Первым произведением, не только украинской, но и всей советской художественной Ленинианы, есть рисунок углем уроженца Киевщины прежнего воспитанника Киевской рисовальной школы, художника М. Л. Шафрана (1877-1940), сделанный в первый день Великой Октябрьской социалистической революции в Смольном. Мягкими штрихами автору удалось отобразить не только портретные черты, но и психологическое состояние великого вождя, в первые часы новой эры в истории человечества (работа находится в Центральном музее В. И. Ленина).
Весомый вклад в художественную Лениниану вносили и вносят скульпторы Киева. Да, еще в 1918-1919 годах Ф. Балавенский создал портреты-бюсты В. И. Ленина. Один из них был установлен на постаменте к Первомаю 1919 года на Софийской - в настоящее время площади Б. Хмельницкого в Киеве. Он, как и остальные советские памятники, был разрушен деникинцами и петлюровцами, которые ворвались того же год в город. К сожалению, ни рисунка, ни фотоснимка этого первого на Украине памятника В. И. Ленину, не обнаружено.
В первые дни после смерти В. И. Ленина по всей нашей стране обсуждался вопрос о широкой программе увековечения его образа. Была создана специальная Комиссия ЦИК СССР во главе с Ф. Э. Дзержинским, которая не только собирала посвященные Ильичу художественные произведения, но и давала рекомендации относительно их массового распространения. Соответствующая комиссия была создана и на Украине. Задания этих комиссий были слишком ответственны еще и того, что стремление создавать скульптурные, живописные и графические портреты вождя приобрело всенародный характер, поэтому рядом с профессионально подготовленными специалистами в этом принимали участие люди, лишенные соответствующего мастерства.
В печати специалисты дискутировали о том, архитектурный или скульптурный характер должен иметь главный памятник В. И. Ленину. Так, например, студент Киевского политехнического института Я. Б. Горфайн в 1924 году разработал проект Ленинского дворца в Киеве, где с помощью сугубо архитектурных форм стремился создать портретные образы Маркса, Энгельса, Ленина. Этот проект, как сообщала киевская пресса, был одобрен, но по ряду обстоятельств не реализован.
Я. Горфайн. Рабоче-крестьянский дворец, 1924
В разных городах объявлялись конкурсы на проекты памятника вождю. Рабочие своим средством, нередко собственноручно, сооружали памятники Владимиру Ильичу. В те годы в Киеве и на Киевщине было установлено несколько бюстов В. И. Ленина. Так, 1 мая 1925 года на привокзальной площади по инициативе коммунистов станции Киев-Пассажирский был установлен на постамент бюст В. И. Ленина, выполненного тогдашней студенткой Киевского художественного Института (КХИ) А. Писаренко (1892-1941); к 7-й годовщине Великого Октября в городе Бородянка установили бронзовый бюст, отлитый на киевском заводе «Арсенал», а в конце того же года на хуторе Грушки (теперь Жовтневый район Киева) по проекту красноармейцев железнодорожного полка Ю. Белостоцкого, М. Дробота, С. Журавлева был построен монумент «Заветам Ленина». В композиции этого произведения были использованы как архитектурные, так и скульптурные, формы. Три массивных железобетонных плиты, идя вверх прямоугольными выступами, символизировали три Интернационала, за ними на кубической основе был установлен бюст В. И. Ленина, Немного ниже на небольшой площадке располагалась фигура красноармейца с винтовкой и книгой в руке.
В 1924-1925 годах в Киеве состоялось несколько туров конкурса на проект памятника В. И. Ленину. Работы подали как известные скульпторы, так и художественная молодежь, в частности студенты КХИ. Приметно, что требования общественности к проектам были четки. В частности «...фигура Ленина должна быть художественным в реалистичных тонах изображением, которое отображает схожесть. Эта схожесть должна быть... неперекрученной в своей передаче некоторыми школами, которые характерны своими геометрическими исканиями». Лучшим среди проектов была признана работа москвичей - скульптора С. Меркурова и архитектора Д. Осипова. По ряду причин решение Киевского губисполкома об установлении памятника на площади Ⅲ Интернационала (в настоящее время - Ленинского комсомола) не было осуществлено. В 1939-1941 годах проводился новый конкурс на большой монументальный памятник В. И. Ленину для Киева. Его должны были установить на нынешней площади Калинина, тогда Правительственной, в ансамбле спроектированных ленинградским архитектором И. Лангбардом двух больших полукруглых домов. Архитектурный замысел оказался неудачным и был осуществлен наполовину. Вместе с тем отпала идея сооружения памятника в этом ансамбле.
В те же годы в историю советского украинского искусства вошли станковые произведения И. Севери, М. Гельмана, Ю. Белостоцкого, М. Лысенко, И. Знобы, ряда других скульпторов. Подавляющее большинство тогдашних скульптурных работ киевлян не дошли до наших дней. О них судим в лучшем случае по фотоснимкам. Но эти произведения являются ярким свидетельством всенародной любви к вождю.
5 декабря 1946 года в Киеве в начале бульвара Т. Шевченко открыто первый монументальный памятник В. И. Ленину в столице Советской Украины. Он построен по проекту архитекторов О. Власова и В. Елизарова. Скульптурная же фигура создана еще в конце 30-х годов выдающимся советским скульптором С. Меркуровым, проект которого, как мы вспоминали, был признан лучшим на киевском конкурсе 1925 года. Художник в свое время лично видел Владимира Ильича, фотографировал его, разговаривал с ним. В траурные дни 1924 года именно Меркурову было поручено снять посмертную маску. Все это безусловно способствовало успеху созданных скульптором памятников В. И. Ленину, установленных в разных городах страны, в том числе и во Львове (1952). В фигуре для киевского памятника скульптор сумел замечательно отобразить образ В. И. Ленина как вождя трудящихся масс, который находит у них полное понимание. Убедительность и достоверность скульптуры в жесте, позе, портретной схожести образа Владимира Ильича делают памятник одним из лучших произведений скульптурной Ленинианы.
В первые послевоенные десятилетия киевские скульпторы создали много интересных и содержательных станковых произведений. Это, в частности, жизнеутверждающие работы И. Знобы, М. Декерменджи, П. Мовчуна, полны естественной непосредственности, пластики скульптурные группы «В. И. Ленин и М. Горький» (1952) И. Кавалеридзе, «Ходоки у В. И. Ленина» (1951) О. Олейника, скульптурные портреты, выполненные М. Вронским, О. Кузнечным, И. Шаповалом, П. Ульяновым, монументально выразительно вырубленная из камня величественная композиция «Светочу коммунизма» (1960) Ю. Белостоцкого и Е. Фридмана, которая получила широкую известность.
Последние десятилетия ознаменованы целым рядом новых выдающихся памятников, созданных киевлянами для установления в столице и других городах республики, многочисленными произведениями станковой скульптуры, а также монументальными произведениями, в технике мозаики и фрески и тому подобное. Многообразие техник и творческих манер, богатство задела киевских скульпторов и художников позволяют говорить о новом этапе развития украинской Ленинианы.
В 1967 году перед корпусом Киевского мединститута, что по Брест-Литовском проспекте, на гранитном постаменте (архитектор А. Игнащенко) установлен бронзовый бюст В. И. Ленина (скульптор А. Ковалёв). К 60-й годовщине Великого Октября в центре Киева открылся монумент в честь Великой Октябрьской социалистической революции (скульпторы В. Бородай, В. Зноба, И. Зноба, архитекторы А. Малиновский, Н. Скибицкий). Монумент стал доминантой центральной площади города - площади Октябрьской революции. Выполненная из гранита величественная фигура Владимира Ильича изображает его как вождя движущих сил революции, олицетворенных в бронзовых фигурах красногвардейца, работницы, солдата и матроса.
Среди построенных киевскими скульпторами и архитекторами памятников В. И. Ленину - целый ряд установлен в других городах. Среди лучших из них можно назвать работы в Харькове (1963, скульпторы М. Вронский, О. Олейник, архитектор О. Сидоренко), Запорожье (1964, скульпторы М. Лысенко, М. Суходолов, архитекторы Б. Прыймак, В. Ладный), Донецке (1967, скульптор Е. Кунцевич, архитекторы М. Иванченко, В. Иванченков), Черкассах (1969, скульптор К. Кузнецов, архитектор В. Гнездилов), Лубнах (1971, скульптор П. Остапенко, архитектор О. Кулешов), Прилуках (1977, скульпторы М. Грицюк, Ю. Синькевич, архитектор А. Игнащенко), и ряд других.
К 110-й годовщине со дня рождения вождя в 1980 году на улице его имени в Киеве была установлена бронзовая аннотационная доска с барельефным портретом Владимира Ильича работы скульптора А. Скобликова.
Немало творческих находок можно отметить в станковой Лениниане киевлян. На выставках последнего десятилетия рядом с работами известных мастеров привлекали внимание такие работы, как преисполненная внутреннего напряжения композиция В. Чепелика «1887 год» (1972), выразительный, выкованный из меди монументализированный портрет В. И. Ленина (1974, Ю. Чуенко), выполненная из тонированного оргстекла содержательная композиция А. Куща «Октябрь, 1917 год» (1977) и ряд других.
Новое сооружение Киевского филиала Центрального музея В. И. Ленина, открытая в 112-ю годовщину вождя, является настоящей сокровищницей изобразительной Ленинианы. В ней достойно представлен наследие киевлян. Отметим лишь одно из произведений, которое первым видят посетители. Поток людей встречает Ильич, изображенный скульптором В. Борисенко как вождь, чьей гениальной мысли раскрывалась будущность основанной им Страны Советов. С его именем, за его идеями и предначертаниями советский народ уверенно шагает в лучезарное завтра. Образ В. И. Ленина вдохновляет и будет вдохновлять художников столицы Советской Украины на создание новых, созвучных нашей эпохе, портретов первооткрывателя новой эры человечества.
В. Шлеев, кандидат исторических наук, член Союза художников СССР.