Об этике и эстетике. Часть 1.

May 15, 2021 11:37


Почему нам нравятся одни персонажи, а другие вызывают лишь скуку? Почему мы явно предпочитаем одних героев истории другим? Почему одна культура захватывает нас, в то время как другая оставляет равнодушной? Почему глядя на какой-то сюжет мы видим, воспринимаем и понимаем его совершенно иначе, нежели человек, сидящий рядом?

Это странно и одновременно естественно, ведь человек - животное очень субъективное. Он видит, чувствует и ощущает совсем не так, как любой другой из миллиарда представителей того же биологического вида. Если бы кто-нибудь взялся доказывать мне, что ЛоГГ - это личная история противостояния двух конкретных героев, я бы только покрутила пальцем у виска, ведь для меня это история о противостоянии систем, о вечном цикле исторических эпох, сменяющих одна другую. Для кого-то это может быть противостояние добра и зла, причем добро и зло релевантно и определяется для каждого зрителя сугубо индивидуально. Для кого-то - личный путь развития какого-то конкретного героя, даже если он - всего лишь третья елка справа в общем сюжете.

Как понять и определить то главное, что важно лично для тебя? Как объяснить, почему ты предпочитаешь что-то одно иному, такому же интересному и, я уверенна, для кого-то другого, такому же важному? Это, наверное, самое субъективное из моих размышлений, ведь в нем я могу опираться лишь на мое личное восприятие и ощущение, только свой опыт и свои чувства. Но такая рефлексия необходима для поднятия более важных вопросов и тем, лежащих глубоко в основе тех произведений, что так сильно нас цепляют.

Обозначим же, очень грубыми и общими красками, вопрос "Что именно нас привлекает в конкретных произведениях?", и начнем наши рассуждения. Важное №1: все рассуждения автора имеют субъективный характер и не являются истиной в последней инстанции; если ваше мнение не совпадает с изложенным ниже, и вы бурно протестуете против такой постановки проблемы, жалуйтесь в спортлото. А лучше напишите, что привлекло именно вас. Важное №2: пост намеренно разделен на несколько маленьких частей, и если чего-то нет здесь, то скорее всего это появится в следующей записи.


Я помню, как долго я откладывала просмотр ЛоГГ. «110 серий, - думала я. - Это невероятно много, чтобы тратить свое время на что-то, что не будет стоить затраченных усилий». Более ста серий, еще пятьдесят на приквелы, и сверху три полнометражки. Это был слишком большой объем материала, чтобы вот так запросто выбросить свое время на то, что этого времени не стоит. Да и японская анимация девяностых годов и более раннего времени никогда не вызывала у меня энтузиазма. Естественно, вариант с книгами или мангой для первичного ознакомления не рассматривался. Манга была всего лишь дополнительными материалами по мотивам, а книги не были переведены полностью на русский, да и в принципе были почти недоступны.

И вот наступил тот момент, когда мне совершенно нечего было смотреть. Звездные войны были пересмотрены в неизвестно какой раз, сериалы, которые хотелось глянуть, тоже были завершены. Пришло время, когда, стряхнув пыль с мысленного списка того, что хотелось бы посмотреть, я наткнулась на Легенду. И почему бы и нет? Есть время, желание, возможность. Звезды сошлись. Я очень хорошо помню, как я сказала себе: «Я посмотрю первую полнометражку. Она небольшая, я смогу уделить ей час своего времени. И потом я решу, стоит ли продолжать дальше. Посмотрим, стоит ли оно того». Мне хватило первых пяти минут. После чего я нажала на паузу и пошла скачивать все остальное. Это введение с красивой речью про историю, прекрасный белый и очень изящный космический корабль на фоне черноты космоса, классическая музыка. Такие мелочи, но они безусловно продали мне историю, о которой я еще ничего не знала кроме того, то она сложна и громадна. Это сила первого взгляда, самого свежего восприятия, которое помогает найти ответ на самый главный вопрос «Дать произведению шанс или нет».

Неслучайно с трейлеры каких-либо фильмов, сериалов или игр вставляют самое эффектное и заманчивое. Неслучайно вопрос о том, как назвать свое произведение - один из самых труднейших. Неслучайно, что аннотация/синопсис/превью должны быть затягивающими. Человеку в идеале должно хватить одного взгляда, одного предложения или фразы, чтобы его зацепило настолько, чтобы он отложил свои дела и пошел смотреть/читать/слушать то, что ему предлагают.

Сила первого взгляда так велика, что невероятно важно в первые минуты, буквально с первых же кадров показать стороны конфликта в истории, попытаться хотя бы общими мазками наметить их отличия, особенности и то, что может зацепить зрителя. Большинство людей визуалы, поэтому и не удивительно, что с визуальной точки зрения обе противоборствующие стороны, если они есть, должны разительно отличатья друг от друга. Нужно заманивать зрителя эстетической составляющей. Это очень хорошо прослеживается в виде командных мостиков кораблей.

Мостик Брунгильды, который мы видим первым, имеет очень плавные, естественные линии. В них есть классическая простота, но вместе с тем, контуры текучие, эстетически приятные глазу. Здесь есть не только плавность линий, но и богатство материалов отделки, похожей по рисунку на мрамор. Видно, что этот корабль принадлежит богатой и развитой культуре, которая может себе позволить огромные пустые пространства, наполненные воздухом, колонны и украшения. Это Империя, что проявляется во всем от символов этой власти до расположения экипажа в этом пространстве и освещения, которое буквально заставляет сердце корабля сиять в очень приятном для глаза контрасте с черным цветом. И это сияние и располоджение людей в пространстве очень четко выделяют главную фигуру - командующего.



Примерно спустя десять минут мы впервые видим мостик корабля Союза. Он намеренно сделан другим. В более ярких цветах, с большим количеством углов и линий. Там очень много всего, пространство кажется по-максимуму занятым деталями, какими-то приборами с оттенками бронзы и окислившейся меди. Ты сразу понимаешь, что это другой мир и другие люди, придерживающиеся совершенно иных ценностей. Они более практичны, стараются занять все свободное место и использовать его максимальным образом. Им некогда заниматься украшательством, поскольку у них иные ценности и цели.



И здесь проходит первых водораздел. Что понравится зрителю больше: сдержанная, но богатая элегантность или наполненная множеством вещей угловатая простота? На каждый стиль найдутся свои ценители, но мостики кораблей Союза всегда напоминали мне скелеты огромных животных. Эти выступающие части, словно ребра левиафанов, проржавевшие от старости и покрывшиеся, как и все древние кости, неприятным буровато-зеленым налетом. Лично меня это отталкивало, а нагромождение проводов, отростков и прочих деталей предавали картине сумбурное и несколько болезненное ощущение. В целом эта зеленоватая гамма кораблей ССП, их лишенная украшений грязноватая утилитарность не очень приятна моему глазу. Хотя во времена Мафии-730 мостики были очень теплого бежевого цвета с хорошим освещением (по крайней мере на флагмане Брюса Эшби), что делало пространство более уютным. Но потом что-то пошло не так.

И дальше этот контраст сохраняется. Когда нам показывают сторону Рейха, мы очень часто видим сады и парки, красивые мощеные улочки, роскошные особняки и дворцы. Союз же - это урбанистика, это города, которые вечно освещены светом тысяч прожекторов. Они тянутся ввысь, закрывая собой небо, и живут в вечном хаотичном ритме без перерыва на сон или отдых. Повторюсь, у каждого из представленных вариантов есть свое очарование и свои поклонники. Кому-то нравится мегаполис с его возможностями и прогрессом, а кто-то любит налет меланхоличной старины в изящных декорациях позднего барокко.

Мне это напоминает ощущения от Берлина. Когда я приезжаю туда, я предпочитаю жить в его западной части, рядом с зоопарком. Там очень уютно и удобно, потому что рядом транспортные развязки и необходимые магазины. Но еще в западной части города сохранились здания XIX века, и порой на узких улочках появляется невероятное ощущение старины, когда идешь по мощеной дороге в тени каштанов. Но если ты приедешь в восточную часть города, то там в некоторых районах тоже можно попасть в прошлое, но в советское. Сказывается наследие ГДР. Это по-своему интересно и очаровательно, но на запад тянет как-то сильнее.

И возвращаясь в ЛоГГу. Я очень четко помню момент, когда я окончательно поняла, что Союз с визуальной точки зрения - это не мой выбор. Мне хватило этого очаровательного кадра.



Небольшой узор на шлемах пилотов Валькирий. Такая неприметная, маленькая деталь, которую ты, возможно, даже не заметишь. В кадре нет на этом акцента, это вещь третьестепенной важности, если не меньше, но она дает необходимую смысловую глубину этой культуре и этим людям. Нужно, чтобы каждая деталь была красивой, даже если это шлем обычного пилота. Эта эстетическая составляющая выходит на первый план, и это по-настоящему завораживает.

С визуальной точки зрения Союз потерял мой интерес, продемонстрировав то, что я в принципе могу увидеть в любом другом фильме или сериале о повседневной жизни современного общества. Эти темно-зеленые интерьеры кораблей, обычный мегаполис и лишенные украшений пространства не дают ощущения далекого будущего в необъятном космосе. Рейх же сочетает в себе стиль прошлого с эстетикой космического будущего. Такое сочетание, в отличие от современной урбанистики, в обычной жизни не увидишь. Наверное, поэтому подобный визуальный образ так притягателен.

Легенда о героях Галактики, рейх, Альянс, корабли, reich, параллели, Европа, ассоциации, legend of the galactic heroes, logh, империя, сравнения, legende der helden der galaxis, уточнения, ru_logh, ЛоГГ, ginga_eiyuu_densetsu

Previous post Next post
Up