Прыдыдущие выпуски:
1967197319841991 1977 IN ROCK
В истории рок-музыки бывали года удачные, так себе, а то и вовсе пропавшие. Но был лишь один год, который многие любители музыки считают омерзительным и худшим из худших. Здесь даже сомнений быть не может - речь о 1977. Вот о его дурной славе, и о том, надо ли ее бояться, мы и поговорим.
1977 год ввел в обиход две вещи, которые испоганили жизнь миллионам музыкантов и слушателей: панк-рок и диско. Формально оба жанра существовали и слегка ранее, но выбрались из логова и стали без разбора убивать, насиловать и грабить всех они именно в 1977.
Но прежде чем говорить о том, что нового вышло из этого года, посмотрим на то, что старого в него вошло. Классический рок (в его понимании российским слушателем) и поп-рок переживал времена безрадостные. Разрозненные битлы ничем особым не отметились. Rolling Stones и The Who - аналогично. Даже клепавший пластинки как горячие пирожки Элтон Джон и тот счел за лучшее отмолчаться.
А тут еще померли Элвис Пресли да Марк Болан, ну кто их просил? Хорошо, хоть успели альбомы финальные записать: наполовину концертный кантри-опус элвиса “Moody Blue” и болановский "Dandy in the Underworld", очень любимый фэнами T.Rex, но на мой взгляд неказистый.
Из классиков разве что The Kinks переживали ренессанс, после странных комичных рок-опер они взялись за бодрый притяжеленный рокешник и победили.
Но если оторваться от российских традиционных вкусов, и поглядеть в чарты, то обнаружится: на самом деле 1977 - год классик-роковых бестселлеров. Просто эти вещи у нас не любят и не ценят, но мир, и Америка в первую очередь, сходили по ним с ума. Речь о мегапродаваемых "Rumours" Fleetwood Mac (40 миллионов проданных копий!), "Bat Out of Hell" Meat Loaf (свыше 22 миллионов) и (в меньшей степени) "The Grand Illusion" Styx. Даже успехи Queen на их фоне померкли как светлячки под подошвой сапога.
Плюс тогда же стрельнул в стратосферу мало кому до этого нужный Билли Джоэл с пластинкой, которая остается самой продаваемой его работой по сей день. И тем же самым может похвастать сильнейшая работа Джеффа Линна и ELO "Out of the Blue" - спасибо, что хоть кто-то заменял нам The Beatles в их отсутствие.
10cc "Deceptive Bends"
Honeymoon With B TroopThe Beach Boys "Love You"
Billy Joel "The Stranger"
The StrangerElectric Light Orchestra "Out of the Blue"
Sweet Talkin' WomanElvis Presley “Moody Blue”
Fleetwood Mac "Rumours"
The Kinks "Sleepwalker"
Juke Box Music Leonard Cohen "Death of a Ladies' Man"
Lynyrd Skynyrd "Street Survivors"
Meat Loaf "Bat Out of Hell"
Queen "News of the World"
Slade "Whatever Happened to Slade"
Smokie "Bright Lights & Back Alleys"
It's Your Life Status Quo "Rockin' All Over the World"
Styx "The Grand Illusion"
Tom Waits "Foreign Affairs"
T.Rex "Dandy in the Underworld"
ZZ Top "Tejas"
С прог-роком ситуация по инерции считалась успешной, но точно не блистательной. "Animals" Pink Floyd обрадовал всех самим только фактом своего появления, но никаких откровений, как предыдущие два лонгплея не принес. Покинувший Genesis Питер Гэбриэл выдал первый сольник и заглянул в хит-парады. Но если Питер и пытался пошатнуть какие-то устои, то попытка не засчитана. Легендарный звукоинженер с Abbey Road Алан Парсонс записал второй концептуальный альбом, в этот раз по Айзеку Азимову. "I Robot" - безупречный аудиофильский эталон, и еще более безупречное снотворное.
Из традиционных прог-рокеров повод для довольства есть разве что у Van Der Graaf Generator, которые убрали слово Generator из названия, и накатали одну из своих самых заметных пластинок.
The Alan Parsons Project "I Robot"
Project Day After Day (The Show Must Go On)Caravan "Better by Far"
Gentle Giant "The Missing Piece"
Jethro Tull "Songs From the Wood"
Songs From the WoodPeter Gabriel "Peter Gabriel"
Solsbury HillPink Floyd "Animals"
Procol Harum "Something Magic"
Rick Wakeman "Criminal Record"
Supertramp "Even in the Quietest Moments… "
Van Der Graaf "The Quiet Zone / The Pleasure Dome"
The Habit of the Broken HeartYes "Going for the One"
Почему-то также считается, что 1977 был плохим временем для тяжелого рока. Опять таки это следствие того, что взгляд зрителей был сфокусирован не на той части сцены. Понятно, что ни Deep Purple, ни Led Zeppelin, ни Black Sabbath мы по разным причинам не услышали. Но если начать выписывать имена в столбик, картина покажется вполне оптимистичной.
Да, большинство из этих артистов (Alice Cooper, Uriah Heeep, Bachman-Turner Overdrive, Sweet) были уже на излете. Что однако не помешало Nazareth и UFO записать одни из лучших работ в дискографии. И в то же время зарождались или бурно росли карьеры AC/DC, Judas Priest, Whitesnake, Scorpions.
AC/DC "Let There Be Rock"
Alice Cooper "Lace and Whiskey"
David Coverdale "Whitesnake"
LadyHawkwind "Quark Strangeness and Charm"
Judas Priest "Sin After Sin"
Dissident AggressorKISS "Love Gun"
Nazareth "Expect No Mercy"
Expect No MercyScorpions "Taken by Force"
Sweet "Off the Record"
Stairway to the Stars (single)Thin Lizzy "Bad Reputation"
Bachman-Turner Overdrive "Freeway"
Blue Öyster Cult "Spectres"
Foreigner "Foreigner"
UFO "Lights Out"
Lights OutUriah Heep "Firefly"
SympathyUriah Heep "Innocent Victim"
На самом деле самой интересной частью хард-рока были коллективы нетрадиционного толка. Например, свои лучшие времена переживали две самые знаменитые хард-роковые женские группы - Heart и The Runaways. Cheap Trick, создатели очень странной смеси хэви-метала, новой волны и битловщины, накатали первые две пластинки. Молодцы Rush оформили хет-трик - третью подряд каноническую прог-хард запись “A Farewell to Kings” (предыдущие звались “Caress of Steel” и “2112”). А тут еще Motörhead подоспели, но их никто не встретил.
Cheap Trick "Cheap Trick"
Cheap Trick "In Color"
Big EyesHeart "Little Queen"
BarracudaThe Runaways "Queens of Noise"
Take It or Leave ItThe Runaways "Waitin' for the Night"
Rush "A Farewell to Kings"
Cinderella ManMotörhead "Motörhead"
Как видишь, времена в музыке были не самые паршивые - как об этом обычно ноют в рок-энциклопедиях. Так в чем беда-то? А беды пришли сразу две. Даже не знаю с какой начать. Начнем с того, что на экраны вышел фильм “Saturday Night Fever”. Продажи саундтрека (где локомотивом были хиты Bee Gees) - 15 миллионов копий в одной Америке. Дальше можно не рассказывать.
Диско как цунами смыло всю другую поп-музыку из эфиров. Ты в курсе, что песня Baccara «Yes Sir, I Can Boogie» - восьмой по продажам сингл в истории музыки? 16 миллионов экземпляров, мать их.
Даже те, кто не собирался этого делать, стали играть диско. Особенно просто и быстро смогли переквалифицироваться те, кто до этого исполняли танцевальный поп или заводной соул с фанком. Разве что главная поп-группа эпохи ABBA еще не успела сориентироваться и записала альбом по-старинке.
Наряду с Bee Gees, другой ключевой фигурой в развитию диско и танцевальной музыки вообще был продюсер и композитор Джорджо Мородер. Во-первых этот итальянец - создатель самого сумасшедшего и волшебного поп-саунда 70-х, который можно услышать в частности в великой “I Feel Love” Донны Саммер. Во-вторых, он крайне одаренный и смелый экспериментатор. В 1977 Мородер отметился своим наиболее знаменитым (если не считать саундтреков) лонгплеем "From Here to Eternity".
ABBA "The Album"
Amanda Lear "I Am a Photograph"
These Boots Are Made for WalkingBaccara "Baccara"
Yes Sir, I Can BoogieBee Gees & V/A "Saturday Night Fever"
Stayin' AliveBelle Epoque "Bamalama"
Mister-Do-RightBoney M. "Love for Sale"
Cerrone “Cerrone’s Paradise (II)”
Cerrone “Supernature (III)”
Chic “Chic”
Donna Summer "I Remember Yesterday"
I Feel LoveDonna Summer "Once Upon a Time"
Eruption “Eruption”
Giorgio Moroder "From Here to Eternity"
From Here to EternityGloria Gaynor “Glorious”
Parliament "Funkentelechy vs. the Placebo Syndrome"
Supermax “World of Today”
Teach-In “See the Sun”
Диско - это еще полбеды. Вторая трагедия испортила не только настроение почти всем обывателям и музыкантам, но и полностью переменила музыкальный вектор. В 1977 рок-музыка ступила в новую эпоху, которая продолжается по сей день - нравится нам это или нет.
Всего за несколько месяцев рок-музыка из категории монументального высокохудожественного искусства переместилась в раздел художественной самодеятельности. Понятное дело, что и сейчас масса авторов и музыкантов воспринимают себя гипер-серьезно, и вкладывают в творчество громадные деньги и годы музыкального образования. Но тон планете задают уже не они. Инди-рок, альтернатива, трэш-метал, блэк-метал, грандж, готик-рок - да почти все что угодно - берет начало здесь. Если не музыкально, то идеологически и технически.
Да, эстетика DIY («сделай сам») существовала в рок-музыке и раньше, но то были эпизодические казусы, а не лавина играющей, выступающей и издающейся молодежи. Да, на трех грязных пауэр-кордах музыку играли и до того, в 60-е. Но тогда никому не приходило в голову отсечь все лишнее от рок-н-ролла - в первую очередь пострадала его исходная блюзовая составляющая. Как говаривал (если мне не изменяет память) Том Верлэйн: “Ramones убрали из рок-н-ролла блюз и все черное, и сделали его белым и городским».
Хотя если говорить о британцах, их преобразования в музыке не были столь радикальными. Да, по части имиджа, текстов и всего такого они мгновенно перегнали американцев. Но если вслушаться в Sex Pistols, The Jam или The Clash, то слышно, что их музыка в основе своей более олдскульна и традиционна.
Много любопытных панк-альбомов 1977 года в реальности не так раскручены, как творения титанов жанра. Например, собранная бывшими глэм-рокерами банда The Boys первой (и почти последней!) в истории панка задалась целью делать панк-рок по мелодическим канонам The Beatles. Плюс была еще любопытная австралийская сцена, с немного сыроватой, но бодрой командой Radio Birdman и небывало мощно звучащим по тем временам коллективом The Saints. Лишь Buzzcocks на EP “Spiral Scratch” могли как-то сравняться с The Saints по энергетическим и шумовым показателям.
The Boys "The Boys"
First TimeBuzzcocks "Spiral Scratch EP"
BreakdownThe Clash "The Clash"
The Damned "Damned Damned Damned"
The Damned "Music for Pleasure"
Problem ChildThe Jam "In the City"
Away From the NumbersThe Jam "This Is The Modern World"
The Sex Pistols "Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols"
God Save the QueenSkrewdriver "All Skrewed Up"
The Vibrators "Pure Mania"
Radio Birdman "Radios Appear"
The Saints "(I'm) Stranded"
(I'm) Stranded Любопытно, что то, что нынче принято звать «постпанком» появилось практически одновременно с панком, а то и раньше под видом «новой волны». Просто раньше такое нестандартное мышление не находило массового слушателя. С панк-революцией восприятие публики изменилось и расширилось, и многие имена подоспели ровно тогда, когда в них была нужда - американец Игги со своими сольниками, англичане The Stranglers, а также безобидный и мягкий, но смелый и плодовитый Элвис Костелло.
Тогда же, в 1977 вышла самая ключевая пластинка в истории пост-панка - “Pink Flag” Wire, огородившее безграничное поле для дальнейших экспериментов инди-рокеров и им подобных.
The Boomtown Rats "The Boomtown Rats"
Elvis Costello "My Aim is True"
Sneaky FeelingsIggy Pop "The Idiot"
Iggy Pop "Lust for Life"
Iggy Pop & James Williamson "Kill City"
The Stranglers "Rattus Norvegicus (IV)"
The Stranglers "No More Heroes"
Ultravox "Ultravox!"
Slip AwayWire "Pink Flag"
Three Girl Rhumba Американскую андеграундную сцену тех лет, безусловно, следует расписать отдельно. Хотя бы потому, что она не ощущала такой поддержки местных медиа и публики, как в Британии. По большому счету панк-революция прошла мимо Америки… точнее произошла в какой-то темной параллельной Америке. Если британские панки получили все и сразу, то признание американских героев затянулось на долгие годы.
The Dead Boys "Young, Loud and Snotty"
What Love Is (demo)
Johnny Thunders & The Heartbreakers "L.A.M.F."
I Love YouRamones "Leave Home"
Suzy is a HeadbangerRamones "Rocket to Russia"
Richard Hell & The Voidoids "Blank Generation"
Почти вся штатовская панковая и околопанковая сцена сплотилась вокруг нью-йоркского клуба CBGB. Кто-то (как электронщики Suicide или авангардисты Pere Ubu) занимались делами вовсе уж маргинальными. Но Blondie и Talking Heads - как тебе наверняка хорошо известно - быстро дослужились до звездного статуса. И совершенно заслуженно.
Blondie "Plastic Letters"
Contact in Red SquarePere Ubu "Modern Dance"
The Modern DanceSuicide "Suicide"
Talking Heads "77"
Psycho KillerTelevision "Marquee Moon"
Venus Вообще экспериментальной музыки в те годы рождалось немалые объемы. Это было актуально, круто и по-своему престижно, особенно если при этом использовались электронные инструменты. Можно как угодно относиться к обеим странным пластинкам Дэвида Боуи 1977 года, но тот факт, что они были зеркалом очень и очень массивных экспериментальных процессов очевиден и важен. Хотя лично на мой взгляд градус накала радикализма все же подупал в сравнении с 1969-1975 годами, когда в Германии и сочувствующих ей странах свирепствовала эпидемия краутрока.
Brian Eno "Before and After Science"
Brian Eno and Cluster "Cluster & Eno"
David Bowie "Heroes"
"Heroes"David Bowie "Low"
Klaus Schulze "Body Love"
Klaus Schulze "Mirage"
Kraftwerk "Trans Europe Express"
The Hall of MirrorsPopol Vuh "Herz aus Glas"
The Residents "Fingerprince"
Throbbing Gristle "The Second Annual Report"
Vangelis "Spiral"
Если тебе все вышеописанное слушать страшно или неприятно, у нас есть лучшее в мире средство духовного упокоя. 1977 год стал особенным для ямайской музыки - регги, даба и ска. А все потому, что британские панки носились с этими жанрами как с писаной торбой - достаточно вспомнить с каким пиететом The Clash записали кавер на песню “Police and Thieves” Ли Скретча Перри и Джуниора Марвина.
Два самых заметных регги-релиза 1977 - второй альбом осколка The Wailers Питера Тоша и самый популярный (и наиболее прилизанный и гладкий на тот момент) диск Боба Марли. В принципе это его последняя классическая работа, наряду с “Soul Rebels”, “Catch a Fire” и “Burnin’”.
Bob Marley "Exodus"
One Love / People Get ReadyPeter Tosh "Equal Rights"
Вот и все, что имею сказать о годе 1977 - самом насыщенном событиями и революциями годе в рок-н-ролле после 1967. Если тебе есть что добавить - в комментах полно свободного места!
Источник