Memento mori. Часть 1.

May 01, 2021 11:05


Владеет враг всем нашим достояньем,
А нам принадлежит лишь наша смерть
Да эта жалкая щепотка глины,
Что служит оболочкою костям.
У. Шекспир. Ричард II

- Почему?! - восклицает зритель, когда внезапно, без какого-либо согласия с его стороны и даже маломальского предупреждения любимый персонаж по воле рока и авторского произвола отправляется в страну вечной охоты. Мы всегда крайне остро реагируем на смерть симпатичных нам героев, которые с помощью своей истории, характера или внешнего вида зацепили нас настолько, что мы прониклись к ним теплыми чувствами.

Прогресс просмотра ЛоГГ моей подругой, живущей в другой городе, я могу отслеживать по воплям, с завидной регулярностью появляющихся в нашей переписке. Имени невинно убиенного персонажа, которого она экспрессивно оплакивает, с лихвой хватает мне, чтобы определить, на какой серии она находится и сколько потрясений ее еще ждет впереди.

Персонажи в Легендах умирают часто и разнообразно, что не может не радовать циничную часть моей души, которая в качестве призвания жизни выбрала историю. А в истории, как известно, все давным-давно мертвы. С другой стороны, некоторые, казалось бы, пустяковые и мимопроходящие смерти, затрагивают что-то в сердце и запоминаются надолго. И это открывает двери в сладкий мир эскапизма фанатского творчества, где любимые персонажи автора обязательно живы, и все просто хорошо и замечательно.

Как мы можем видеть, смерть того или иного героя порождает огромное разнообразие реакций: от истерики и неприятия до попыток поиграть некроманта и создать иную, более позитивную реальность. И все это богатство подводит нас к сакраментальному вопросу, над которым мне бы хотелось сегодня порассуждать: Почему умирают персонажи?


Отодвигая в сторону сугубо практические ответы по типу перечисления разнообразных болезней, колюще-режущих и огнестрельных орудий и роялей, падающих с неба на голову, хотелось бы докопаться до сути. Это в реальной жизни человек умирает, потому что это его природа. Все мы смертны, господа, и итог для каждого представителя вида Homo sapiens sapiens будет одинаковым. Но персонажа же кто-то придумал, и этот кто-то был волен как убить своего героя, так и оставить его в живых. Однако, автор этого не сделал.

Итак, покопавшись в памяти, я составила лично для себя классификацию ответов на сакраментальный вопрос, почему умирают персонажи. И уже традиционное предупреждение: если вы не согласны с точкой зрения, высказанной в данном рассуждении, помните, что любое мнение субъективно. Да, и ваше тоже.

Самой большой и позитивной, если это вообще можно применять к такому биологическому процессу, как смерть, я бы назвала внутренние причины, когда смерть того или иного персонажа оправдана и обоснована сюжетом и внутренней логикой развития истории.
  • Персонаж умер, потому что так нужно сюжету.

Не секрет, что хорошая история частенько начинает диктовать самому автору, как ее следует продолжать. Когда устанавливаются четкие законы развития выдуманного мира и очерчены рамки, автору очень сложно их сломать, не нарушив целостности и внутренней логики произведения.

И вот наступает момент, когда сама история говорит: Чтобы сюжет продолжался дальше и сохранялся необходимый уровень драмы, чтобы другие персонажи получили стимул для продолжения действия, этот конкретный герой должен умереть. И герой умирает, подталкивая тем самым ход истории дальше.

Именно поэтому, на мой взгляд, умер Ян Веньли. Не потому что автор садист, обожающий упиваться слезами и соплями фанатов, не потому что так выпали карты, а потому что так надо. Если бы автор был садистом, Ян бы умер каким-нибудь изуверным способом или совсем ему не свойственным. Представим, как наш бравых адмирал, порвав на груди курточку, взял бы в руки шашку и кинулся на позиции врага. А теперь забудем, как страшный сон этот нелепый фарс.

Даже взглянув на сам момент и способ гибели Яна, понимаешь, что герой мог умереть только так - бродя по закоулкам корабля, наткнувшись неожиданно на противника и, получив рану в артерию, тихо умерев, истекши кровью. Есть особое искусство в том, чтобы дать персонажу смерть, которой он достоин и которую он заслужил. И смерть Яна запускает целую череду событий, которых, как минимум, хватит его команде на целый сезон болтания в Изерлонском коридоре и выпнет на первые роли то чучелко, которое будет призвано Яна заменить.



  • Персонаж умер, потому что больше не нужен сюжету.

Есть тонкий нюанс между «нужна смерть» и «не нужна жизнь». Ко второй категории можно отнести персонажей, которые своим дальнейшим существованием не смогли бы привнести в сюжет ничего нового или даже помешали бы его логичному развитию. Здесь сама история рукой автора руководит процессом по известной формуле, названной по имени первого, кто ее высказал, бритвой Оккама: «Не следует множить сущее без необходимости». От всего бесполезного следует в сюжете избавиться. Так, ради экономии, под жертвенный нож идут персонажи, само существование которых в мире художественного произведения больше не имеет смысла.

Ярким примером персонажей такого типа является Жан-Робер Лапп, неудачливый жених Джессики Эдвардс. Если допустить, что в альтернативном варианте развития событий он в ходе битвы при Астрате все же выживет, то… что дальше? Существование этого персонажа ставит жирный крест на дальнейшем развитии арок нескольких героев. Джессика, выйдя замуж, наверняка успокоится и не станет убежденной пацифисткой, не разовьются ее отношения с Яном, не будет кучи эпизодов с пацифистским движением в Союзе. А сам Жан-Робер? Куда и зачем его можно использовать? В качестве третьей елки в левом ряду? В качестве одного из офицеров Яна? Но в 13-м флоте и без того много офицеров, поэтому Лапп легко заменяется тем же Аттенборо. А если у нас есть два примерно одинаковых персонажа, зачем нам один из них?



Вот и отсекаются такие ненужные дубли по ходу сюжета, причем делается это легко и без особых страданий.
  • Персонаж умер, потому что таков закономерный итог развития его истории.

Вид смертей, схожий со второй категорией. Но в нем заложен несколько иной смысл, поскольку герой в ходе своего развития приходит к завершению своей сюжетной арки сам, по своей внутренней логике развития, а не по логике развития сюжета, который может спокойно продолжать и без этого конкретного героя. Дальнейшее существование такого персонажа также лишено для истории смысла, но он хотя бы может поставить в конце своей истории уверенную точку, а не робкое многоточие.

На мой взгляд, наглядным примером этого типа является смерть Ройенталя. Если Лапп, в каком-то смысле, умер, потому что стал больше не нужен окружающему миру, Ройенталь умер, потому что полностью завершил свою историю. Читала я пару фанатских работ, где сей чудный персонаж жив, а мятежа не случилось. Но давайте не будем себя обманывать, лапочка-Оскар шел к этому шагу очень осознанно на протяжении всей истории. Да, шел с метаниями, терзаниями и отступлениями, но итог - попытка мятежа, был неизбежен, как злой рок. И мятеж случился.



Но если генерал-губернатор не умирает, то в воздухе повисает закономерный вопрос: А что дальше? Это Миттермайер и Райнхард по доброте могли бы героя простить, а какой-нибудь Оберштайн никогда не простит и не забудет. Как не забудут, например, другие адмиралы или простые офицеры, которым пришлось сражаться со своими товарищами.

Для таких персонажей, как Ройенталь, после всех их сольных выступлений и умопомрачительных выкрутасов, есть обычно лишь один выход - искупление через смерть. Реальная жертва собственной кровью, очищающая честь и доброе имя. Зато у гросс-адмирала в Вальхалле подберется неплохая компания, ведь там же по тем же причинам сидят такие шикарные герои как Дарт Вейдер и Боромир.
  • Персонаж умер по своей воле, потому что не мог поступить иначе.

Персонажи в этой категории умирают, в каком-то смысле, по своему желанию. Они сами, осознанно и в силу своего характера идут на действие, потенциально смертельное, и гибнут с закономерным итогом. То есть в момент перед смертью персонаж ЗНАЕТ, что он может погибнуть, но не может поступить иначе, даже обладая этим знанием.

Именно так погиб Зигфрид Кирхайс. К вооруженному и очень опасному Ансбаху он кинулся отнюдь не цветы дарить. Да и как боевой офицер, имевший за плечами и опыт телохранителя, он прекрасно понимал, чем это для него этот маневр потенциально может закончиться. Было бы наоборот странно, если бы Кирхайс столбом стоял и не пытался своего друга защитить. Это бы противоречило всему, что нам было показано ранее. А потому смерть этого героя - закономерный итог его собственных действий.



К той же категории я бы отнесла и Лютца, который, опять же, будучи высококлассным офицером, прекрасно понимал, что его его попытка задержать преследователей на Урваши, да еще и почти безоружным, выглядит как атака кавалерии на танки. То есть беспорспективно. Но иначе наш герой поступить не мог, потому что честь и долг требовали защитить кайзера любой ценой, даже ценой жизни. И его слова перед расставанием не обманули никого. Итогом стала закономерная гиель персонажа, к которой он сам резво пришел. Но иначе и быть не могло.
  • Персонаж умер, потому что все мы смертны.

Категория, в которую основные персонажи попадают редко, но метко, зато разного рода статистов пруд пруди. Ярким примером смерти такого типа в ЛоГГ являются многочисленные солдаты, мрущие на космических кораблях. И это логично, ведь когда корабль взрывается, от сотен людей, составляющих его команду, мало что остается. Мгновенная вспышка, и все они превращаются в пыль. Или даже еще жестче, ведь иногда авторы показывают нам последние минуты тех несчастных, смерть которых спустя мгновенья оборвется.



Они умирают, потому что не могут не умереть. И от предыдущего вида их отделяет то, что от воли и желания будущих покойников здесь ничего не зависит. В дело вступает само окружение, которое убивает (будь то теракт в тюрьме или кем-то устроенный пожар).
К этому же типу можно отнести персонажей, умирающих от старости или смертельных болезней, как, например, умер Адриан Рубинский. Опять же, смерть здесь обусловлена биологическими законами и внутренней логикой и от желания или нежелания конкретного индивида, она будет неизбежна. Рубинский смог бы выжить только лишь с помощью чуда, а это сломало бы стройную логику повествования, поэтому как бы не метался этот персонаж, конец его был закономерен.

Сюда же я бы добавила и смерть Оберштайна. Предположение о том, что он сам желал завершить свою жизнь таким неизящным способом, не очень вяжется с характером героя, а в суицидальных мыслях подозревать его не хочется и того сильнее. Скорее всего здесь имел место банальных элемент случайности. Героя могло и не ранить во время теракта, но все-таки ранило. И он, подчиняясь неумолимым законам бытия, умер от ран.

Это все варианты смертей, обусловленные внутренними мотивами, логикой и сюжетом произведения, которые я смогла выделить. Однако есть куда более своеобразная категория, о которой мы поговорим в следующий раз. И связана она с личностью самого автора, то есть с причинами внешними.

Легенда о героях Галактики, Джессика, Ян, Ансбах, cornelius lutz, Рубинский, oskar von reuenthal, Зигфид Кирхайс, legend of the galactic heroes, paul von oberstein, logh, Корнелиус Лютц, jessica edwards, Оскар фон Ройенталь, Пауль фон Оберштайн, Жан, wenli yang, Урваши, legende der helden der galaxis, kircheis, уточнения, ru_logh, ginga_eiyuu_densetsu, ЛоГГ

Previous post Next post
Up