Подборка памятников Ленину из белорусского Полесья

Sep 18, 2014 10:48



Не все Ленинобады, Лениноканы, Лениногорски и всевозможные Ленински переименованы в честь Владимира Ильича Ленина.
Бывает и наоборот. Вот, к примеру, местечко Ленин Житковичского района всегда так называлось. С таким названием оно известно как минимум с 1568 года.


Лениным владели Олельковичи, Радзивиллы, Витгенштейны. Неплохо Ленин поживал и за польским часом. С 1940 года Ленин стал районным центром Пинской области БССР, а с 1952 года порастерял все местечковые преференции и стал просто деревней Житковичского района Гомельской области.
По народным преданиям, название Ленин пошло от имени утонувшей дочки местного помещика Алены, а по мнению более подкованных краеведов - названо в честь Елены Радзивилл, жены старого слуцкого князя Юрия Олельковича.
Ну а самые патриотически настроенные местные краеведы уверены, что молодой революционер Владимир Ульянов выбрал псевдоним Ленин после встречи с евреями местечка Ленин, которая состоялась в Вильно в 1895 году и закончилась получением денежных средств на нужды революции.
Памятник В.И.Ленину в деревне есть. Он установлен перед зданием сельского совета в 1979 году (агрогородок.Ленин, Житковичский р-н, Гомельская обл., Беларусь)

Это самый западный памятник вождю мирового пролетариата Гомельской области. Удивительно, почему его до этого никто не зафиксировал, т.к. Ленин довольно посещаем - на еврейском кладбище сохранилось несколько уникальных деревянных надгробий (правда, как мы убедились 22.03.2014г., их осталось совсем немного), а на православном - деревянная часовня, построенная в честь отмены крепостного права в 1863 году.
Вот так Ленин в Ленине, при этом Ленин-человек, возможно, назван в честь Ленина - населенного пункта, но уж точно не наоборот.

Микашевичи
Беларусь крута. Она из любой каменоломни город сделает. Так, например, случилось с Микашевичами - жили-не тужили, с 1975 года из карьера гранит добывали, и тут бац - с 2005 года городом стали.
Микашевичи круты. Они из любого здания культовое сооружение сделают. Из железнодорожного - католическое, из клубного - церковь евангелистов христиан-баптистов, из костела - церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Микашевичский храм Рождества Иоанна Предтечи крут. Он действительно в здании костела 30-х годов постройки расположен, за его оградой - детская игровая площадка, а на стекле икона Божьей Матери проявилась.
Ленин в Микашевичах крут. Он с 1959 года там стоит, нащупал точку силы и теперь легким движением руки деревья гнет (г.Микашевичи, Лунинецкий р-н, Брестская обл., Беларусь)


А вот насколько крута главная достопримечательность Микашевич - карьер, действительно ли его глубина 140 м, ширина 2,2 км, длина 1,5 км, сильно ли закладывает уши при спуске по серпантину вниз, похожи ли водопады на горные, пропадает ли эффект объема из-за его растянутости, кажутся ли мухами многотонные БелАЗы, - сие нам неизвестно. Там вежливые тетеньки под дулами видеокамер его охраняют и просто так без разрешения с кандачка его не посмотришь.
Лунинец

З Лунінцам усё заўжды будзе добра, бо ён шчаслівец.
З назвай пашанцавала, - хоць ты конкурс на лепшую байку пра паходжанне назвы Лулін/Лунін абвяшчай, будзе там і "лунаць", і "люляць", і іншыя "лулы".
Потым пінскія габрэі падсабілі. Ім жа прапаноўвалі ў 1883 годзе даць хабар на праект будаўніцтва чыгуначнага вузла праз Пінск, яны пажыдзіліся. Праз нейкі год і 8 месяцаў глухая веска Лунінец з 91 хатай і 355 жыхарамі ператварылася ў буйную чыгуначную станцыю. Дзверы ў вакзал швейцар адчыняў, а жыхары па «саду колеёвы» шпацыравалі.
Замест старой драўлянай Крыжаўзвіжанскай царквы вясной 1912 года пачалі новую цагляную будаваць (хаця быў яшчэ празапас вагон-царква для задавальнення духоўных патрабаванняў веруючых), дык нават першая міравая вайна гэтым планам не перашкодзіла. Хай праз дзесяць гадоў, але здалі-такі ў эксплуатацыю помнік архітэктуры рэтраспектыўна-рускага стылю з меднай шыльдачкай "...при державе Государя нашего императора Николая II..."
Праз нейкі час польскі маршалак Юзаф Пілсудскі праездам убачыў нікуды не годную Лунінецкую капліцу, - наце вам у 1931 годзе новы мураваны касцёл Святога Юзафа. Зараз католікі яго адраджаюць, бо будынак тры гады Хрысціянам Веры Евангельскай належыў.
І тыя не разгубіліся, такую новую царкву збудавалі, што рынак са стадыёнам памерклі.
Што тут казаць, калі нават помнік У.І.Леніну выглядае нейкім вязунчыкам на роліках (г.Лунинец, Брестская обл., Беларусь)


Гэтыя лУнінцы нават з гумарэскі Тарапунькі і Штэпселя  выгаду зрабілі.
"- Скажи-ка, а когда закончилась война?
- Ты что, не знаешь? Стыдно! Десять лет назад закончилась!
- Да когда еду я мимо Лунинца, забываю об этом..."
Пасля гэткіх лулзаў прыйшлося хуценька ў 1959 годзе новы чыгуначны вакзал будаваць замест знішчанага савецкай бамбёжкай ў 1944-м.
Затое зараз усім транзітным - шчасце. І хай ніхто не сыдзе пакрыўджаным.
Второй Ленин в Лунинце

Все возмущаются: зачем в Беларуси Ледовые Дворцы строят. Интересные вы такие, а где же тогда "Шубомании" проводить?
В Лунинце под это дело отвели самую красивую улицу. Дорога Р8 плавно превращается в улицу Красную, на которой сконцентрировались самые необходимые в жизни среднестатистического белоруса сооружения. Это:
- мотодром, где на скорости 100 км в час могли бы гонять мяч на мотоциклах члены мотобольного клуба "Лунинец", если бы деньги на ремонт стадиона не отдали футбольной команде «Гранит» из Микашевич (что просело раньше - результаты в мотоболе или покрытие, решайте сами);
- лядовая арэна с красными элементами (первая буква "б" не потеряна, потому что в Лунинце надпись сделана по-русски и в букве "О"лимп сова с шайбой на клюшках);
- плавательный бассейн "Дельфин" (дельфин - не рыба, а водное млекопитающее животное, но рыба - тоже животное, водное позвоночное животное);
- ОАО «Полесьеэлектромаш», выпускающее с 1975 года асинхронные электродвигатели и меняющее директоров и головное предприятие, как перчатки, что лучше всего означает - что-то с ним не так.
Даже памятник В.И.Ленину у проходной серьезен. Волнуется, хватит ли в этом году у экспортоориентированного предприятия денег на побелку деревьев и его головы (ул.Красная, г.Лунинец, Брестская обл., Беларусь)


Непонятно, как это в Беларуси получается: и на свой счет отправляют, и денег ни на что не хватает, и за 45 минут катания на коньках  нужно 5 тысяч выложить, а народу всё нипочем.
Хотя в принципе за улицу Красную лунинцам чырванець не приходится.

Житковичи
Чиновникам от туризма по должности креативить не положено, поэтому у нас маршрут Гомель-Лоев-Речица-Юровичи-Мозырь-Туров-Красный Берег-Чечерск-Ветка называется "Золотое кольцо Гомельщины", а не "Полесские покатушки" или "По сожским чистюкам".
А ведь в Гомельской области есть все, есть и сыр с благородной плесенью. На такое звание вполне может претендовать древний Туров, который упоминается в "Повести временных лет" под 980-м годом.

Выдержанный и ароматный,
с каменными крестами, приплывшими против течения по Днепру из Киева прямиком на туровское кладбище и в деревянную церковь Всех Святых постройки 1810 года;
с фундаментом толком не пофункционировавшего храма 1170 года, обрушившегося в 1230-м, раскопанного в 1961-м, спрятанного под крышу в 2005-м и стоящего в зимнее время под замком от греха подальше и путешественников по "Золотому кольцу Гомельщины" (как ни крути, а полколечка получается);
с туровским Евангелием, хранящимся в Вильнюсе;
с Кириллом Туровским - епископом, столпником, словоплётом и памятником;
с куликом-мородункой (единственно осязаемая здесь вещь)
и двумя свежими достопримечательностями - освященным 11.05.2013 года кафедральным собором святителей Кирилла и Лаврентия и затмившим его фотогеничным Туровским молочным комбинатом, с успехом наладившим выпуск сыров Риккота, Проволетта и прочих Bonfesto.
Районный центр Житковичи совсем померк рядом с таким изобилием достопримечательностей и рабочих мест. Его не спасает даже старое наименование (Жидковичи) и маскировка памятника В.И.Ленину. Всю жизнь, т.е. с 1965 года стоял Ленин перед зданием райисполкома


(фото с сайта http://livegomel.com/blog/2378.html)

а теперь его передвинули на противоположную сторону (г.Житковичи, Гомельская обл., Беларусь)


Да еще переставили так с издевкой по-колосовски - мол, вот твоя "Новая зямля". Ленин в растерянности - как же так,  "Мой родны кум, як ты мне мілы, забыць цябе не маю сілы"


Эх, не знают житковчане, что затмить славу древнего Турова элементарно. Дело в том, что еще в январе 1924 года в Житковичах был установлен памятник В.И.Ленину, и он был первым на Гомельщине.

Вот его бы найти, вот это был бы сюрприз с душком.

Чудин
Считается, что ноги чрезмерной памяркоўнасці белорусов растут из крепостного права, мол, сотни лет под добрым/злым паном сделали свое злое/доброе дело. Странно, почему не вспоминают альфа-самца, дубиной выбивающего зубы непокорным одноплеменникам, или цитату В.И.Ленина "Мы хотим организовать насилие во имя интересов трудящихся".
Бывает, время само раздает по заслугам. Вот, к примеру, бюст В.И.Ленина в д.Чудин (Ганцевичский р-н, Брестская обл., Беларусь) стоит с фингалами


Фингалов Ленину наставили явно не памяркоўныя палешукі, ведь максимум, на что они способны - это держать нос поветру или его грузинообразно отремонтировать.
А вообще Чудин чуден. Чудна его ярко-красная деревянная Георгиевская церковь 1867г., которая стоит на кладбище и алым пятном выделяется из череды голубеньких деревянных церквей XIX века в округе.
Чудны их обычаи захоронения - крест ставят не в голове, а в ногах покойника.
Немножко чудит и настоятель храма Петр Сычевич, являющийся тренером футбольной команды Ганцевичского благочинья.
Начудили и мы, когда из Чудина на Бол.Чучевичи поехали проселочной дорогой по полесским болотам напрямик через Биологический заказник Боярский (урочище Великая Хвойня), куда не ступала нога человека колесо разумного водителя.
Чудно повезло. Посмотрели родину белорусского поэта Алеся Каско и даже не пришлось пользоваться автострахованием Каско.
Слобожанка

Трансформация названия в сторону ухудшения произошла в Хойникском районе. Известная с 19 века Слобода Княжина превратилась в Княжицу, а с 1964-го и вовсе в плебейскую Слобожанку, потеряв княжицкий титул и значение "поселение, жители которого освобождались от государственных повинностей".
Многие не считают достопримечательностью стоящий здесь обелиск в честь погибших в ВОВ, поэтому придется ткнуть носом в два факта, которые предпочитают не муссировать за их очевидностью.
1. Красная Армия не осуществляла должным образом захоронение своих погибших, особенно в первую половину Отечественной войны, что привело к появлению специальной директивы тов.Мехлиса от 25 декабря 1941 года с красочным описанием "трупы погибших бойцов не убираются с поля боя по несколько дней". Предписано собирать убитых, хоронить в братских могилах, насыпать холм, сооружать пирамиду и сопровождать воинскими почестями, а не присыпать трупы прямо в окопах и блиндажах. Директива не скрывает, что это необходимо не столько ради санитарии, сколько для поддержания политико-морального состояния бойцов.
Трупы немцев, кстати, предписывалось взрывать или сжигать со сдачей обмундирования. Позднее постановление ГОКО-1517 от 1 апреля 1942 года предусматривает ликвидацию неприятельских кладбищ и отдельных могил, устроенных противником на площадях и улицах населенных пунктов.
2. После войны оглянулись - а вокруг сплошные воинские захоронения. В такой обстановке коммунизм не построишь. Вот тогда-то и пошел вал "укрупнения захоронений" и строительства пустых братских могил со стандартным бетонным солдатом или стелой, в которые в лучшем случае засыпана горсть земли с перепаханного и сравненного с землей воинского захоронения.
Солдаты не виноваты, что вам надоело смотреть на памятники погибшим воинам, стоящие в каждой белорусской деревне. Иди и смотри.
А уж потом можно и на памятник юного Ильича посмотреть, потому что их государство не охраняло даже в советские времена по причине малолетности и растиражированности (д.Слобожанка, Хойникский р-н, Гомельская обл., Беларусь)

В бывшей Княжицкой Слободе Ленин - гриб с детства, зато места здесь для ночлега наитуманнейшие.
Остается только надеяться, что палатка стояла не на солдатских костях.

Ганцевичи. Готовность номер один

Ганцевичский собор Св.Тихона исключительно молод и красив. Самим-то Ганцевичам сто лет в обед (ну, ладно, 116), у них даже православной церкви до этого ни разу не было, поэтому строили его с непривычки целых 12 лет - с 1993 по 2005-й, но зато красотой главок и вертикальных арочных проёмов архитектор Макаревич затмил красоту полесских болот.
С костелами было получше, но бестолковей. По Кулагину в утраченных числится недостроенный касцёл Звеставання Найсвяцейшай Дзеве Марыі 1911 года, по факту деревянный костел простоял на центральной площади до конца 50-х, пока его на Зеленый театр не пустили. А в плебании до сего времени редакция газеты “Савецкае Палессе” находится.
Чуть не забыла: новый Благовещенский костел в 1999 году тоже построили, и по любому он патриарх, потому что на целых 3 года старше местного краеведческого музея.
В общем, в Википедии про Ганцевичи писать было нечего, поэтому им приписали российский военный объект Радиолокационная станция «Волга». Не то чтобы не верим в его существование (нашли, хоть и с трудом), но находится он в п. Озеречье соседнего Клецкого района.
От памятника В.И.Ленину в таком месте ничего особенного ждать не приходится, разве что плитка на постаменте блестит, как новенькая, так как в 2011 году ее апгрэйдили (г.Ганцевичи, Брестская обл., Беларусь, год установки 1985)


Зато такие "новообразования" не боятся переименования улиц. Знаете, как назывались раньше улицы 17 Сентября, Гагарина и Советская? Ого - "Первая", "Вторая" и "Третья".
Всего-то и риска, что ул.Октябрьскую снова в Костёльную переименуют, но Ганцевичи костел построили и к переименованию готовы.

Столин

В Гааге и Столине даже аисты ведут себя по-разному. На гербе столицы правосудия нидерландского города Гаага простой белый аист в клюве держит извивающегося червяка, на гербе же полесского болотистого Столина серебряный аист в золотом клюве несёт золотую дубовую ветку.
Наверное, отщипнул от дуба в Маньковичах - это всё, что осталось в Столине от усадьбы давидгородецкой ветви Радзивилов. Ну, как всё - еще есть в музее макет полесского близнеца несвижского замка (подлинник с охотничьими трофеями мы потеряли в 1944-м), камень с нечитаемой надписью в память о том, что парк был заложен в 1885 году Марией Даротой Радзивилл из рода Кастелянов для своего младшего сына Станислава Вильгельма, да бывшая конюшня, в которой теперь неплохо поживают люди после перестройки в жилой дом.
Руины синагоги, бровар и деревянная Вознесенская церковь 1938 года постройки не в счет.
А вот памятник В.И.Ленину здесь выдающийся. К мемориальному комплексу "Хатынь" нет претензий? Сделан так, что мурашки по коже и слезу вышибает? Так вот автор тот же - скульптор С.Селиханов (1980 год, г.Столин, Брестская обл., Беларусь)


Столинщина вообще была сверхнасыщена Ильичами. По Збору помнікаў за 1984 год бюсты числились в д.Осовцы (1971 год, правление колхоза), Дубой (1964 год, правление колхоза), Лядец (1969, школа), Плотница (1968, дом культуры), Радчицк (1967, дом культуры), Рухча1, Федоры (1977, сельсовет), а также памятники в полный рост в Столине, Давид-Городке и Ольшанах.
Но главный столинский шестиметровый гигантский бронзовый Ленин все-таки самый значимый, потому что может считаться посмертной работой белорусского скульптора Сергея Ивановича Селиханова, который умер в 1976 году, а памятник в соавторстве с В.Полейчуком был установлен через четыре года - в 1980-м.
Рухча 1

Если интересуют биоценозы низинных болот Полесья или хочется почувствовать себя круче Министерства культуры Республики Беларусь, добро пожаловать в Столинский район.
Именно здесь пятая часть территории занята болотами (Ольманское поражает даже на топографической карте), а остальная более-менее сухая поверхность самого большого района Беларуси утыкана голубенькими церквями. Указать точное количество храмов не представляется возможным, так как вопрошенный батюшка назвал 44, Столинское благочинье публикует цифру 57, подсчет же по пальцам рук и ног после двух дней путешествия утомляет до голубой ряби в глазах и приводит в состояние "много, очень много, пальцы заканчиваются". Что говорить, если только в Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь включено аж 16 местных церквей, охраняемых государством.
Радостно видеть в этой череде таких разных по размеру и формам, но все-таки голубеньких деревянных храмов церковь Свт. Николая Чудотворца (1737 год) в деревне Рухча 1-я. Во-первых, она там зелененькая (местные гордо поправили - бирюзовая), во-вторых, магазин прямо за забором, в-третьих, напротив радостно ржёт бюст В.И.Ленина (д.Рухча 1, Столинский р-н, Брестская обл., Беларусь)


Еще бы ему не смеяться, этому заросшему полешуку а-ля дед Талаш. Он-то смотрит на церковь св.Николая, а государство охраняет под номером 112Г000696 Царкву Раства Багародзіцы са званіцай, 1730 год.
И делает это на полном серьезе и со второй категорией ценности.

Юровичи
Юровичи входят в "Золотое кольцо Гомельщины". На установленных здесь плакатах описана история бывшего монастыря иезуитов (орфография сохранена):
"Возведенный на вершине горы. Он гармонично вписывался в местность"
"Икона "далась" только в руки трехлетней безгрешной девочки... В 1855 году икону вывезли в Краков Габриэла Горват, где она до сих пор храниться в костеле святой Варвары.А в костеле костеле находиться только копия святого образа"
"До середины 80х - вспомогательная школа для детей с задержкой психического развития. В 50е годы храм был разобран на хозяйственные нужды".
Похоже, именно эти дети, выросшие в разобранном здании, написали текст официального информационного щита.
Здесь же приведена информация о стоянке кроманьонцев:"Нижняя часть укреплялась камнями, черепами костями крупных животных"
Ну, хоть здесь не соврали, не на одних мамонтах первобытные люди строились, хотя первой находкой в 1929 году была действительно лучевая кость мамонта (26400 лет, Mammuthus primigenius Blum.)
"Мужчины охотились, женщины воспитывали детей" - хорошо видно по костям мамонтов, хранящимся в школьном музее?
Существует гипотеза, что Юровичи - это легендарный Туров. "Мощные укрепления городища надежно обеспечивали безопасности транзитного пути для товаров всей Брагинщины на пути от Гданьска до Киева". Великий Брагинский путь?
"Найдена уникальная костяная ложечка со знаком Рюриковичей и.изображением животных на конце"
Да, "интерес к городищу растет", но к памятникам-то В.И.Ленину - не ослабевает.
Составной надменный с прищуром и одновременно с пузом и кубиками пресса (с) (аг.Юровичи, Калинковичский р-н, Гомельская обл., Беларусь)

Василевичи

Прибывать на станцию Василевичи нужно с пиететом, - как-никак въезжаете в город отдельного случая. Дело в том, что по Закону "Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь" городами могут являться и населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, но только в отдельных случаях при наличии перспектив. Перепись населения в 2009 году насчитала здесь целых 3 923 человека, включив воображение и разъехавшихся гастарбайтеров, а строящийся в конце СССР картофелеперерабатывающий завод не успел стать перспективой и градообразующим предприятием, а сразу превратился в шикарную крупномасштабную "заброшенку" с 60-метровой кирпичной трубой и тысячеквадратнометровыми надземно-подземными сооружениями, но зато без картофельных "грибков".
Как у любого приличного города, у Василевич имеется герб. С учетом того, что городом он стал в 1971-м, а герб утвержден в 2001-м, его рисовали с натуры. Правда, это мало кто замечает (здесь находится школа-интернат для слабовидящих детей), но смотрите сами:


Памятник В.И.Ленину (ул.Комсомольская, д.4, г.Василевичи, Речицкий р-н, Гомельская обл., Беларусь)



Герб города Василевичи Речицкого района - в голубом поле испанского щита серебряный контур хвойного дерева (Википедия)
Одно ма-аленькое отличие - Ленин с тумбочкой, а ёлка та же самая.

Да, в Василевичах все действительно сейчас завязано на лесе, так как весь торф «Закрошенский мох» уже выбран, а Северный флот России картофельной продукции отсюда так и не дождался.
Следы старой метеостанции, которая была основана здесь в 1878 году для изучения климатических условий Полесья, найти не получится, - в любом случае в 1987 году здание метеорологической станции перенесено на 800 м к северо-востоку от прежнего местонахождения.
Литовские метрики об упоминании Василевич в 1466 году (там якобы на белорусском языке указано, что деревней Василевичи владела помещица Иванова, а у нее была коза сидорова) дают читать только историкам и за пределами данного населенного пункта. Фотографии Исаака Сербова из экспедици 1912 года по белорусскому Полесью хранятся тоже не здесь, а в Литве.
Самое материальное, что можно в Василевичах нащупать - это обряд "Свеча". Икона Святителя Николая по очереди стоит в домах прихожан и только на краткое время раз в год ее заносят в Свято-Николаевский храм (новодел 1991 года с чеканкой лика покровителя путешествующих над входом).
Однако покидать Василевичи нужно с еще с бОльшим пиететом, - ведь именно здесь в заброшенных картофелемоечных бассейнах Беларусь утопила свою корону бульбяной империи, не сдав в срок в эксплуатацию Василевичский картофелеперерабатывающий завод.

Впрочем, полесских Ленинов еще много. Раз уж они стоят, значит, это кому-нибудь нужно.

Беларусь

Previous post Next post
Up