Оригинал взят у
gertman в
Пост-невозможный мир: Собирая разобранное
Ольга Балла-Гертман
Пост-невозможный мир: Собирая
разобранное
http://origin.svobodanews.ru/content/blog/24425330.html Владимир Мартынов. Автоархеология. 1978-1998. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. - 240 с.
В своей «Автоархеологии», две части которой уже осуществились: первая - о 1952-1972 годах, вышедшая несколько месяцев назад в том же издательстве; вторая - эта; видимо, предстоит ещё одна, - композитор, писатель и мыслитель Владимир Мартынов прослеживает истоки и логику собственной культурной (следуя его пониманию, скорее транскультурной) позиции - полагая, что убедительнее всего показать устройство смыслов, в том числе и себе самому, можно через прояснение индивидуального пути к ним.
Пожалуй, так оно и есть - даже если речь идёт о единичной биографии, полной - казалось бы - случайностей, такого, чего «могло бы и не быть», что могло бы быть, по идее, совсем иначе. Тем более, что, согласно мировосприятию Мартынова, ничего «случайного», то есть пустого и незначащего, нет вообще. В индивидуальном и единичном его нет особенно: всё единичное - красноречиво и может (даже должно) быть прочитано и прожито как послание.
К основным интуициям Мартынова принадлежит чувство тотальной, изначальной осмысленности мира: полно смысла и должно быть прочитано как послание даже бессмыслие. Даже - невозможность смысла (и её разновидность: невозможность в сегодняшнем мире богослужебного пения, составившая тематическое ядро представляемой книги). Верующий автор прямо называет это действием Промысла в мире; скептичный и осторожный автор этих строк ограничится лишь указанием на связанность всего происходящего в мире - по Мартынову - единой и направленной логикой. Во всех своих книгах Мартынов говорит именно об этом: о корнях, смыслах и - что особенно важно - перспективах обессмысленности нынешнего мира. Пожалуй, это последнее (перспективы; не конец, а начало) замечено и отрефлектировано читательской аудиторией Мартынова менее всего.
Мартынов, как известно, человек, по существу, одной мысли - правда, очень большой и разветвлённой, устроенной так, что в одной короткой формулировке её без упрощения не выскажешь - поэтому приходится многократно, с бесконечными уточнениями (похоже на шлифовку стёкол) проговаривать её на разных материалах. Чем автор, собственно, и занимается. Отважившись на упрощение, можно сказать, что это - мысль об истощении миром, отвернувшимся от Бога, своих собственных смысловых и бытийных ресурсов и о невозможности для него продолжать существовать в прежнем обезбоженном режиме (а значит - о, по крайней мере, предполагаемой возможности, если не необходимости существовать в режиме новом, преображённом. Пост-невозможном, если угодно). «Конец времени композиторов» (первая нашумевшая книга Мартынова), "Зона Opus Posth, или
Источник