Искусство войны. Часть 2.

Aug 15, 2021 10:59




Итак, в прошлый раз мы начали путешествовать по страницам "Искусства войны" - древнекитайского философского сочинения о принципах военного искусства в надежде понять, как описанные военные действия в Галактике далекого будущего укладываются в те базисные правила искусства войны, которые были выведены за тысячелетия до показанных событий.

Традиционные предупреждалки и уточнения: Во-первых, мнение автора может не совпадать с мнением читателя, что является проблемой читателя, но не автора. Если что-то из высказанного ниже вам не нравится, и вы с чем-то категорически не согласны, пишите жалобы в Спортлото, а лучше аргументированно докажите, в чем заключалась ошибка. Во-вторых, приведенные примеры не значат, что другие под тезисы привести нельзя. Просто автор в данном случае посчитал именно эти наиболее подходящими. В-третьих, текст специально разделен на несколько частей в силу своего большого объема. Первую часть можно найти тут. В-четвертых, все приведенные ниже цитаты взяты из издания: Искусство войны: с комментариями и пояснениями / Сунь-цзы; пер. с китайского В.В. Башкеева. Москва: Издательство АСТ, 2016. 224 с.

Не откладывая дело в долгий ящик, продолжим.

Поэтому у того, кто знает, как побеждать, есть пять [правил]:
Знающий, когда можно сражаться и когда нельзя, - побеждает;

Забавно, что их трех адмиралов Союза, участвовавших в битве при Астрате, этого правила не придерживался никто. Так, невзирая на логичные предостережения Лаппа, адмирал Мур проигнорировал возможность сдаться и ломанулся в атаку. До адмирал Паэты тоже доходило как до жирафа, ведь сначала он долго мялся, хотя ему предлагали быстро объединить силы с ближайшим флотом, а затем не менее быстро отъехал в лазарет. Зато и Райнхард и Ян это понимали, поэтому, когда построение противоборствующих флотов превратилось в кольцо, битву продолжать они не стали в связи с ее бессмысленностью и просто разошлись.



Понимающий, как пользоваться и большими и малыми силами, - побеждает;

Как жаль, что нам не показали славный боевой путь Яна вверх по карьерной лестнице, ведь за исключением пары эпизодов мы даже не знаем, за что и в каких условиях его повышали. Однако что-то мне подсказывает, что реальный боевой опыт в качестве командующего, а не штабного офицера он до Астраты получал не часто. А вот путь наверх Райнхарда нам показали, и то, как он умеет побеждать хоть малыми, хоть большими силами, тоже. Взять хотя бы все его действия во время Шестой битвы за Изерлон. Поэтому уверенно ставим галочку и отдаем балл ему.

Когда верхи и низы желают одного - побеждают;

Есть особая доля цинизма в том, что мелкий император Эрвин Йозеф II, избавленный от опеки своего регента недалекими доброжелателями и продуманными интриганами, в итоге оказался им особо и не нужен, о чем красноречиво свидетельствуют мимолетные кадры процесса вкалывания ребенку какой-то гадости, чтобы вел себя тихо и не выделывался. А вот регент смог использовать факт связи беглых дворян и правительства Союза для того, чтобы превратить долго тянущуюся и, по сути, надоевшую всему обществу войну в великое народное противостояние против кровного врага.
Такая же, как и в Союзе, идеология и тонкие манипуляции с общественным сознанием. Но между сражением за что-то бесконечно далекое, холодное и лично тебе не приносящее пока никакой пользы и сражением за те выгоды и привелегии, которые ты уже получил, пощупал и прочувствовал, большинство людей выберет второй вариант.



Есть что-то печальное в том, что часть народа выходит на митинги за мир, другая в угаре казенного патриотизма бьет окна и лица несогласных, а третья мечтает свалить их этого чудного государства на прекрасную Землю. И на все это благолепие сверху наваливается равнодушный подсчет потенциальных голосов в случае потенциальной победы. И даже революционно-демократическая риторика не спасет от голосования ногами, когда после смерти команданте он его юного преемника сбегает пол Изерлона.

Осмотрительные и выжидающие неосмотрительности врага - побеждают;

Опять же, можно добавить баллы в копилочку как Яна, так и Райнхарда. Первому прилетает за гениальную схему перед Вермиллионом и разбитых в пух и прах Ренненкампфа, Валена и других товарищей. Второму можно выдать причитающееся хотя бы за те тщательно выжданные и выгаданные несколько минут прицельного огня, превратившие в прах 13 флот в месте с одиозным Холландом в Третьей битве при Тиамат.

Когда полководец талантлив, а правитель не руководит им - побеждают.

Где-то тут скрипит зубами от зависти Ян, почти всю свою военную карьеру пробегавший у кого-то в подчинении и, даже став прославленным адмиралом, вынужденный подчиняться бездарностям вроде Трунихта. И радостно потирает руки ставший самому себе начальником и государем Райнхард. Комментарии, как говорится, излишни.

Эти пять [правил] и есть путь знания победы.

Что ж, можно сказать, что оба гениальных военачальника прекрасно разбирались в том, что приносит им победу, правда не всегда могли применить свои преимущества.

Поэтому тот, кто хорош в сражении, ищет все в мощи, а не перекладывает ответственность на других.
Поэтому он умеет выбирать людей и ставить [их на должность согласно] их мощи.

Мысль, которая так и не пришла в толстый череп Лоббоса, пропихивавшего везде Форка. Однако хорошо подходит и к Райнхарду и Яну. Уж в чем, а в выборе правильных людей и распознании талантов оба были хороши, как никто другой. Что Райнхард, собравший вокруг себя команду блестящих адмиралов, что Ян, умудрившийся найти соратников, продолжавших его дело даже после его смерти, оба полководца демонстрируют удивительные успехи по части подбора кадров.



Поэтому сильного врага можно утомить; сытого заставить голодать; надежно [окопавшегося] сдвинуть с места.

Наверное, именно этим тезисом Ян руководствовался, когда воевал одним своим флотом против всей армии Рейха. Мелкими, но обидными, а главное - действенными атаками уничтожал конвои с припасами и заставил имперцев ощутить нехватку продовольствия. Разбивал адмиралов Рейха, приводя Райнхарда в раздражения и, в конце концов, заставил имперского главнокомандующего покинуть базу на Урваши и начать действовать.

Впрочем, и Райнхард с успехом применял подобную тактику, буквально вынудив силы Союза грабить имперские территории, перерезав им поставки. Наступление ССП захлебнулось и, в итоге, превратилось в избиение при Амритсаре.

Поэтому если я хочу сражаться, то даже если враг и [построит] высокие валы и [выроет] глубокие рвы, все равно он не сможет не вступить со мною в сражение.
[Это потому], что я атакую местность, которую он непременно должен спасать.

Вообще, вся битва при Вермиллионе - это хороший пример этого тезиса. Ян не может не сражаться, потому что флот Райнхарда направляется прямо в сторону столицы Союза. Если он не вступит в бой, столица государства будет взята. Если он не вступит в бой, его план, заключающийся в прицельном уничтожении Лоэнгарамма, не будет реализован.

Райнхард не может не сражаться, потому что буквально вся его стратегия на этом этапе кампании состоит в том, чтобы выступить в качестве своеобразной приманки для флота Яна. Если Ян не заглотит приманку, то опять исчезнет и снова начнет тревожить силы Рейха.

По той же логике произошла битва при Рантемарио, поскольку за этой звездной системой начинались обжитые и заселенные территории Союза. Бьюкоку некуда было отступать, ведь в ином случае он бы начал сдавать населенные планеты.

Место, где я захочу сражаться, - нельзя узнать.
Раз нельзя узнать, у врага много [мест], где он должен быть наготове.

Вероятно приговаривал Ян, нападая по очереди то на имперский конвой, то на Штайнметца и Ренненкампфа, то на Валена, после чего растворялся в космосе, заставляя силы имперского вторжения нервно озираться и шарахаться от каждой тени.

Это ли не успех? Ведь тактика, с успехом используемая партизанами, чья специфика состоит в том, что их мало и они рассеяны, была с успехом применена целым флотом.

не знающий формы гор и лесов, труднопроходимых местностей и болот не сможет вести армию;
не сумевший [привлечь] местных проводников не сможет получить выгоды местности.

Не менее успешно мог рассуждать Райнхард, приказав захватывать на Феззане в первую очередь сведения о территории противника, которая для имперцев была Terra incognita. Это основатели Союза, бежавшие из Империи, обладали какими-никакими, но картами покинутых территорий, а имперцы были знакомы лишь с районом вокруг Изерлонского коридора. Что, кстати, подтверждается сюжетной аркой «Перехватчик» из гайденов, где Рейх фактически покупал у Феззана крупицы сведений о безопасных маршрутах вглубь территории Союза. И больше нужного феззанцы не продавали, ревниво охраняя свои тайны.

Райнхард, как человек умный, не только определил получение навигационных сведений в качестве высшего приоритета, но и местных «проводников» на кораблях империи в виде феззанских торговцев таким образом тоже обеспечил. Они, правда, помогали имперскому флоту отлавливать «зайцев», но тем не менее.



Поэтому закон для использующего войска в том, чтобы не полагаться на то, что враг не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить;
не полагаться на то, что он не будет атаковать, а полагаться на то, что я сделаю его атаку невозможной.

От руководства Союза сложно было бы ожидать гениальных решений, но объединиться с хилыми остатками недобитой аристократии и думать, что ответа не последует - глупо. Еще глупее думать, что ответа не последует и враг так и останется сидеть на своей территории, потому что есть «неприступный» Изерлон. Самая большая глупость, думать, что Феззанский коридор непроницаем, и не делать ничего, чтобы прикрыть его даже номинально, подавляя всякие слухи о такой возможности.

Война не любит [простого] увеличения численности. Нельзя идти вперед с одной только воинской силой.
Достаточно собрать людей столько, сколько нужно для того, чтобы [справиться с врагом] путем сосредоточения своих сил и правильной оценки врага. Кто не будет обдумывать и будет относиться к врагу легкомысленно, тот непременно станет его пленником.

Где-то здесь умные стратеги в министерских креслах в Союзе жадно считают, сколько миллионов солдат они могут отправить на вторжение в Рейх. 10? Мало. 20? Тоже мало. Давайте 30 - большую часть имеющихся у нас сил. Ну, что б наверняка! Ведь наше финансовое положение точно позволит прокормить такую ораву людей при растянутых коммуникациях на захваченных территориях. Тем более у нас есть логичный продуманный план военных действий, и мы точно знаем, как будет действовать противник. Что, не знаем? Ладно, вычеркиваем этот пункт. Но что вообще может пойти не так? В смысле, имперские войска будут обороняться и у врага могут быть свои планы, препятствующие нашему вторжению?!! Они что, собираются сражаться?! Быть такого не может!

Продолжение следует...

history, Легенда о героях Галактики, рейх, Альянс, Райнхард, Ян, литература, книги, reich, параллели, reinhard, Изерлон, legend of the galactic heroes, logh, империя, сравнения, Феззан, война, wenli yang, legende der helden der galaxis, books, reinhard von lohengramm, уточнения, ru_logh, ginga_eiyuu_densetsu, ЛоГГ

Previous post Next post
Up