем сотруднике Валленштайна никто ничего не знал. Впрочем, тогда таких, пропавших без вести, было много. Искать было бесполезно и небезопасно.

Валленштайн попытался связаться со старыми знакомыми из разных университетов и исследовательских центров и пришел в ужас.
«Я всегда полагал, что развитие науки невозможно остановить. Жизнь показала, что я не прав». Эту фразу молва приписывала Валленштайну. Он не мог смотреть, бездействуя, как уничтожают науку, а в его глазах происходило в первую очередь именно это: университеты закрывали, целые направления объявляли неблагонадежными, профессоров уничтожали или ссылали вместе со студентами, горели книги, уничтожались лаборатории…

Оценив сложившуюся ситуацию, Валленштайн написал письмо императору Рудольфу. Что было в этом письме, никто не знал, но очевидно, что оценка деятельности основателя галактической империи в окончательный вариант текста не вошла. Зато, закрытый было университет на Одине, был снова открыт. Более того, получил статус государственного императорского университета. Помимо технических и естественнонаучных факультетов там были вновь открыты и гуманитарные. Ректором был назначен Артур фон Валленштайн.

Многие недоумевали, зачем такому ученому связываться с людоедским режимом, но Валленштайн никогда не обращал внимания на слухи и косые взгляды.

Нельзя сказать, что он отнесся к этому назначению с восторгом, но это была возможность сохранить хоть что-то. И он взялся за дело: искал людей, составлял, планы, доказывал необходимость, полезность… Программы оказались весьма своеобразными, но это было лучше, чем ничего. Через некоторое время были вновь открыты и другие учебные заведения, большей частью технические школы или военные училища, но и несколько университетов, также получивших статус государственных. Студенты, обучавшиеся там, получили ряд привилегий, главной из которых было освобождение от призыва на военную службу. Позже, поскольку война с «мятежниками» требовала все новых жертв, освобождение заменили отсрочкой, а при призыве давали более высокое звание. И, наконец, недавно эту привилегию отменили, сохранив лишь для студентов медицинских и технических факультетов.

Разумеется, программы всех учебных заведений были утверждены комиссией по цензуре и ни в коей мере не противоречили безумным законам. «Слава Богу, никому не пришло в голову отменить закон тяготения, а то бы мы все были государственными преступниками». Эту фразу тоже приписывали Валленштайну.

После смерти Валленштайна ректором университета на Одине стал один из его учеников. Надо заметить, что поскольку было известно, что покровителем этого Университета является сам Император, то полиция туда особо не лезла (не особо тоже хватало), но слава «рассадника республиканской заразы» за ним осталась.

За службу империи Артуру фон Валленштайну был пожалован графский титул и владения. И если раньше он от них, скорее всего, отказался бы, то теперь он увидел в этом еще одну возможность сохранить хоть что-то. Владения были расположены на окраине изученной части Галактики. Это была небольшая звездная система, на одной из планет которой находился его исследовательский центр. Это было главным. Вокруг уже давно выросли мастерские и экспериментальные цеха. Теперь же надо было думать о развитии производства, добыче ископаемых, подготовке кадров…

Тогда же была заложена основа крупнейшего на сегодняшний день центра технической документации. Не удивительно, что к своему любимому детищу Валленштайн так и не вернулся. Все изменения в проекте двигателя остались на стадии разработок.
А еще надо было думать о будущем. При отсутствии прямых наследников владения возвращались короне. Впрочем, род Валленштайнов не пресекался.

Что касается соотношения центральной власти и власти на местах, то в империи Гольденбаумов, как и в любом другом государстве, насчитывающем не одну сотню лет, соотношение сил менялось. Но в своих владениях прямые вассалы Императора пользовались определенной независимостью. И близость владений к фронтиру тоже давала дополнительную свободу. Пока границы империи были в безопасности и законы соблюдались (или, точнее, не нарушались открыто), центр не вмешивался. Так что ситуация во владениях Артура Валленштайна и его потомков сложилась необычная.

В отличие от большей части знати, они предпочитали производить оборудование и приборы, строить машины и двигатели. Сельское хозяйство их не интересовало. Но для производства были необходимы высококвалифицированные работники. Инженерная мысль - тоже творчество, а для любого вида творчества нужна определенная свобода. Соответственно, в своих владениях Валленштейны постепенно организовали систему образования, позволяющую такие кадры готовить. Система управления на местах, система социальных льгот, - все это разрабатывалось, менялось, усовершенствовалось на протяжении столетий. Законы империи не нарушались. Но сказать, что они соблюдались, тоже было нельзя. Или, лучше сказать, они соблюдались в местной интерпретации. Но этого было не достаточно. Сложность заключалась в том, что все эти структуры не были закреплены законодательно, но существовали только на уровне местных традиций и самодурства владельцев. И именно эта ненадежность, неустойчивость системы мешала ей развиваться дальше.

Короче, для владений графов Валленштайн перемены были жизненно необходимы.

- Валленштайн… я имею в виду Отто фон Валленштайна, был в то время лет на десять моложе, чем вы теперь, - продолжил Гриммельсхаузен, увидев, что Кеслер дочитал последнюю страницу. - Он тогда как раз приехал в столицу, учиться в университете. Все Валленштайны проводили несколько лет в столице, чтобы лучше узнать жизнь империи за пределами своих владений. Он оказался одним из самых молодых и, тем не менее, пожалуй, одним из самых здравомыслящих… заговорщиков. Когда все закончилось, он вернулся в свои владения. Первое время мы с ним изредка переписывались, но вскоре перестали - наша переписка вызывала слишком большое внимание полиции. Что именно там произошло, когда и как Отто посвятил в планы своего сына, я не знаю, но до смерти Отто фон Валленштайна в 476 году ничего особенного в их владениях не происходило. С сыном его я знаком не был. Впервые я услышал о нем от Его Императорского Величества в сентябре 482 года, незадолго до убийства Валленштайнов. Насколько я могу судить, он хотел узаконить свои нововведения и усовершенствовать концепт самоуправления и готовил людей на местах, чтобы после проведения реформ передать им дела. Все, что ему было нужно, это гарантии.

Старик на секунду замолчал, затем глубоко вздохнул и продолжил:
- Когда все было готово, граф Артур фон Валленштейн написал Его Величеству письмо, чтобы заручиться поддержкой. Письмо добралось до адресата, но по дороге, видимо, успело побывать в чужих руках.

- И в результате Артур и Амалия фон Валленштайн погибли. Но что же с мальчишкой? Если бы его убили вместе с родителями, было бы понятно, но тогда его не тронули.

- Вы слишком торопитесь. Валленштайн получил ответ от Императора буквально за несколько часов до смерти. Все думали, что на этом история завершена. Но никому и в голову не пришло, что молодой Валленштайн мог предвидеть такой поворот событий. Видимо, инструкции были в настоящем завещании - официальное было стандартным и подозрений не вызвало.

После немного затянувшейся паузы Кеслер спросил:
- У Валленштайнов же были еще дети?
- Да, две девочки, близнецы. После того как мальчишку признали главой семьи, он нашел им приемных родителей. «Девочкам нужна мать» - что-то в этом духе. Это как раз никого не насторожило - обычная жадность, не захотел делиться с сестрами. Они носят другую фамилию. Сейчас им должно быть лет семь.

- И никто не знает где они?

- Похоже, что так. Иначе они были бы втянуты в эту историю.

- Предусмотрительный ребенок.

- Не думаю, что он понял, что именно он сделал, но ситуация от этого не меняется.

ХХХ
Как бы то ни было, теперь понятно, почему наши герцоги готовы пообещать за мальчишку столько денег. Это ж надо! Реформатор! И при этом вывернуть все так, что ни один закон не нарушен! Император Рудольф, должно быть, рыдает в Хель. Интересно все же, как у мальчишки это вышло?

Впрочем, зачем гадать? После возвращения можно будет получить информацию из первых рук. - Кеслер улыбнулся и мысленно добавил: - а теперь неплохо бы отдохнуть, раз уж у меня отпуск.
Словно в ответ на эту мысль в салоне появились две абсолютно одинаковые стюардессы в форме компании с одинаковыми улыбками и одинаковыми заученными фразами. Они предлагали какие-то напитки, просили выбрать меню на обед и ужин, спрашивали, не нужна ли еще какая-нибудь помощь. Сервис был неплох. После обеда капитан задремал. Взятого с собой детектива хватило как раз до прибытия в порт назначения, так что остаток путешествия пролетел незаметно.

image Click to view



рейх, legend of the galactic heroes, logh, дети героев, аристократия, Ойген фон Арент, reich, Кесслер

Previous post Next post
Up