Многие отмечают, что у женщин после этого возраста начинают потухать глаза. И вот почему.
До 30 запас позитива и энергии (см. мой текст "Сага о женской походке"), изначально присущий большинству девушек, позволяет преодолевать жизненные трудности, и, в частности, бороться с тараканами в голове. Думаю, процесс этот идёт незаметно для женщины. У каждой есть некий баланс сил, и до 30 уклон явно в сторону энергии и позитива.
После 30-ти запас энергии начинает стремительно падать. Не то чтобы женщина переставала верить в счастье, вовсе нет. Скорее она уже не живёт счастьем в первую очередь, начинает понимать, что жизнь есть рутина. Счастье ведь исключительно.
Собственно, что есть женские "тараканы", как не отражение _о_б_щ_е_г_о_ негативного отношения к окружающему, которое находит свой выход в мелочах? Если женщине удалось создать хорошую дружную семью, если она ощущает, что счастлива, если собственные душевные её силы объединяются с энергией мужа и оттого усиливаются многократно, - то в большинстве случаев женские глаза продолжают светиться и в значительно позднем возрасте.
Существенно также, что малодушная слабая женская натура ощущает, что ей более повезло, чем другим - ибо в плане счастья женское познание также не абсолютно, но обязательно идёт через сравнение. В заметке
"Зачем русской женщине нужна шуба" в деталях рассмотрен этот психологический аспект. Женское познание абстрактным не бывает, ей нужны некие опорные, выделенные точки, по которым происходит сравнение. Другие женщины, менее удачливые в плане счастья - вот те указатели и маячки, которые позволяют дополнительно ощущать себя счастливой.
Девушки любят выражение, "любить - это перестать сравнивать", чем, кстати, выдают себя с головой. Однако остаётся фактом, что счастливая женщина неизбежно сравнивает себя с теми, кому не повезло - дабы, так сказать, дополнительно возгреть собственные ощущения. Всё это есть, хотя и допускаю, что не самое главное.
В тексте
"Бабство и материнский инстинкт" было упомянуто, что женщины при встрече, обменявшись взглядами, мгновенно понимают, как у них обстоит дело с личной жизнью. Показательно, что утверждение это никто в комментариях не оспорил. Так вот. Если женщине счастья не хватает, она постоянно ловит на себе высокомерные взгляды более удачливых соперниц - ибо женщина, при её потребности мерятся, не может, не умеет не быть высокомерной. И это высокомерие окружающих дополнительно лишает её жизненных сил, делает всё более и более озлобленной.
Мысль "у меня ещё всё впереди, мне обязательно повезёт, они все будут мне завидовать" греет душу только до 30-ти. Потом уже не живут одной такою верою. Именно 30 лет оказывается той точкою перегиба, когда уровень жизненных сил начинает идти на спад. Всё женское существо постепенно проникает ощущение, что жизнь не есть постоянное предвкушение счастья, что она состоит из рутины, и в сущности, оказывается мелка и скучна. А вместе с нею - начинает закрадываться подозрение, что скучна и сама наша зрелая героиня. Вера в счастье постепенно покидает её - как жильцы покидают предназначенный на снос дом, - а если женщина сама не верит в счастье, то кого и как сделает она счастливым? "Если соль потеряет силу, то как сделаешь её солёною?". Мужчины, при всей их кажущейся рациональности, обычно всё это чувствуют, и таких женщин обходят стороной. Между тем, после рокового порога в женщине начинается всё более и более явный крен в сторону негативного отношения к чуждой, холодной и враждебной действительности, ибо сил становится всё меньше и меньше - а ведь женщине приходится бороться со всем этим одной!
По самой сути своей, по предназначению, по существу натуры, по особенностям склада души женщина не создана для одиночества и борьбы. Она прежде всего семейное существо, что бы там про себя не думала. Вся судьба её - плавный, как можно более плавный переход из семьи любящих и заботливых маменьки-папеньки в семью не менее заботливого и любящего муженька. В норме женщина должна быть постоянно окружена родными да близкими - лишь это позволяет ей преодолевать (рассмотренную, кажется, в "Философии бабства") враждебность мироздания. Женское существо очень чётко разделяет мир на "родные" и "остальные", "своё" и "чужое", "любимые" и "нелюбимые". Любящие для неё - всегда "свои". И наоборот: всегда "свои" те, кого она любит - именно это жёсткое разделение и лежит в основе т. наз. "бабства". Женщина комфортно существует лишь тогда, когда окружена "прирученной материей", вещами да людьми, ставшими своими и родными, и она ждёт, когда кто-то для неё всё это приручит.
Лишь мужчина может позволить себе роскошь быть воином-одиночкой. Да и то не факт, что при этом никто не приберёт его к рукам. Поскольку, если он истинный воин, настоящий вожак - то в любом его возрасте женщины будут идти за ним, почитая сие за радость. Ибо мужчина молод не тогда, когда чувствует или считает себя таковым, но когда молодо то, чем он живёт. Женщина молода телом; мужчина - своим делом.
Мужчина все время находится на переднем крае, он участник боевых действий по преобразованию реальности, "приручении" ее. Женщина - не боец, ей подавай безопасность и установившийся комфорт. На шинель лег, шинелью прикрылся - это не для нее. Мужчина побеждает мир; женщина этим пользуется. И чем раньше она найдёт себе мужа, тем лучше.
Если женщина и создаст семью, скажем, лет в 35, то неизбежно начнётся перенос накопленного годами недовольства - на того, кто рядом. Но не на детей, разумеется, ведь они, в отличие от мужа, _р_о_д_н_ы_е_ (см.
предыдущую запись). "Ты виноват. Где ты был столько лет, я так мучилась..." Женщина чувствует (да и умеет делать) виноватыми всех, кроме себя. У неё нет иных способов морального самоутверждения. Перенос, как и вообще всё у прекрасных дам, идёт в превращённой форме, не в виде рационально высказанного упрёка - скажем, носки он везде разбрасывает, или зубная паста вечно в ванной на зеркале... Между тем, 18-летняя наверняка отнеслась бы ко всему с юмором. Что и требовалось доказать. Женщина вообще вся состоит из бессознательных механизмов.
Можно сделать предположение, что женщина после 30-ти куда меньше сосредотачивается на собственной необыкновенности.
Вот, оказывается, что привлекает нас в молодых романтичных девушках - предвкушение счастья, ощущение собственной необыкновенности. Впрочем, что я тут буду говорить. Рассказ Чехова
"После театра" читали?