Впечатление от просмотра саги

Oct 21, 2016 20:16

Данная рецензия на сагу попалась мне сегодня совершенно случайно. Написана в 2011 году и фандомское "творчество" здесь рядом не стояло. Автор не только здраво, без всяких слезливых всхлипываний по поводу "ах какой няшка Кирхайс/Ян/Райнхард" и "ах какой гад этот Оберштайн", попытался проанализировать содержание саги, но и задался определёнными вопросами.




И так, читайте. Автор: Putipuha

Legend of the Galactic Heroes

Долго собиралась посмотреть это аниме, но всё откладывала: думалось, что на просмотр уйдёт несколько месяцев (110 основных серий, плюс три полнометражки и 54 серии отступления от основной сюжетной линии). На деле же вышло меньше месяца, и теперь Легенда о Галактических Героях прочно занимает первое место в моем рейтинге, и смотреть что-то после такого уже не хочется. Сразу скажу, что это был первый опыт просмотра аниме с субтитрами (у нас его не озвучивали), и оно того стоит: голоса в оригинале просто потрясающие!

ЛоГГ снимали по серии книг Ёсики Танаки и сняли очень хорошо: чётко и буквально дословно следуя оригинальному тексту и при этом не давая угаснуть зрительскому интересу на протяжении всех ста с лишним серий. Жанр - космическая опера, посему центральное место занимают космические сражения, и тут же сразу поражает рисовка: красиво и, не побоюсь этого слова, реалистично, иногда даже чересчур. Не понимаю, зачем вставлять сцены, где кишки наружу и прочие неприглядности, но, видимо, японцы без этого не могут - раз уж таковы неотъемлемые составляющие любой войны, пусть даже космической, то надо их показать. И всё-таки основной упор делается, прежде всего, на стратегию и тактику ведения боя, что напрямую подводит нас к героям этого повествования, которые воспринимаются не как анимешные персонажи, а как реальные люди со своими судьбами, характерами, стремлениями.

К своему стыду, должна признаться, что первая ассоциативная параллель с главными героями после просмотра полнометражки "Мне покорится море звезд" (предыстория к основному произведению) отсылала меня к Death Note: воистину, один мечтает заполучить Вселенную, второй явно будет ему в этом мешать. Это впечатление быстро прошло, стоило только познакомиться с Райнхардом фон Лоэнграммом и Яном Венли поближе. По характеру - две противоположности: амбициозный, харизматичный Райнхард, с детства поставивший себе цель и неотступно идущий к ней, и флегматичный рассеянный Ян, мечтавший стать историком, но волею судьбы оказавшийся в армии. Вместе с тем оба потрясающе талантливы, каждый при этом признаёт и уважает гениальность противника.

Цель и борьба как неотъемлемая часть достижения этой цели Райнхарду фон Лоэнграмму жизненно необходимы. Но любая достигнутая цель ведёт в никуда, особенно если цель эта такова, что после неё уже и желать нечего. Получив Вселенную и лишившись главного противника, Лоэнграмм полностью опустошён, ему дальше некуда продвигаться, в то время, как привычная жажда сражения буквально сжигает его изнутри.

Между тем, он действительно настоящий император, прекрасный и мудрый, величественный и великодушный. С того момента, как корона коснулась его золотых локонов, и до самой смерти он не забывает об этом и держится соответствующе. Особенно в этом плане показателен эпизод, когда полуживой Юлиан подходит к сидящему в кресле Райнхарду, который сам настолько слаб, что даже не может встать, но при этом не выказывает ни малейших внешних признаков недомогания.

Отношения с Кирхайсом - отдельный разговор. Это больше, чем дружба: Кирхайс словно неотделимая часть Райнхарда, его вторая половина; пожалуй, он становится для Райнхарда чем-то вроде совести. Они действительно идеально дополняют друг друга: Кирхайс очень хорошо чувствует и понимает друга. Но в этом тандеме Райнхард - абсолютный лидер, а Кирхайс ему безгранично предан, и погибает, оставаясь верным до конца. Жутковато смотреть, на безумие, которое плещется в глазах Райнхарда в тот момент, когда Миттермайер говорит ему, что всё кончено: "Миттермайер, вы лжёте! Кирхайс не может умереть!"

Отдельно же и о "Двойной звезде" - лучших друзьях и блестящих полководцах империи Миттермайере и Ройентале. Оба отважны и стремительны в бою, оба самодостаточны, но, вместе с тем, очень разные люди. Миттермайер - просто хороший человек: ответственный, чуткий, прекрасный семьянин, нежно любящий свою жену. Ройенталь горд, честолюбив и подвержен страстям. Рано или поздно он станет опасен - этого не видит его лучший друг, но своевременно подмечают Райнхард, Оберштайн и Хильда. Возможно, Ройенталь и не хотел идти против Райнхарда, но стечение обстоятельств, гордость, тайное желаение доказать, что он не зря появился на этот свет, делают своё дело. В глубине души Ройенталь всецело предан Райнхарду, он понимает, что тому нужен сильный враг, и сам становится таковым, прося при этом Миттермайера позаботиться об императоре. А Миттермайер не в силах его понять, ведь он тоже предан императору, настолько, что готов сражаться с Ройенталем. Но даже после этого они остаются друзьями, и в конце своей жизни Ройенталь ждёт Миттермайера, чтобы выпить с ним в последний раз.

Среди соратников Райнхарда есть и другие яркие личности: Мюллер, полностью оправдывающий своё прозвище "Железный щит"; не привыкший отступать, порывистый и временами агрессивный Биттенфельд; ответственный и исполнительный Кесслер, для которого долг превыше всего; благородный аристократ Фаренхайт.

Неловкий и вместе с тем обаятельный Ян Венли, в отличие от Райнхарда, начисто лишён честолюбия. Он вовсе не жаждет славы и власти, он просто солдат и исполняет свой долг перед страной. Чудотворцу Яну зачастую удается переменить ход сражения, свести казалось бы неизбежное поражение к ничьей: вот он снова вздохнёт, снимет берет и, почесав в затылке, примет изящное решение, ничем не уступающее тщательно продуманному плану Лоэнграмма. При этом Ян каждый раз задумывается над тем, скольким людям это решение стоило жизни, постоянно мучаясь в сомнениях, имеет ли он после этого право на счастье.

Будь у Яна такая же хватка и решимость, как у Райнхарда, он вполне мог бы получить власть на Хайнесене и выстроить новую систему, которая бы отвечала его представлениям о демократии. Но он мечтает лишь о том, чтобы спокойно уйти на пенсию и писать исторические труды. Однако в конечном итоге наступает момент, когда вера в ценность демократии берет верх и Ян принимает решение: просит Меркатца увести и спрятать часть кораблей Союза, чтобы в будущем продолжить борьбу. Наверное, в тот момент он уже понимал, что мечтам о тихой размеренной жизни так и не суждено сбыться...

В окружении Яна собрались люди приятные, но не всё же такие интересные и выразительные, как в Рейхе. Колоритны, на мой взгляд, харизматичный Шёнкопф, одновременно прекрасный и смертоносный в бою; Аттенборо - хороший стратег и давний приятель Яна, несколько уступающий ему в талантах; опытные военные старой закалки, верные своим принципам, Бьюкок и Меркатц; странноватый, но вместе с тем весьма здравомыслящий Учэн. Да, ещё кот у Юлиана шикарный.

Есть у меня и самый любимый герой - Пауль фон Оберштайн. С того момента, когда он представился Кирхайсу на приёме, у меня сложилось впечатление, что в дальнейшем он сыграет существенную роль в развитие сюжета. Подобное впечатление укрепилось, когда он, единственный уцелевший из станционного флота Изерлона, бросает фразу "Только оставшись в живых, можно отомстить". Далее была очень сильная сцена: Оберштайн со свойственной ему прямотой доказывает, что он нужен Райнхарду, чтобы помочь победить в политической игре: Кирхайс не сможет нажать на спуск и выстрелить в безоружного человека, а он, Оберштайн, сможет, если это понадобится. После такого многообещающего начала хотелось, тем не менее, удостовериться, так ли он в самом деле хорош. Хорош, и ещё как: оказался в нужном месте в нужный момент и буквально одним движением руки, щёлкнув выключателем, переменил ход ситуации в свою пользу.

Окончательно он покорил меня после Вестерланда. Его решение, пусть и неэтичное, но зато самое эффективное и действенное в сложившейся ситуации, вызвало только восхищение. За этим последовала буквально по нотам разыгранная сцена с офицерами, пребывающими в замешательстве после смерти Кирхайса, последующий разговор с самим Райнхардом, когда Оберштайн с невероятной легкостью подбирает правильные выражения и тон, зная, когда надо настоять, а когда остановиться, чтобы не пережать, и в итоге приводит Райнхарда во вменяемое состояние.

Он был бы хорош и таким: холодный, расчётливый, неэмоциональный, преисполненный собственного достоинства и с убийственным спокойствием взирающий на любую ситуацию своими ясными электронными глазами. Но в начале второго сезона происходит нечто потрясающее: казалось бы, небольшой, несущественный кусочек информации о подобранной на улице собаке в корне меняет представление о нём. Всё-таки он испытывает потребность в обыкновенных человеческих чувствах, хочет заботиться о ком-то. Интересно, отдаёт ли он сам себе в этом отчёт или пытается найти разумное логическое объяснение своим нестандартным действиям?

Все моменты, в которых фигурирует Оберштайн, на мой взгляд, удачны: его умение строить сложные хитроумные планы и манипулировать другими людьми и способность предугадать развитие ситуации вызывают уважение, в его словах и действиях нет ничего лишнего и необдуманного, а отсутствие каких-либо эмоциональных проявлений он с лихвой компенсирует, бросив один-единственный взгляд, красноречиво дающий собеседнику понять, что Оберштайн думает о нём и о предмете беседы в целом. Один такой взгляд - и Мариендорф перестал улыбаться, а Ланг моментально замолчал и съёжился. Но пару раз он всё же выказывает откровенное раздражение: после неприятного разговора с Ройенталем и Миттермайером выходит на несколько минут из комнаты, чтобы дать себе и другим возможность успокоиться; с невозмутимым видом застёгивает воротничок после нападения Биттенфельда, но полностью сдержать себя уже не может и повышает голос.

Очень мне нравится сильный и в то же время показательный эпизод: военный, вовремя (и очень грамотно - спасибо Кислингу) остановленный при попытке покушения на Райнхарда, обвиняет того в массовом убийстве жителей Вестерланда, и Райнхард застывает как громом пораженный - у него на лице в эту минуту неописуемое выражение дикого ужаса. Хильда, Кесслер, Кислинг - все в шоке, в растерянности. Сохраняет самообладание только Оберштайн. Выступив вперед, он преспокойно объясняет военному, что тот ошибся, предъявив обвинения Райнхарду: "Я должен быть вашей мишенью, а не в император. Да и охрана у меня не такая серьёзная, так что ваша миссия могла бы увенчаться успехом." Он говорит это без какой-либо издевки, абсолютно серьезно, но от этих слов у преступника окончательно сдают нервы.

Я заранее знала, что Оберштайн погибнет (спойлеры, да-с), то есть морально была к этому подготовлена. Но когда это случилось, всё равно было до слёз его жалко - умного, талантливого, мужественного и вместе с тем одинокого и глубоко несчастного (хотя он сам вряд ли когда-нибудь задумывался над таким понятием, как "счастье"). И до последнего мгновения он оставался верен себе и, превознемогая боль, отдавал последние распоряжения тихим бесстрастным голосом. Прошло некоторое время, прежде чем я осознала, что для него так лучше: в грядущем светлом будущем обновлённого Рейха Оберштайну просто-напросто стало бы скучно.

Возвращаясь к сюжетной линии, стоит отметить, что зачастую при просмотре эпизодов, действие которых относится к Союзу, возникали мысли: "Ну скорей бы уже снова показали Рейх". Уж очень неприятно было смотреть на агрессию рыцарей-патриотов, разгоны демонстраций, некомпетентных чиновников и военных, занимающих высокие посты и принимающих идиотские решения, которые некому оспорить. Да и постоянные рассуждения о правильности и пользе демократии в свете всего вышеперечисленного поначалу выглядели просто смехотворно, а под конец стали откровенно раздражать. В Рейхе поинтереснее: всех некомпетентных идиотов быстренько выпилили, а их места заняли талантливые люди. Тут, правда, ошибки в принятии решений тоже имеют место быть, но вызваны они исключительно тем, что каждый пытается показать себя с лучшей стороны и добиться очередного повышения. Ну и интриг предостаточно. Да и, как уже было сказано выше, интересных героев поболе. И в Рейхе, и в Союзе достойные герои и умирают достойно, вот только в первом случае умирают они за конкретного человека, а во втором - за демократию. Признаюсь, первый вариант мне импонирует больше. Так что "выточкам и стразам - да, да, да!"

Есть в сюжете несколько странных и, на мой взгляд, необъяснимых упущений. До сих пор мне не даёт покоя эпизод с покушением на Райнхарда, во время которого погибает Кирхайс. Почему, когда Ансбах начинает не спеша копаться в теле Брауншвейга, чтобы достать РПГ, никто из стоящих рядом офицеров не пытается его остановить?

Ещё один скользкий момент - финальная атака терроистов. Ну и чего они хотели этим добиться, что бы им дала смерть Райнхарда, учитывая, что их самих человек двадцать осталось? Ясно же, что полезли они туда не из-за того, что Райнхард якобы Землю собирался по выздоровлении уничножить: Де Вилье сам-то не фанатик, ему на Землю, мягко говоря, наплевать.

Кроме того, зацепил меня эпизод, когда Грилльпарцер получил письмо из Географического общества. Зачем нам вообще показали, как он обрадовался, - нельзя было что ли просто ограничиться словами, что он учёный, занимается научной деятельностью? А то я, вроде бы, прониклась симпатией (уж очень по-детски он радовался), а он потом взял и устроил гадость...

Странно выглядит и удивительная телепортация Кислинга в саду у Кюммеля: сначала показывают пустой стул и самого Кислинга, двигающегося вдоль стола на корточках с пистолетом, затем Кесслер отрицательно качает головой - и Кислинг мгновенно оказывается снова на стуле.

Раздражает, что после смерти Кирхайса на протяжение оставшихся трёх сезонов разные герои с сожалением в голосе произносят сакральную фразу "Если бы Кирхайс был жив..." В качестве апогея Кирхайс является-таки Райнхарду во сне в один из ключевых моментов и помогает принять верное решение. На этом фоне постоянно мерещившийся Юлиану Ян выглядел вполне органично.

На самом деле, это мелочи, и замечательных моментов, которые хочется пересматривать снова и снова, в ЛоГГ хоть отбавляй; с цитатами аналогично. Судя по всему, об этом будет уже другой пост. Здесь же я постаралась вкратце передать своё отношение к этому аниме в целом и акцентировать внимание на героях и некоторых сюжетных моментах, которые мне особо понравились или же, напротив, вызвали некоторое недоумение.

И напоследок: мне кажется немного странным и вместе с тем символичным, что в конце именно сын Ройенталя, а не Райнхарда тянет ручонки к звёздам... Вообще в ЛоГГ много вещей, над которыми серьёзно задумываешься, а когда последняя серия досмотрена, появляется ощущение опустошённости, и его можно преодолеть, только начав пересматривать это аниме заново.

Взято отсюда: http://putipuha.blogspot.ru/2011/03/legend-of-galactic-heroes.html

image Click to view



рейх, Райнхард, Ян, Вестерленд, reich, 銀河英雄伝説, la leyenda de los heroes de la galaxia, республика, Зигфид Кирхайс, reinhard, ヤン, legend of the galactic heroes, logh, Вольфганг Миттельмайер, Пауль фон Оберштайн, Кирхайс, легенда о героях галактики, kircheis, reinhard von lohengramm, ロイエンタール, рецензии, カイザー ラインハルト, ЛоГГ

Previous post Next post
Up