В десятой главе Евангелия от Иоанна Христос развивает мысль о стаде, пастухе и волках. Понятно, Добрый Пастырь
- Он, стадо - Его люди, волки - слуги дьявола. Средневековые институты очень постарались создать образ волка-дьявола. Но при изучении преданий древней церкви часто видим другое отношение к волкам.
Пустынник кормит приходящих к нему зверей. На Юге это львы и лисицы, в наших широтах - мишки-медведи. Львы и медведи - собеседники, это владыки зверей, приходящие к человеку не только за пищей, но и для разговора за жизнь. Волки (есть несколько упоминаний, что не волк, а волчица) тоже приходят к пустынникам. И, что удивительно, пустынник относится к ним серьёзнее, чем к другим зверям. Отношение к ним не такое же, как к гиенам или лисицам. В афонских рассказах старец не различает лисиц одна от другой, они как бы все на одно лицо. Хотя со временем у него появилась любимая лисица. Наоборот, с волчицей старец довольно долго искал общий язык - для него этот зверь был особенным. Это зверь-мыслитель, философ, наделённый таинственной силой. Один пустынник оставлял в своей пещере в сетке хлебы. Волчица ждала, когда пустынник уйдёт, забиралась к нему в пещеру и съедала хлеб. Зачем-то этот хлеб ей нужен был. Однажды пустынник долго не возвращался, и волчица ждала его у пещеры. Когда же он вернулся, волчица сбежала и спряталась в лесу. Пустынник вызвал её из леса молитвами, дал ей свой хлеб и потом они долго разговаривали. Волчица слушала, склонив голову, как будто понимала, что брала не свой хлеб. Но, может быть, что-то рассказывала пустыннику - о волчьей жизни.
Источник