Итак, не будем откладывать дело в долгий ящик и поговорим об оставшихся признаках, коих у нас на очереди еще два.
Ворох традиционных и обязательных предупреждений: во-первых, кружок теологии дальше за углом, а здесь мы дискутируем о вещах тривиальных и материальных, а не о метафизике; во-вторых, личное мнение автора может не совпадать с вашим и это нормально, не нормально считать свое мнение объективной истиной в последней инстанции; в-третьих, надеюсь, что ничьи религиозные чувства не будут задеты, а если и будут, я бы посоветовала писать жалобы в Спортлото; в-четвертых, пост по моей любимой графоманской традиции получился слишком большим, поэтому он намеренно был разделен моим волевым решением на две части, с первой их которых можно ознакомиться
тут.
- Обладает сложной и разветвлённой внутренней иерархией.
Начиная от профессионального духовенства и заканчивая обычными прихожанами - церковь - это четкая структура. Да, некоторые пытаются внушить, что внутри этой структуры есть равенство, но все мы прекрасно понимаем, что это не так. Папа Григорий VII может заставить кайзера Генриха IV идти в Каноссу, хотя они оба христиане и равно подчиняются Богу, Далай-лама не будет ровней простому монаху, а халифы-потомки пророка Мухаммеда по престижу своей власти в шиизме будут неоспоримо выше халифов-сунитов.
Так-то оно так, но есть слишком много нюансов. Итак, спасибо бестолочи Юлиану, мы имеем четкое представление о том, как функционирует терраистское сообщество. В самом низу пищевой цепочки есть новоприбывшие на Землю адепты, которые хотят, но еще не были приняты в общину. И давайте смотреть правде в глаза - это живое мясо с кошельками. Нужны они только для того, чтобы пополнять ресурсы церкви и проходить идеологическую обработку.
Далее идут уже принятые в общину адепты, которые, надо полагать, неофициально делятся на тех, кто только начал приобщаться к прекрасному и уже прошедших саоксиновую обработку. И что-то мне подсказывает, что дедовщина в обычных кельях добрых братьев и сестер по вере страшная. Не случайно людей, даже прибывших вместе, разделяют по разным кельям и не случайно добрый человек заинтересовался, чего это Юлиан там кашляет. Следят все за всеми как с помощью сотен глаз, так и с помощью банальных камер, и четкая иерархия пронизывает даже этот низовой слой вяло колышущегося на дне иерархии планктона.
Но есть рыбки и покрупнее - собственно, само духовенство. На первый взгляд кажется, что общество терраистов как первые христиане - сами выбирают себе священников, сами организовываются и т.д., но верить в это, как надеяться, что Штаден когда-нибудь станет победителем не в теории - можно, но бесперспективно. Простой брат Юлиан никогда не дорос бы до епископа, потому что к тому моменту стал бы деградировавшим до уровня огурчика наркоманом. Думается мне, что в профессиональное духовенство терраисты набирали не пришлых людей с улицы, а сильных личностей как минимум обладавших харизмой и ораторскими талантами. Юлиан, ты в любом случае в пролете. И именно этим избранным доставались роскошные покои, пурпурные рясы и золотые цепи.
Это в сказке простой босяк может жениться на принцессе и тут же стать элитой элит, а в реальной жизни случаи слома сословных рамок в традиционных обществах были редки как снег летом и только подтверждали установившиеся правила. Элита - это клуб только для своих, а духовная элита - клуб еще более закрытый и маленький.
Однако вернемся к чему-то более тривиальному, а именно к конкретной иерархии внутри терраистской церкви, которая очень сильно отдает католической церковью. Мы знаем, как минимум, что церковь возглавляет Верховный (архи)епископ или Grand Bishop, как его перевели на английский. В реальности, конечно, над архиепископами в той же католической церкви стояли кардиналы, которых было много и Папа Римский, но назвать так главу придуманной церкви, да еще и явно антагоностичной было бы странно и некорректно, поэтому примем хоть Великого, хоть Верховного епископа как есть. Есть еще вариант Верховного архиепископа (Major archbishop), но это титул специфический, относящийся к восточной католической церкви и нам не подойдет.
Зато с другими представителями терраистской церкви все проще. Есть у нас Годвин и де Вилье, имеющие ранг архиепископа (archbishop), а второй еще и исполняет обязанности Генерального секретаря (acting general secretary) и епископ (bishop) Дегсби. Просто, со вкусом и понятно, что Годвин, возглавляющий отделение церкви на Одине и де Вилье, приближенный к Великому, явно выше рангом, чем Дегсби, работавший на Феззане гонцом и контролером одновременно.
- Имеет четко разработанную догматику и детализированный культ.
Нет религии без ритуала, без главной идеи, что объединяла бы в себя все верования. В конце концов, человек должен во что-то верить. И церковь, как зримое воплощение конкретной религии должна структурировать и кодифицировать все то разрозненное и витающее в воздухе, мыслях и идеях, чтобы из случайного набора домыслов, обычаев и суеверий сделать культ.
Но как писанный, так и неписанный культ вращается вокруг идеи божества/божеств. И церковь терраизма имеет такое божество в виде целой планеты - Земли, колыбели человечества, которую неблагодарные чада изуродовали и бросили, оставив бесцельно томиться на задворках истории. Конечно, некоторых это не устраивало, и Земля стала центром новой веры.
Интересно в этой вере то, что терраизм как религия очень политизирован. Есть религии, которые обещают личное спасение для одного, есть те, что связывают коллектив, а терраизм - как религия, кажется, не обещает конкретному человеку ничего явно для него выгодного. Только требует вернуться на Землю - мать всего человечества. И для этого необходимо уничтожить все созданные человеческой цивилизацией государства и наказать всех непослушных детей, что ослушались Мать-Землю. Так религия становится политикой. Очень современный взгляд на природу религии, если задуматься.
Однако терраизм интересен тем, что в сути своей он глубоко архаичен, ибо фундаментом религии служит поклонение богине-матери Земле. Первобытные люди, жившие на заре существования человечества, видели, что земля дает жизнь, укрывает и питает. На небо, где позднее, с развитием нашего вида, люди поселят бога-отца, они редко смотрели. А вот земля, дарующая жизнь и являвшаяся местом, куда уходит все живое после смерти, всегда была под ногами. Люди в мире ЛоГГ были куда более развитыми, они понимали концепцию целой планеты, а не клочка земли до горизонта под своими ногами, поэтому богиня-мать стала более конкретной, но от этого не стала менее грозной.
Но если эта «богиня-мать» не обещает устами терраистских проповедников ничего конкретного, а просто требует вернуться к ней, то чем же терраизм так привлекал своих последователей, что они были готовы убивать и умирать, бросать прежнюю жизнь и откликаться на зов Земли? К сожалению, ни автор оригинальных книг, ни авторы сериала не дали более развернутого ответа на этот вопрос, только намеки, скрытые за наркотическими парами. Но списывать фанатизм только на наркотик, значит забывать о том, что изначальное стремление людей приобщиться к этой церкви, было связано лишь с их внутренними побуждениями.
Ответ, как мне кажется, лежит во все тех же древних, самых примитивных верованиях людей, доживших и до наших дней. Великая богиня-мать хранит в себе огромные силы, которые манят человека. Мать охраняет и укрывает, утешает оскорбленных и униженных. Мать любит своих детей. Мы все на инстинктивном уровне понимаем саму суть этих древнейших верований, хоть и можем относиться к ним сегодня с величайшим скептицизмом. Но каждый из нас стремится к защите и безопасности, а мать-богиня обещает свое покровительство.
И терраисты, ловко играли на этом примитивном стремлении людей. Надо полагать, что в свои сети они ловили в первую очередь не особо благополучный контингент. Обещая безопасность, силу, даже место в рядах тех избранных, что смогут приобщиться к центру и колыбели человеческой силы они, как мне кажется, легко находили себе новых адептов. Накинуть на это парочку ритуалов, разработать иерархию и лозунги, и вот - готова новая грозная, но тихая сила, прячущаяся в тенях.
Терраизм - тоталитарное религиозное сообщество, требующий от своих членов полного подчинения. Это страшная сила, но вместе с тем эта сила не нова. В истории человечества были и будут возникать секты, церкви и культы, играющие на примитивных человеческих чувствах. В конце концов, кто из нас не хочет власти, безопасности и силы, недоступной другим?
От иных подобных культов терраизм отличается, на мой взгляд, своей тонкой гранью между религиозным течением и политически направленной терраристической группировкой. Одно перетекает в другое в масштабах всей освоенной человеком ойкумены, порождая чудовище хоть и страшное, но занимательное.