LAKMÉ Léo Delibes, L'Opéra Comique, Paris, janvier 2014 Лео Делиб "Лакмэ" в Комической

Mar 08, 2014 01:01

Оригинал взят у elegantchikova в LAKMÉ Léo Delibes, L'Opéra Comique, Paris, janvier 2014 Лео Делиб "Лакмэ" в Комической Опере, Париж

http://www.operanews.ru/14021004.html



Творчество композитора - всегда отражение его биографии.

Учитель композиции Лео Делиба, Адольф Адан, автор балетов «Жизель, «Корсар» и массы ныне забытых опер, учил своего подопечного не только музыку писать, но и выживать в парижской музыкальной жизни и быть в русле моды. Поэтому Делиб с ранней юности работал органистом, аккомпаниатором, музыкальным критиком, хоровым дирижёром, преподавал и при этом умудрялся постоянно сочинять музыку. Никого тогда не удивляло, что музыкант успевает в нескольких музыкальных профессиях одновременно: что умеет, то и делает.

Следуя за модой на оперетты в парижских бульварных театрах, введённой Jacques Offenbach, и по совету своего педагога Adolphe Adam, с двадцатилетнего возраста Léo Delibes написал много одноактных оперетт и несколько балетов и так набил на этом руку, что когда он, наконец, взялся заоперу «Лакме», то у него получилась балетно-опереточная музыка.

Очевидно, чтобы бульварная публика не заскучала и сюжет проскочил без задержек, все арии в первых двух актах звучат в ритме и темпе вальса, а хоры галопом.

Зато в последнем действии, где влюблённые герои умирают и оживают по очереди, он остановился и написал продолжительный лирическо-романтический дуэт.

В то время в моде была экзотика, ориентализм. Поскольку Египет, Китай и некоторые другие экзотические страны уже успели «расхватать» коллеги, Делиб выбрал более редкую Индию.

Поскольку «индийскую» оперу Делиб писал, отдыхая в Турции, то и музыка получилась средневосточная. При желании режиссёр может перенести действие куда угодно, хоть к чукчам.

Ничего не изменится. Идолы. Религия. Проклятие. Долг. Любовь. Экзотические ритуалы и многолюдные шествия. Запрет. Измена. «Птичку жалко».



Опера "Лакме" Делиба имеет для французов особое значение. Это их национальный хит. Как написал парижский критик: «Её пели наизусть наши родители и дедушки-бабушки». Опера на сегодняшний день выдержала более 1600 постановок, уступая первенство самой исполняемой французской оперы только «Кармен».

В ней действительно есть известный всем и каждому красивый лейтмотив Лакме, музыка бодрая, подвижная, мелодичная. И другие красоты. Как и нужно в данной ситуации для зрелища и развлечения, особо ни во что не углубляясь. Самое лучшее место для прослушивания этого произведения это как раз здание Комической Оперы, где она и прозвучала впервые в 14 апреля 1883 года.

Нынешняя постановка британского режиссёра  Lilo Baur, до такой степени выдержана в стиле эпохи, что было полное ощущение того, что выйдешь сейчас из здания театра на бульвар, а там тебя ждёт извозчик и всё освещено жёлтым светом газовых фонарей. Это трепетное отношение французов и англичан к своим традициям, мирно уживающееся с интересом к самым смелым современным экспериментам, но на отведённых для этого площадках, и составляют прелесть парижской культурной жизни. Иногда душа просит погружения в обстановку ушедших прекрасных эпох.

Все парижские критики единогласно провозгласили триумф в главной партии 28-летней колоратурной сопрано Sabine Devieilhe, сменившую в этой роли легендарную Natalie Dessay. И пророчат ей головокружительную карьеру.

Сабина действительно представляет из себя идеал парижанки: миниатюрная, хрупкая, изящная, как статуэтка, в чём душа держится, не то, что голос; с изумлённо распахнутыми глазами, с голосом соловья, она напоминает одновременно Джульетту-девочку и Золушку. Прелесть.



Для Делиба, который работал хоровым дирижёром в «Гранд-Опера», хор имеет особое значение. Он с первой минуты постоянно присутствует на сцене, и нельзя для этого было найти лучшего коллектива, чем легендарный хор Chœur Accentus, руководимый Laurence Equilbey.

Певцы этого хора уже давно сработались друг с другом в самом широком репертуаре, прекрасно чувствуют себя на сцене, придумывают себе персонажей, мизансцены и движения, выглядят и звучат на сцене более уверенно, чем некоторые менее опытные солисты.

В партии жреца Нилаканты предстал великолепнейший бас-баритон Paul Gay. Партию романтического героя-любовника Джеральда исполнил молодой тенор Frédéric Antoun.

За дирижёрским пультом оркестра Les Siècles блистал François-Xavier Roth. Блистательная постановка.

Автор фото - Pierre Grosbois

Previous post Next post
Up