Данная рецензия на сагу попалась мне сегодня совершенно случайно. Написана в 2011 году и фандомское "творчество" здесь рядом не стояло. Автор не только здраво, без всяких слезливых всхлипываний по поводу "ах какой няшка Кирхайс/Ян/Райнхард" и "ах какой гад этот Оберштайн", попытался проанализировать содержание саги, но и задался определёнными вопросами.
И так, читайте. Автор: Putipuha
Legend of the Galactic Heroes
Долго собиралась посмотреть это аниме, но всё откладывала: думалось, что на просмотр уйдёт несколько месяцев (110 основных серий, плюс три полнометражки и 54 серии отступления от основной сюжетной линии). На деле же вышло меньше месяца, и теперь Легенда о Галактических Героях прочно занимает первое место в моем рейтинге, и смотреть что-то после такого уже не хочется. Сразу скажу, что это был первый опыт просмотра аниме с субтитрами (у нас его не озвучивали), и оно того стоит: голоса в оригинале просто потрясающие!
ЛоГГ снимали по серии книг Ёсики Танаки и сняли очень хорошо: чётко и буквально дословно следуя оригинальному тексту и при этом не давая угаснуть зрительскому интересу на протяжении всех ста с лишним серий. Жанр - космическая опера, посему центральное место занимают космические сражения, и тут же сразу поражает рисовка: красиво и, не побоюсь этого слова, реалистично, иногда даже чересчур. Не понимаю, зачем вставлять сцены, где кишки наружу и прочие неприглядности, но, видимо, японцы без этого не могут - раз уж таковы неотъемлемые составляющие любой войны, пусть даже космической, то надо их показать. И всё-таки основной упор делается, прежде всего, на стратегию и тактику ведения боя, что напрямую подводит нас к героям этого повествования, которые воспринимаются не как анимешные персонажи, а как реальные люди со своими судьбами, характерами, стремлениями.
К своему стыду, должна признаться, что первая ассоциативная параллель с главными героями после просмотра полнометражки "Мне покорится море звезд" (предыстория к основному произведению) отсылала меня к Death Note: воистину, один мечтает заполучить Вселенную, второй явно будет ему в этом мешать. Это впечатление быстро прошло, стоило только познакомиться с Райнхардом фон Лоэнграммом и Яном Венли поближе. По характеру - две противоположности: амбициозный, харизматичный Райнхард, с детства поставивший себе цель и неотступно идущий к ней, и флегматичный рассеянный Ян, мечтавший стать историком, но волею судьбы оказавшийся в армии. Вместе с тем оба потрясающе талантливы, каждый при этом признаёт и уважает гениальность противника.
Цель и борьба как неотъемлемая часть достижения этой цели Райнхарду фон Лоэнграмму жизненно необходимы. Но любая достигнутая цель ведёт в никуда, особенно если цель эта такова, что после неё уже и желать нечего. Получив Вселенную и лишившись главного противника, Лоэнграмм полностью опустошён, ему дальше некуда продвигаться, в то время, как привычная жажда сражения буквально сжигает его изнутри.
Между тем, он действительно настоящий император, прекрасный и мудрый, величественный и великодушный. С того момента, как корона коснулась его золотых локонов, и до самой смерти он не забывает об этом и держится соответствующе. Особенно в этом плане показателен эпизод, когда полуживой Юлиан подходит к сидящему в кресле Райнхарду, который сам настолько слаб, что даже не может встать, но при этом не выказывает ни малейших внешних признаков недомогания.
Отношения с Кирхайсом - отдельный разговор. Это больше, чем дружба: Кирхайс словно неотделимая часть Райнхарда, его вторая половина; пожалуй, он становится для Райнхарда чем-то вроде совести. Они действительно идеально дополняют друг друга: Кирхайс очень хорошо чувствует и понимает друга. Но в этом тандеме Райнхард - абсолютный лидер, а Кирхайс ему безгранично предан, и погибает, оставаясь верным до конца. Жутковато смотреть, на безумие, которое плещется в глазах Райнхарда в тот момент, когда Миттермайер говорит ему, что всё кончено: "Миттермайер, вы лжёте! Кирхайс не может умереть!"
Отдельно же и о "Двойной звезде" - лучших друзьях и блестящих полководцах империи Миттермайере и Ройентале. Оба отважны и стремительны в бою, оба самодостаточны, но, вместе с тем, очень разные люди. Миттермайер - просто хороший человек: ответственный, чуткий, прекрасный семьянин, нежно любящий свою жену. Ройенталь горд, честолюбив и подвержен страстям. Рано или поздно он станет опасен - этого не видит его лучший друг, но своевременно подмечают Райнхард, Оберштайн и Хильда. Возможно, Ройенталь и не хотел идти против Райнхарда, но стечение обстоятельств, гордость, тайное желаение доказать, что он не зря появился на этот свет, делают своё дело. В глубине души Ройенталь всецело предан Райнхарду, он понимает, что тому нужен сильный враг, и сам становится таковым, прося при этом Миттермайера позаботиться об императоре. А Миттермайер не в силах его понять, ведь он тоже предан императору, настолько, что готов сражаться с Ройенталем. Но даже после этого они остаются друзьями, и в конце своей жизни Ройенталь ждёт Миттермайера, чтобы выпить с ним в последний раз.
Среди соратников Райнхарда есть и другие яркие личности: Мюллер, полностью оправдывающий своё прозвище "Железный щит"; не привыкший отступать, порывистый и временами агрессивный Биттенфельд; ответственный и исполнительный Кесслер, для которого долг превыше всего; благородный аристократ Фаренхайт.
Неловкий и вместе с тем обаятельный Ян Венли, в отличие от Райнхарда, начисто лишён честолюбия. Он вовсе не жаждет славы и власти, он просто солдат и исполняет свой долг перед страной. Чудотворцу Яну зачастую удается переменить ход сражения, свести казалось бы неизбежное поражение к ничьей: вот он снова вздохнёт, снимет берет и, почесав в затылке, примет изящное решение, ничем не уступающее тщательно продуманному плану Лоэнграмма. При этом Ян каждый раз задумывается над тем, скольким людям это решение стоило жизни, постоянно мучаясь в сомнениях, имеет ли он после этого право на счастье.
Будь у Яна такая же хватка и решимость, как у Райнхарда, он вполне мог бы получить власть на Хайнесене и выстроить новую систему, которая бы отвечала его представлениям о демократии. Но он мечтает лишь о том, чтобы спокойно уйти на пенсию и писать исторические труды. Однако в конечном итоге наступает момент, когда вера в ценность демократии берет верх и Ян принимает решение: просит Меркатца увести и спрятать часть кораблей Союза, чтобы в будущем продолжить борьбу. Наверное, в тот момент он уже понимал, что мечтам о тихой размеренной жизни так и не суждено сбыться...
В окружении Яна собрались люди приятные, но не всё же такие интересные и выразительные, как в Рейхе. Колоритны, на мой взгляд, харизматичный Шёнкопф, одновременно прекрасный и смертоносный в бою; Аттенборо - хороший стратег и давний приятель Яна, несколько уступающий ему в талантах; опытные военные старой закалки, верные своим принципам, Бьюкок и Меркатц; странноватый, но вместе с тем весьма здравомыслящий Учэн. Да, ещё кот у Юлиана шикарный.
Есть у меня и самый любимый герой - Пауль фон Оберштайн. С того момента, когда он представился Кирхайсу на приёме, у меня сложилось впечатление, что в дальнейшем он сыграет существенную роль в развитие сюжета. Подобное впечатление укрепилось, когда он, единственный уцелевший из станционного флота Изерлона, бросает фразу "Только оставшись в живых, можно отомстить". Далее была очень сильная сцена: Оберштайн со свойственной ему прямотой доказывает, что он нужен Райнхарду, чтобы помочь победить в политической игре: Кирхайс не сможет нажать на спуск и выстрелить в безоружного человека, а он, Оберштайн, сможет, если это понадобится. После такого многообещающего начала хотелось, тем не менее, удостовериться, так ли он в самом деле хорош. Хорош, и ещё как: оказался в нужном месте в нужный момент и буквально одним движением руки, щёлкнув выключателем, переменил ход ситуации в свою пользу.
Окончательно он покорил меня после Вестерланда. Его решение, пусть и неэтичное, но зато самое эффективное и действенное в сложившейся ситуации, вызвало только восхищение. За этим последовала буквально по нотам разыгранная сцена с офицерами, пребывающими в замешательстве после смерти Кирхайса, последующий разговор с самим Райнхардом, когда Оберштайн с невероятной легкостью подбирает правильные выражения и тон, зная, когда надо настоять, а когда остановиться, чтобы не пережать, и в итоге приводит Райнхарда во вменяемое состояние.
Он был бы хорош и таким: холодный, расчётливый, неэмоциональный, преисполненный собственного достоинства и с убийственным спокойствием взирающий на любую ситуацию своими ясными электронными глазами. Но в начале второго сезона происходит нечто потрясающее: казалось бы, небольшой, несущественный кусочек информации о подобранной на улице собаке в корне меняет представление о нём. Всё-таки он испытывает потребность в обыкновенных человеческих чувствах, хочет заботиться о ком-то. Интересно, отдаёт ли он сам себе в этом отчёт или пытается найти разумное логическое объяснение своим нестандартным действиям?
Все моменты, в которых фигурирует Оберштайн, на мой взгляд, удачны: его умение строить сложные хитроумные планы и манипулировать другими людьми и способность предугадать развитие ситуации вызывают уважение, в его словах и действиях нет ничего лишнего и необдуманного, а отсутствие каких-либо эмоциональных проявлений он с лихвой компенсирует, бросив один-единственный взгляд, красноречиво дающий собеседнику понять, что Оберштайн думает о нём и о предмете беседы в целом. Один такой взгляд - и Мариендорф перестал улыбаться, а Ланг моментально замолчал и съёжился. Но пару раз он всё же выказывает откровенное раздражение: после неприятного разговора с Ройенталем и Миттермайером выходит на несколько минут из комнаты, чтобы дать себе и другим возможность успокоиться; с невозмутимым видом застёгивает воротничок после нападения Биттенфельда, но полностью сдержать себя уже не может и повышает голос.
Очень мне нравится сильный и в то же время показательный эпизод: военный, вовремя (и очень грамотно - спасибо Кислингу) остановленный при попытке покушения на Райнхарда, обвиняет того в массовом убийстве жителей Вестерланда, и Райнхард застывает как громом пораженный - у него на лице в эту минуту неописуемое выражение дикого ужаса. Хильда, Кесслер, Кислинг - все в шоке, в растерянности. Сохраняет самообладание только Оберштайн. Выступив вперед, он преспокойно объясняет военному, что тот ошибся, предъявив обвинения Райнхарду: "Я должен быть вашей мишенью, а не в император. Да и охрана у меня не такая серьёзная, так что ваша миссия могла бы увенчаться успехом." Он говорит это без какой-либо издевки, абсолютно серьезно, но от этих слов у преступника окончательно сдают нервы.
Я заранее знала, что Оберштайн погибнет (спойлеры, да-с), то есть морально была к этому подготовлена. Но когда это случилось, всё равно было до слёз его жалко - умного, талантливого, мужественного и вместе с тем одинокого и глубоко несчастного (хотя он сам вряд ли когда-нибудь задумывался над таким понятием, как "счастье"). И до последнего мгновения он оставался верен себе и, превознемогая боль, отдавал последние распоряжения тихим бесстрастным голосом. Прошло некоторое время, прежде чем я осознала, что для него так лучше: в грядущем светлом будущем обновлённого Рейха Оберштайну просто-напросто стало бы скучно.
Возвращаясь к сюжетной линии, стоит отметить, что зачастую при просмотре эпизодов, действие которых относится к Союзу, возникали мысли: "Ну скорей бы уже снова показали Рейх". Уж очень неприятно было смотреть на агрессию рыцарей-патриотов, разгоны демонстраций, некомпетентных чиновников и военных, занимающих высокие посты и принимающих идиотские решения, которые некому оспорить. Да и постоянные рассуждения о правильности и пользе демократии в свете всего вышеперечисленного поначалу выглядели просто смехотворно, а под конец стали откровенно раздражать. В Рейхе поинтереснее: всех некомпетентных идиотов быстренько выпилили, а их места заняли талантливые люди. Тут, правда, ошибки в принятии решений тоже имеют место быть, но вызваны они исключительно тем, что каждый пытается показать себя с лучшей стороны и добиться очередного повышения. Ну и интриг предостаточно. Да и, как уже было сказано выше, интересных героев поболе. И в Рейхе, и в Союзе достойные герои и умирают достойно, вот только в первом случае умирают они за конкретного человека, а во втором - за демократию. Признаюсь, первый вариант мне импонирует больше. Так что "выточкам и стразам - да, да, да!"
Есть в сюжете несколько странных и, на мой взгляд, необъяснимых упущений. До сих пор мне не даёт покоя эпизод с покушением на Райнхарда, во время которого погибает Кирхайс. Почему, когда Ансбах начинает не спеша копаться в теле Брауншвейга, чтобы достать РПГ, никто из стоящих рядом офицеров не пытается его остановить?
Ещё один скользкий момент - финальная атака терроистов. Ну и чего они хотели этим добиться, что бы им дала смерть Райнхарда, учитывая, что их самих человек двадцать осталось? Ясно же, что полезли они туда не из-за того, что Райнхард якобы Землю собирался по выздоровлении уничножить: Де Вилье сам-то не фанатик, ему на Землю, мягко говоря, наплевать.
Кроме того, зацепил меня эпизод, когда Грилльпарцер получил письмо из Географического общества. Зачем нам вообще показали, как он обрадовался, - нельзя было что ли просто ограничиться словами, что он учёный, занимается научной деятельностью? А то я, вроде бы, прониклась симпатией (уж очень по-детски он радовался), а он потом взял и устроил гадость...
Странно выглядит и удивительная телепортация Кислинга в саду у Кюммеля: сначала показывают пустой стул и самого Кислинга, двигающегося вдоль стола на корточках с пистолетом, затем Кесслер отрицательно качает головой - и Кислинг мгновенно оказывается снова на стуле.
Раздражает, что после смерти Кирхайса на протяжение оставшихся трёх сезонов разные герои с сожалением в голосе произносят сакральную фразу "Если бы Кирхайс был жив..." В качестве апогея Кирхайс является-таки Райнхарду во сне в один из ключевых моментов и помогает принять верное решение. На этом фоне постоянно мерещившийся Юлиану Ян выглядел вполне органично.
На самом деле, это мелочи, и замечательных моментов, которые хочется пересматривать снова и снова, в ЛоГГ хоть отбавляй; с цитатами аналогично. Судя по всему, об этом будет уже другой пост. Здесь же я постаралась вкратце передать своё отношение к этому аниме в целом и акцентировать внимание на героях и некоторых сюжетных моментах, которые мне особо понравились или же, напротив, вызвали некоторое недоумение.
И напоследок: мне кажется немного странным и вместе с тем символичным, что в конце именно сын Ройенталя, а не Райнхарда тянет ручонки к звёздам... Вообще в ЛоГГ много вещей, над которыми серьёзно задумываешься, а когда последняя серия досмотрена, появляется ощущение опустошённости, и его можно преодолеть, только начав пересматривать это аниме заново.
Взято отсюда:
http://putipuha.blogspot.ru/2011/03/legend-of-galactic-heroes.html Click to view