Mar 14, 2011 15:27
Вы когда-нибудь видели, как умирают лайки?
Лайки - замечательные животные. Нежные. Чуткие. Проницательные. Они не бывают навязчивыми. Не докучают вам своими капризами. Не требуют миску горячего супа. Не заглядывают преданно в глаза. Не просят ласки и доброго слова. Всегда готовы сопровождать вас в любую погоду. В любое место. Даже ночью. Главное для лайки - быть для вас полезной. И необременительной. Она чувствует всей кожей и кончиками шерстинок, когда вы довольны - и для нее это лучше всякой похвалы. Или сладкой мозговой косточки. Ведь лайка неприхотлива - ей всего-то лишь и надо чувствовать, что ее любят.
Тонкая грациозная фигура легко передвигается впереди вас. Завлекательно закрученный хвост, уши торчком и почему-то всегда по-человечески грустные глаза. И взгляд - осмысленный, словно лайка не просто понимает вас здесь и сейчас, но и знает, что вы скажете через минуту. В городе лайка - обычная собака, каких много. Степенно идет впереди вас на поводке, гордо подняв голову, словно говоря всем и каждому: "Смотрите, я иду со своим хозяином". Но как преображается лайка в лесу. Движения приобретают порывистость, горделивая осанка сменяется стремительностью, и лайка бежит впереди вас, вдыхая запах леса, наслаждаясь его свежестью и ощущением бега, свободы и вашего присутствия рядом. В холод и жару, ветер и дождь, не обращая внимания на погоду, лайка всегда бежит впереди вас, лишь изредка оглядываясь назад, чтобы поймать ваш одобрительный взгляд. Потому что она вам верит.
Но все проходит. Проходит и время. И лайка становится старой. Ей трудно бежать по лесу под проливным дождем. Она с трудом успевает даже за обычным вашим шагом. Но ей не приходит в голову отступить, улечься на землю и тихо заскулить, вызывая жалость. Она даже представить себе не может, что вы будете смотреть на нее с тоской и думать про себя: "Что за обуза - эта лайка". Когда лайка становится старой - она уходит умирать. Вам не удастся присутствовать при ее смерти. Лайки - гордые животные. И умирают они гордо. Как и живут.
Лайки редко умирают в теплое время года. Таков закон природы. Его никто не придумывал, и никто не может объяснить, но если вы поговорите с хозяевами лаек - не тех, что живут в теплых квартирах, постепенно превращаясь в обычных диванных собак, а с другими. С настоящими хозяевами настоящих, охотничьих лаек. Если вы поговорите с ними - вы поймете, что это так. Потому что лайки умирают на льду. Когда они чувствуют, что смерть подошла слишком близко, и хозяин начинает посматривать на них со смесью жалости и невольного укора. Ведь лайка не умеет быть обузой. Лайка никогда ни о чем не просит. Лайка уходит, когда вы спите и не можете удержать ее. Сказать ей в первый и последний раз, что даже старая и больная она дорога вам, как и раньше. Ведь вам никогда не приходило в голову говорить ей об этом. Куда она денется, - думали вы. Такая родная. Такая преданная.
Лайка пробирается по замерзшей реке к середине, туда, где лед наиболее прочный. Осторожно ступает по тонкому льду у берега, чтобы не провалится. Располагается незаметным холмиком на середине реки. И тихо засыпает. Легкие снежинки кружатся над ней, покрывая тонким слоем белого погребального савана, и вскоре под снегом уже невозможно различить свернувшееся калачиком тельце. Никто не пойдет по тонкому льду, и не узнает, что за странный холмик намело снегом на середине реки. И вы будете тихо удивляться, не увидев ее утром на привычном месте у ваших ног. И может быть даже расплачетесь, если никого не будет рядом. А потом утешите себя мыслью, что лайка просто ушла от вас. Ведь она всегда была немного странной. Гордой. Непонятной.
Пройдет несколько месяцев. И вот уже новый смешной комочек копошится в корзине, а вы подсчитываете в уме, как скоро сможете взять его на охоту, сделать прививки, приучить гулять. А где-то далеко толстая льдина начинает ход по проснувшейся реке, и прямо посередине, если хорошо приглядеться, можно рассмотреть небольшой холмик, занесенный снегом. Но вы же не будете приглядываться. Ведь у вас давно другая жизнь и другая лайка.
UP:"Пишет вам бывший участник вашего форума, Пономаренко Николай. (Pensioner) Меня глубоко тронул пост "Как умирает лайка" Хочется рассказать один случай. Если посчитаете нужным вставите от меня в эту тему.
Есть в нашем районе глухая таёжная деревенька, в которой живут преимущественно аборигены и староверы. Ходят слухи, что там сохранились аборигенные лайки с очень хорошими рабочими качествами. Я умышленно не называю эту деревню, а вернее юрты.(как у нас их называют).В своё время беседуя с местными я пытался вымучить там щенка, но получил ответ, как и все желающие, что щенков они на сторону не дают. Никому со стороны не удавалось выпросить там щенка. Но один мой знакомый, через силовые структуры в Тюмени умудрился достать для себя щенка. Был он тогда начальником милиции. Пришла телеграмма с Тюмени в наше отделение милиции, для нашего начальника, чтобы тот срочно получил в Тюмени пакет. Послали гонца в Тюмень, и через пару суток привезли моему знакомому щеночка, которого так и назвали -"Пакет".
Прошло 11 месяцев, щенок возмужал, жил он на вольных харчах на охотничьей базе у егеря. Однажды проезжая мимо с клиентом на берлогу, я завернул к знакомому егерю забрать Бурановские сани. И мой товарищ егерь уговорил меня взять с собой "Пакета" на берлогу, чтобы там посмотреть, как он себя поведёт у реального зверя. По дороге к берлоге мы двигались на четырёх снегоходах. Дорога была трудной и долгой. "Пакет" не привык бегать за Бураном такое расстояние, и мы решили пообедать, пока "Пакет" подтянется за обозом. Бураны стали в один ряд, и все стали доставать свои тормоски. Прибежал и Пакет к самой раздаче. Наш гость достал целлофановый пакет с варёной колбасой, и швырнул пустой пакет по ветру. Я рванулся перелетая через чужие сани, с истошным криком, нельзя+..Но было поздно. "Пакет" на лету поймал целлофан, и проглотил его на одном дыхании. Все ржали над моей паникой, говоря, что просе+ твоя собака. Но я то знаю, что бродячая может и про+. но не лайка. До берлоги он пришел, с уже к разделке туши. Есть ничего не стал. Вернулись на избу поздно ночью. Пакет-с опущенным хвостом ходил возле избушки, и несмотря на сильный мороз не ложился в конуру. Всю ночь я высматривал его, но его нигде не было. Народ смеялся на моё беспокойство. Под утро пошёл сильный снег. Утром я нигде не мог найти щенка. Все следы были заметены. Тогда я привязал своих собак и стал кропотливо искать выходной след.
Нашёл я "Пакета" на середине реки. Он лежал застывший, свернувшись калачиком на льду, сильно припорошенный снегом.
Вот такая нелепая смерть на моей совести, собаки, с таким странным именем."
Лайка