Итак, Tom Rob Smith «Child 44» издан на русском (
http://ru-klukva-ru.livejournal.com/975617.html). Любопытно будет сравнить со старым переводом, фрагменты которого публиковались в Свободаньюс.
Итак, офицер МГБ Лев Демидов расследует убийства детей.
«30 марта 1953 года. Детдом номер 80 был пятиэтажным зданием с потертой белой надписью «Больше работаешь, дольше живешь». По крыше тянулись трубы - прежде здесь располагался небольшой завод. Окна были затянуты грязными тряпками - заглянуть внутрь было невозможно. Лев постучал в дверь. Нет ответа. Он подергал ручку. Заперто. Он подошел к окну и постучал пальцем. Тряпка отдернулась. На секунду появилось замурзанное личико девочки, и тряпка снова вернулась на место. Льва сопровождал Моисеев - офицер милиции, которого Лев воспринимал просто как бандита в форме. После долгого ожидания дверь отворилась. Появился старик со связкой ключей. Увидел офицеров, и раздражение тут же сменилось подобострастием. Он чуть втянул голову в плечи.
- Чем могу быть полезен?
- Мы расследуем убийство мальчика.
Главное помещение сиротского приюта некогда было заводским цехом. Станки убрали и устроили здесь столовую: столов и стульев не было вообще, но на полу плотными рядами сидели на корточках дети и пытались есть. У каждого ребенка в руках была деревянная миска, в которой плескалось что-то вроде водянистого капустного супа. Правда, ложки имелись только у старших. Остальные дети либо дожидались своей очереди, либо пили прямо из миски. Закончив есть, ребенок облизывал ложку сверху донизу и передавал ее следующему.
Льву еще не доводилось бывать в государственном детдоме. Он внимательно оглядел комнату. Трудно было определить, сколько тут детей - две сотни, может быть три, от четырех до четырнадцати лет. Они не обращали ни малейшего внимания на Льва: были слишком заняты едой или смотрели на соседей, ожидая ложку. Слышны были только скрежет ложек о миски и чавканье. Лев повернулся к старику:
- Вы директор детдома?
Кабинет директора был на первом этаже, окно выходило на заводской цех, забитый детьми, точно их тут штамповали. В кабинете сидели несколько подростков постарше, чем дети внизу. Они играли в карты на столе. Директор хлопнул в ладоши.
- Идите, пожалуйста, в свои комнаты и там доиграете.
Мальчишки смотрели на Льва и Моисеева. Лев почувствовал, что они раздражены тем, что им отдали какое-то распоряжение. У них были умные, опытные глаза, старше их лет. Не сказав ни слова, мальчишки сгрудились, точно стая диких собак, собрали карты и спички, которые использовали вместо денег, и исчезли.
Как только они ушли, директор налил себе выпить и предложил Льву и Моисееву сесть. Моисеев сел, а Лев остался на ногах, разглядывал комнату. Тут был только один несгораемый шкаф. На нижнем ящике виднелась вмятина от удара. Верхний был открыт, в разные стороны торчали мятые документы.
- В лесу был убит мальчик. Вы слышали об этом?
- Ко мне уже приходили офицеры, показывали фотографии мальчика, спрашивали, знаю ли я его. Но, кажется, я его не знаю.
- Но вы не можете сказать с уверенностью, не пропал ли у вас ребенок?
Директор почесал ухо.
- У нас четыре человека следят за тремя сотнями детей. Дети приходят и уходят, все время появляются новые. Вы должны понять, что мы не успеваем всех записать.
- Есть ли в детдоме дети, которые занимаются проституцией?
- Старшие делают что хотят. Я не могу за всем уследить. Пьют ли они? Да. Занимаются проституцией? Вполне возможно, но я это не санкционировал. Я в этом не участвую и совершенно точно не получаю никакой прибыли. Моя работа - проследить, чтобы у них была еда и место для ночлега. Учитывая мои возможности, я справляюсь со своими обязанностями очень хорошо. Ну, наград я, конечно, не жду.
Директор повел их наверх, где были спальни. Когда они проходили душевые комнаты, он заметил:
- Думаете, я не забочусь о детях? Нет, я делаю все, что в моих силах. Я слежу, чтобы их раз неделю мыли, а раз в месяц брили и выводили вшей. Всю их одежду кипятят. Я не потерплю вшей в своем детдоме. Сходите в любой другой приют, там у детей вши так и кишат в голове, даже в бровях. Это отвратительно. А здесь такого нет.
- Можно мне поговорить с детьми наедине? Их может смутить ваше присутствие.
Директор улыбнулся.
- Меня они стесняться не будут. Но как хотите…
Он показал на лестничный пролет.
- Старшие живут на верхнем этаже. Там их царство.
В спальнях на верхнем этаже, под самой крышей, не было кроватей, только на полу валялись матрасы. Старшие ребята явно обедали не по расписанию: не было сомнений, что они уже поели, и им досталась лучшая пища.
Лев вошел в первую комнату. Он заметил, что за дверью прячется девочка, блеснул металл. У нее был нож в руке. Увидев его форму, она убрала нож: лезвие скрылось где-то в складках платья.
- Мы думали, это мальчишки идут. Им сюда нельзя.
- А где спят мальчики?
Старшие мальчики (некоторых Лев уже видел в кабинете директора), опасливо сгрудились в своей комнате. Лев положил альбом с фотографиями на пол.
- Я хочу, чтобы вы посмотрели на эти фотографии и сказали, если один из этих мужчин приближался к вам и предлагал вам деньги в обмен на половую близость.
Ни один мальчик не двинулся и не подал знака, что его догадка верна.
- Я вас ни в чем не обвиняю. Мне нужна ваша помощь, - Лев стал перелистывать страницы, пока не дошел до конца альбома.
Зрители смотрели на снимки, но никак не реагировали. Он пролистал в обратном порядке. По-прежнему никакой реакции. Он уже собрался закрыть альбом, но тут мальчик, стоявший позади, нагнулся и тронул одну из фотографий.
- Этот человек приставал к тебе?
- Заплати мне.
- Он тебе заплатил?
- Нет, ты мне заплати и я скажу.
Лев и Моисеев скинулись и дали мальчику три рубля.
Мальчик пролистал альбом, задержался на одной странице и указал на снимок.
- Вот этот похож.
- Так это он?
- Нет, но похож.
-Ты знаешь, как его зовут?
- Нет.
- Можешь что-то о нем рассказать?
- Заплати мне.
Моисеев покачал головой, оказываясь платить.
- Мы можем арестовать тебя за вымогательство, - пригрозил он.
Решив, что угрожать бессмысленно, Лев вытащил последние деньги и отдал мальчику.
- У меня больше нет.
- Он работает в больнице, - сказал мальчишка».
http://www.svobodanews.ru/content/article/471049.html