Intensive Curriculum: Словари и кроссворды

Apr 25, 2015 07:40

// second submission, corrected//

(1)
Смотрите, целью обучения языку является усвоение
самых частых 3000 примерно слов, в несколько этапов
Например, первые 600-700, затем до 1500, затем
до 3000. Такое разделение интересно тем, что количество
материала которое надо понять и запомнить примерно
равно при переходе по этим ступеням: кажется, что
"600 много меньше чем еще +900 дополнительных
до второй ступени, или +1500 до третьей"

На самом деле между ними примерно одинаковое количество
СМЫСЛОВ и примеров к смыслам - самые-самые частые
слова имеют больше подсмыслов, чем несколько более
редкие.

Изучение "слов" на самом деле обучает и "грамматике".
Дело в том, что деление на "слова" и "грамматику"
было исторически сделано достаточно произвольно, и
множество "patterns" на самом деле усваивается как
особенности самих слов - а не как внешние правила,
которым слова должны отвечать.

(2)
ТЕПЕРЬ, как их, слова, узнать?

Можно из книг, которые учишь интенсивно (что довольно
сильно отличается просто от "чтения в длину")

Но в книгах:
(а) слово встречается в одном случайном смысле
(б) повторения даже для очень частых происходят
через 3, 5, 15, 50 страниц.

Поэтому если читать просто "в длину", всё время
новое (как мы всегда "читаем книги" на родном языке),
то потребуются буквально тысячи страниц, чтобы
набрать достаточно повторений пока ядро языка не осядет
в голове.
Это медленно, медленнее, чем хотелось бы

Хорошо, а можно ли читать книги "интенсивно"? - можно,
и я это попробовал на себе. Работает.
Включает в себя кроме первого чтения-дешифровки
повторные чтения с одновременным слушанием текста, затем
многократные слушания текста без чтения, затем припоминания
и пересказы с подглядками. Раз 10 или больше на главу.

НО: есть ли более интенсивное чтение, чем чтение книг?

Есть. Есть особенные книги, которые:
(а) прокручивают не один случайный, но все самые частые
смыслы каждого частого слова
(б) при этом его объясняя, объяснения делаются очень хорошо
образованным носителем языка
(в) которому не просто "кажется", но который подтверждает
свои объяснения и дает примеры из компьютерного "корпуса"
языка, т.е. и объяснения, и примеры до-ка-за-тель-ны и
типичны, не случайны и примеры реально звучали когда-то
в жизни.
(г) Более того, эти особенные книги целиком написаны
примерно 3000 слов сами, т.е. помимо целевых, они в
объяснениях и примерах постоянно прокручивают ядро
языка. Вы активно разбираетесь с целевым словом, но
все объяснения и примеры снова и снова прокручивают
у вас в голове первые 3000
(д) содержание этих книг, несмотря на то, что они
написаны только 3000 самых частых слов, сильно не
примитивно, и позволяет по-взрослому думать во время
чтения. Что оказалось удивительно интересно.

Эти книги - толковые одноязычные словари языка. О них все
знают, но никто их никогда систематически не читает.

А зря. Чтение словаря как вашей первой книги при
изучении языка научит языку интенсивнее, чем стандартные
курсы. Словарь - ваш главый и единственный курс на первом
этапе

(3)
А как же можно "читать словарь"?
По-разному.

Вот, смотрите, перед вами кроссворд. Он - маленький файл
в HTML формате, открывается любым браузером на любом устройстве
(компьютере, tablet'е, smarphone'е)




// Откройте картинку (большую) кроссворда и
прочитайте внимательно задание к выделенному слову//

Кроссворд удивительно компактен. Один такой, как на
картинке (щелкните мышкой чтобы увеличить) включает
90-100 слов. Первая ступень - всего 6-7 таких кроссвордов.

Щелчок мышкой по полю выводит the clue, "загадку"

Первый раз мы еще ничего не знаем. Читая "загадку" мы,
нажав на кнопку "решить", увидим "отгадку", синим цветом.
И сможем вдумчиво прочитать и, главное, понять
объяснение, которое нам дает специально образованный
носитель языка, и примеры.

Когда мы делаем кроссворд второй раз, мы видим то, что
вы видите на картинке. И пытаемся из объяснения и примеров
угадать/вспомнить слово. Это и интереснее, чем пассивное
чтение, и интенсивнее - вы что-то делаете активно.
Делая кроссворд 3й-4й раз, мы можем читать "загадку"
не сверху вниз, расположенные там самые частые смыслы
мы уже помним сразу, а снизу вверх (смыслы приблизительно
спадают по частотности).

Две оговорки:

-- если вы сразу опознаете слово, наша цель достигнута -
вы его и примеры, перебирающие все его основные употребление
уже пассивно запомнили.

-- взрослые люди отличаются от детей тем, что они не обманывают.
Ребенок перестанет читать как только он может вписать ответ
в клеточки - всё, марьиванна, отвяжитесь. Взрослый читает,
перечитывает и понимает потому что делает для себя, а не для
галочки.

ДАЛЕЕ, таких кроссвордов с данным набором слов можно насоздавать
десятки и сотни, очень быстро. Если вы начинаете опознавать слова
не по смыслу, а по положению, возьмите "кроссворд номер 2" для
того же набора слов.

Кнопки "проверить" позволяют вам увидеть, не ошиблись ли вы
(если ошиблись, ваше слово покраснеет), а кнопка "запомнить"
позволяет в следующий раз начать с того места, где вы
остановились в прошлый

(4)
Таким образом, учебный курс языка - ваши 6-7, затем еще 9-10,
затем еще где-то 15 кроссвордов, которые вы "читаете как книгу",
но интенсивнее чем книгу.
Они очень компактно представляют информацию, и позволяют активно
припоминать, что надо делать по нескольку раз.

Хорошо, а что дальше?
А дальше можно/нужно активизировать ваше новое знание.

Смотрите, в обычном учебнике вас пытают одновременностью.
Вы обязаны за один урок:
-- выучить сколько-то новых слов
-- новых грамматических конструкций
-- и всё это тут же активно использовать в упражнениях
-- при этом предполагается, что 100% показанного будет усвоено

В реальности люди учат не так.

(а) им надо объяснить и показать в примерах заметно больше,
чтобы они (пассивно) запомнили "выжимку" - иначе это никогда не
работает

(б) далее, они всегда пассивно понимают больше, чем могут припомнить
и мгновенно использовать активно
всегда активные умения отстают от пассивных навыков. Люди
всегда сперва должны увидеть/услышать много примеров, прежде
чем сами начнут их повторять и творить своё.

В моей процедуре мы сначала пассивно "начитываем" и понимаем.
Когда в голове уже тысячи правильных примеров, мы можем начать
творить речь сами.

КРОССВОРД ПОЗВОЛЯЕТ делать активные упражнения на его основе.
Т.е. он годится и как набор активных упражнений.

Дано: кроссворд, который вы дома прочитали/повторили раза 3-4
в течение недели. Т.е. вы пассивно поняли объяснения 90-100
слов, и реалистические примеры с ними.

Встречаясь с преподавателем, вы начинаете играть в игру.
Берем любую историю. Щёлкаем мышкой по 5 словам, открывая
"ответы" в решетке.
Затем рассказываем историю (условные "3 поросёнка") так,
чтобы ваш ход -- ваш ход в игре - одно предложение, как
угодно сложное, но одно -- включал как можно больше
из вскрытых слов в любом из их смыслов.

Для того, чтобы сделать "ход", можно (нужно!!) подглядывать
в примеры и толкования. Щелчок мышкой по квадратикам
выводит на экран толкование-"загадку". Мы думаем.

Затем делаем ход. Преподаватель (если он есть, можно
играть и самому, "разговаривая с самим собой") поправляет
грамматику предложения, затем на диктофон читается чистовой
ответ-предложение. Игрок получает Х очков (по числу употребленных
целевых слов).

Дальше следующий игрок делает свой ход и т.д.

В результате игры мы получаем надиктованную историю. Из
сказки про 3х поросят она превратилась во взрослую, с
отступлениями, шутками, где поросята могут стать револю-
ционерами в джунглях или поп-звёздами - как позволяет
фантазия и куда подталкивают целевые слова.

Мы получили "контролируемое говорение", с возможностью
думать над ходом и пользоваться словарём-подсказкой
(ибо текст нашего кроссворда, понятно, и есть текст
словаря, который мы изучаем)

ВОТ КАКОЙ МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ можно выдумать,
раздумывая о том, как бы сжать время обучения и сделать
его максимально эффективным.

Я опустил в этом рассказе несколько вещей. Во-первых,
мы обязаны не просто читать внутренним голосом, но
и слышать как звучат изучаемые примеры. Это для нас
сделает компьютерная программа-говорилка с чистым
голосом.

Во-вторых, когда вы столько узнали при более пассивном
ознакомлении, активизировать дальше будет легко
по обычным упражнениям (ведь "вы все это уже слышали").
из учебников. Вы просто будете бесконечно богаче при
выполнении активных заданий - ни один обычный курс
не дает знания всех основных смысло частых слов.

Они, упрощая, упрощая и упрощая, нарушают фундаментальное
правило памяти и психики - человек запоминает сокращенную
выжимку предъявленного. Следовательно, надо давать больше,
чем хочется, чтобы он твердо запомнил.

Упрощая, они делают учеников все более и более беспомощными,
из ложныx побуждений, дабы "ученикам не было так трудно",
но при этом троекратно увеличивая трудность "пыткой одновременности"

ДРУГИМИ СЛОВАМИ, кроссворды
-- заменяют "карточки"
-- обеспечивают одноязычное обучение
-- методом чтения словаря с активным
припоминанием и с повторениями
-- и разделяют фазы пассивного знакомства
со множеством примеров реального языка и
попыток активно разговаривать "с подсказкой"

---------конец статьи про словари и кроссворды----------

P.S. Some sample word clues

-----(1)------
•••••
Across, 5 letters.
5 letters

[1]. PREP.
If something is ***** something else, it is directly below or beneath it.
[example]. [I put my head ***** the blanket.].
[example]. [A boat passed ***** the bridge.].

[2]. PREP & ADV.
If something or someone is ***** a particular age or amount, they are less than that age or amount.
[example]. [This year the company spent just ***** 15 billion.].
[example]. [This is a film for children aged six and *****.].

[3]. PREP.
If something happens ***** particular circumstances or conditions, it happens when those circumstances or conditions exist.
[example]. [***** normal circumstances, the men would never have met.].
[example]. [They worked ***** pressure.].

[4]. PREP.
If people live or work ***** a particular person, that person is their ruler, boss, or teacher.
[example]. [I am the new manager and you will be working ***** me.].
[example]. [The artists studied ***** Beuys.].

[5]. PREP.
If you do something ***** a particular name, you use that name instead of your real name.
[example]. [Mrs Collins is a novelist, writing ***** the name Claire Hunter.].

[6]. PREP.
You use ***** to say which section of a list, book, or system something is classified in.
[example]. [This study is described ***** 'General Diseases of the Eye'.].
[example]. ['Where will it be?''Filed ***** C, second drawer down.'].

-------(2)---------

•••••
Across, 5 letters.
5 letters

[1]. V-T.
When you ***** money, you pay money for things that you want.
[example]. [Every three months I ***** a hundred pounds on clothes.].

[2]. V-T.
If you ***** time or energy doing something, you use your time or effort doing it. If you ***** time in a place, you stay there for a period of time.
[example]. [She had ++++t 29 years as a nurse.].
[example]. [We ++++t the night in a hotel.].

--------(3)--------

••••
Across, 4 letters.
4 letters

[4]. ADV.
If you do something ****, you do it to a high standard or to a great extent.
[example]. [All the Indian batsmen played ****.].
[example]. [He speaks English +++++r than I do.].
[example]. [People live longer nowadays, and they are +++++r educated.].
[example]. [I don't really know her very ****.].

[5]. ADV.
If you do something ****, you do it thoroughly and completely.
[example]. [Mix all the ingredients ****.].

[6]. ADV.
You use **** to ask or talk about the extent or standard of something.
[example]. [How **** do you remember your mother, Franzi?].
[example]. [He wasn't dressed any +++++r than me.].

[7]. ADV.
You use **** in front of prepositions and a few adjectives in order to emphasize them.
[example]. [Franklin did not arrive until **** after midnight.].
[example]. [The show is **** worth a visit.].

[8]. ADV.
You use **** after verbs such as 'may' and 'could' when you are saying what you think is likely to happen.
[example]. [The murderer may **** live nearby.].

===================================================================

самостоятельное изучение, словарный запас

Previous post Next post
Up