Третье крыло

Jan 30, 2011 21:58

 Говорят, эсэсэровская фантастика некогда расщепилась на два течения -- "ефремовское" и "стругацкое". Никогда не слышал про "лемовскую" ветвь и нахожу это несколько странным.
Каковы, по-вашему, причины отсутствия отчетливой позднесоветской "лемовской эпигонии"?

Leave a comment

eldhenn January 30 2011, 20:03:06 UTC
Лем слишком крут, чтобы можно было его повторять. Это совсем иной уровень, нежели Стругацикие. Вот только что перечитал Глас Господа - там же фантастики от силы 20%. А в Големе сколько той фантастики? Стругацкие способны были написать Голема? Не думаю. Ефремов - пожалуй, но... а кто у нас, собственно, эпигон Ефремова? Вот так, чтобы с философией, чтобы с рассуждениями о мироустройстве...

Reply

memorisc January 30 2011, 20:27:03 UTC
Это номинальные ветви. Фольклор, так сказать. Я тоже думаю, что Лем как фантаст на порядки "круче" Стругацких, которых тоже вполне успешно не удосужились "повторить". Тем не менее, "повторить и превзойти" придется. Для этого и предназначено будущее.

Reply

eldhenn January 30 2011, 20:37:28 UTC
Я не вижу ветвей. Лем поднимал вопросы "о жизни, Вселенной и всём таком прочем". Поднимал и разбирал. Я сейчас понял, что во многом не согласен с его точкой зрения на жизнь и на человечество, но его разборы в любом случае очень интересные, и даже чтобы не согласиться с ними, требуется немалая работа ума. Ничего подобного я больше не видел ( ... )

Reply

memorisc January 30 2011, 21:21:16 UTC
Повторюсь -- ветви номинальные. То есть, они говорят не о качестве работы "учеников", а о элементарной приверженности групп авторов к трендам, пускай на уровне профанации.
Из всех "трех" ветвей, увы, показать вам ничего достойного в наличии не имею.
Вместе с тем, ваше объяснение отсутствия "отчетвливой позднесоветской лемовской ветви" ("Лем слишком крут, чтобы можно было его повторять") не удовлетворило моего любопытства.

Reply

vgiv January 30 2011, 23:30:27 UTC
"Ветвь Стругацких" существует. Посмотрите, скажем, сборники "Время учеников" и прочтите их имена авторов. Разумеется, качество оных фанфиков я сейчас не обсуждаю, но само желание подражать мэтрам - с разной степенью успеха - было и есть.

"Школа Ефремова" тоже существовала (и, вроде бы, существует). Опять-таки, эпигонство не подразумевает развития идей автора Х или даже более или менее успешного подражания ему. Важно само наличия желание "писать как Х".

В случае Лема я даже попыток подражать ему, переходящих за уровень голых деклараций, не припомню.

Reply

memorisc January 30 2011, 23:35:50 UTC
Именно.

Reply

eldhenn January 31 2011, 04:53:38 UTC
Стругацкие были очень популярны в познем СССР, в частности по причине мягкой антисоветчины. И я опять вернусь к качеству - работы Стругацких ниже качеством, менее глубоки, и повторять их проще. Тем более что у них описано как минимум 2 больших мира - мир Полдня и Саракш. Не очень сложно писать фанфики по ОО - боевичку, приправленному антисоветчиной, со следами философии.
Стиль Лема, по моему мнению, это именно глубокое проникновение в суть описываемого, и даже дальше сути. Это многоплановость, и большая глубина в каждом плане. И если повторять Лема, то повторять надо именно это. Просто больше у него нечего повторять, Саракшей он не создал.
А про эпигонов Ефремова в который раз прошу назвать имена. Чтобы увидеть своими глазами, в чём там заключается эпигонство. Фанфики по миру Великого Кольца?

Reply

memorisc January 31 2011, 05:31:39 UTC
Саракш и ряд прочих подобных миров показан через призму Полудня, глазами его персонажей. И вроде как главных игровых площадок у Стругацких две: это космос Полудня и -- мир "вроде нашего" (если исключить сказки вроде "Понедельника", "Тройки" и "Марсиан"). Слабость стилистики Стругацких на фоне Лема это спорный момент, и далеко не все тут согласятся. Другое дело, что панорама лемовской проблематики более грандиозна и -- в хорошем смысле -- более реалистична и трезва.

Reply

vgiv January 31 2011, 10:27:06 UTC
> А про эпигонов Ефремова в который раз прошу назвать имена.
Погуглите "Школа Ефремова" или "Румбы фантастики". Правда, не знаю, можно ли это назвать эпигонством.

Еще при жизни Ефремова у него появились ученики, среди которых - Геннадий Прашкевич (интересовался, в первую очередь, тафономией), Е.Гуляковский, активные последователи художественной системы писателя. Только в Сибири около пятидесяти писателей-фантастов объединены в постоянно действующий семинар под руководством С.Павлова, Е.Гуляковского, Ю.Медведева, В.Щербакова. Кроме того к последователям "школы Ефремова" можно отнести О.Корабельникова, В.Рыбина, М.Пухова, Е.Сыча, Ю.Тупицына, Ю.Глазкова, В.Пищенко, Ю.Харлмова и др. (http://www.rusf.ru/litved/biogr/efremov2.htm)

Reply


Leave a comment

Up