I cosacchi (1960) - Итальянский сын Шамиля!

Nov 24, 2024 16:27

Помните, я вам обещал в прошлых обзорах еще больше казаков от итальянских кинематографистов 1960-х? Пожалуйста, вот вам очередной итальянский пеплум тех лет, который так тупо и называется - "Казаки" / The Cossacks / I cosacchi (1960). Снимал этот фильм, однако, не итальянец, а русский белоэмигрант Виктор Туржанский (который на самом деле от рождения Вячеслав, сменивший имя для французов). Быстренько эмигрировав в Европу после революции, он до конца жизни работал на европейские студии, причем абсолютно любые - немецкие, французские, а потом и итальянские. Туржанский вообще знатный клюквороб - благодаря происхождению его часто брали на экранизации русской, а шире и восточноевропейской классики. Не гнушался и конъюнктурой - спокойно работал при нацистах даже в годы войны, склепав для них пару пропагандистских поделок. А в конце жизни ему достались постановки и итальянских пеплумов. Благодаря этому чисто русской клюквы в фильме немного, хотя он легко тянет на клюкву псевдоисторическую - сюжет чисто формально основан на биографии сына Шамиля, небезызвестного Джалуддина, почти всех персонажей играют итальянцы, а антураж откровенно эклектичный. Да еще и сценарий явно сделан с оглядкой на "Тараса Бульбу", хотя его итальяшки вместе с французами экранизируют в Югославии только через два года.

Ну, а теперь слайды! Сразу скажу, это очередной фильм в ужасном качестве и без перевода с итальянского.



Начинается фильм сразу с демонстрации бюджета - русские войска обстреливают из пушек некое селение. По улицам мечутся люди в казачьей форме и гражданские. Взрывы, разрушения, крики и прочий сабантуй.







Сначала я недоумевал, на кой черт русским обстреливать какую-то казачью станицу, вроде как где-то на Кавказе, судя по горам. Потом дошло. Да это же осада аула Гимры, где, как известно, пленили Шамиля! А местные "казаки" - это вроде как кавказцы, дагестанцы и чеченцы. Ну что же, антураж кавказского аула и впрямь неплохо показан, даже мечеть видна на заднем плане.







Русские тоже узнаваемы, но с формой русских вообще чо-то непонятное. Туржанский явно не знал реальной униформы, ведь интернета и справочников тогда тупо не было. Поэтому армия явно срисована с картин Верещагина времен русско-турецкой 1877-78 г. и покорения Туркестана - рядовые бегают в белых гимнастерках, а офицеры в показательной темно-зеленой форме с кучей украшений.



В реальности взятие аула было в 1831 г. при Николае I, и русская армия в те дни выглядела как-то так.



Кавказцы тоже те еще кавказцы, которых играют итальянцы. Но все же антураж довольно фактурный, правда, кавказцам упорно пихали кубанки на головы...



Шамиля играет расовый чеченец Эдмонд Пёрдом из Америки. Играет весьма неплохо, знаете, внушительно. Шамиль тут вообще человек чести и доблести, который защищает свою родину от русского империалиста как это понимает. Герой национального движения и все такое. Что он до последнего затягивал переговоры с осаждающими и пытался соскочить, конечно, не показано.



Он понимает, что сопротивление бесполезно и надо сдаться. А его малютку-сына придется отдать русскому царю как "аманата" (заложника, то бишь). Кстати, здесь для удобства сынок переименован просто в "Джамаля". Шамиль и Джамаль, очень удобно.



Горечь при расставании с родной матерью Фатимат. Понятно, что итальянская актриса на кавказку похожа даже меньше, чем Эдмонд Пёрднул, или как там его...



Со сдачей Джамаля все как бы и заканчивается, хотя на самом деле Шамиль сдаваться не собирался, и после провала переговоров сбежал из осажденного аула, и куролесил еще 27 лет аж до 1859 года. Но это неважно, у нас тут псевдоисторическая мелодрама. Так что проходит 12 лет, и мы видим Санк-Петербург с нарисованными задниками Адмиралтейской площади.



Выросшего Джамиля играет еще более расовый кавказец Джон Дрю Бэрримор. Сами видите, какой из него кавказец.



Он типа как кадет в кадетском училище... хотя "кадеты" тут такие же, как кавказцы из итальянцев - всем явно под тридцатник, и форма черте какая, но это неважно.



Ну, этот отрывок вообще понятен без перевода.



У Джамаля есть друг Boris (именно так, без фамилии). На прогулке в каком-то саду они замечают приезд царя. И хотя с 1831 г. прошло якобы всего 12 лет, это уже не Николай I, а сразу Александр II.



Одет царь очень пафосно, как и все вокруг. Не спец в униформе, но помесь двух эпох читается легко.





На царя пытается совершить покушение какой-то мимокрокодиливший революционер. Но герой Джамаль заметил пистолет - дурак-террорист вздумал стрелять стоя буквально рядом с ним - и отбил руку с пистолетом! Русские власти всегда ценили кавказцев, которые противостоят терроризму и экстремизму, поэтому кадет Джамаль получает награду в своем родном училище.



Слава герою России Джамалю Шамилевичу Бэрримору! Думаю, сам Рамзан Ахматович одобрил бы этот фильм.



Тем временем в Петербурге с его задниками продолжается обычная мирная жизнь. Царь в веселой сиреневой венгерке ходит по балам.





Балы, красавицы, лакеи, юнкер... кадеты - в общем, хруст французской булки во весь рост, белоэмигрант оторвался по полной.



Ну и какая русская жизнь, да без "Цыганочки" в исполнении цыганочки!



Самый прикольный момент фильма - Джамаль положил глаз на красотку-цыганку, которая исполняет русский романс. И хотя я видел адовую прорву таких клюквенных фильмов, где брали настоящие русские романсы от белоэмигрантов-музыкантов, тут Туржанский зачем-то решил сэкономить. В итоге итальянская цыганка поет с акцентом на правильном русском языке какую-то абстрактную банальщину, в которой даже рифмы нет!!!



Текст примерно такой:

Страш(ст?)ным трепетом томимая и желанная мала (моя?)
Ты на первое свидание в темный парк ко мне пришла.
(неразборчиво, вроде "Телкидевичихгардец") и коснусь плеч твоих.
Губы алые раскрылись в поцелуе мы сплелись.
Как счастлив знать, что я любим тобою,
И крикнуть хочется мне на весь мир,
Я пью за тех, кто испытал всю прелесть
Биения (близких?) двух сердец.

Подозреваю, что этот корявый текст писал лично Туржанский, великий режиссер и поэт по совместительству.

Ну и само собой, куда ж без любовных соплей? Сценаристы явно что-то слышали про любовные отношения Джамаля с Елизаветной Олениной, и сделали ему такую линию с некой блондинкой Татьяной (да, тоже без фамилии).



Тем временем Шамиль, пожизненно застрявший в проклятом ауле, как в петле времени, хочет вернуть сына и продолжить борьбу с неверными. Доставляет сцена, где все присутствующие яростно орут с итальянским акцентом: "Газават!!!"



Я не совсем понял, но видимо, по согласию царя, Джамаль все-таки добровольно прощается с Татьяной и возвращается в родной аул. Родная семья встречает новоявленного офицера со службы со слезами радости.



Сюжет прерывается на обязательные для такого кино экзотические песни и пляски.



У пострела Джамаля, кстати, еще одна зазнобушка есть - подружка детства Алина, которая делает ему глазки, и он даже в сомнении, может и с ней стыковку сделать...



Далее происходит много шаблонной мелодрамной возни, Джамаль явно пытается убедить отца, что борьба бессмысленна - и в конечном итоге Борис и Татьяна ухитряются попасть в плен к кавказцам. Я не совсем понял, как их туда занесло, но Борис тупо на Кавказе служил, а Татьяна, видимо, пыталась к любимому пролезть. Увидев их, Джамаль в шоке.



Шамиль приказывает казнить пленников лютой смертью... Зачем-то. Сынок в шоке и пытается их защитить, но делает только хуже - папашка в ярости его ругает русской свиньей (ну, что-то в этом духе), срывает одёжу, в общем, только что шашкой по заднице не бьет. А пленников начитавшиеся легенд о Прометее кавказцы распинают прямо на специальной пыточной скале, где их сожрут кавказские стервятники.



Думаете, про стервятников я пошутил, да? А вот хрен вам.



Но не переживайте, посаженный в зиндан в воспитательных целях Джамиль освобождается с помощью Алины (это ее единственная функция в фильме), успевает на скалу и героически побивает стервятников, аки Геркулес орлов. Ох, ну любили итальянцы в пеплумах косплеить то Тараса Бульбу, то античные легенды... И воспользовавшись тем, что папашка отъехал на битву, он возвращает беглецов через линию фронта.

Исламисты не остаются в долгу и нападают на русские войска во время молебна, тем самым ярко показав свою нетолерантность и экстремизм.



На массовке, как водится в итальянских пеплумах, не экономили.



И взрывах тоже.



А потом происходит атака и мочилово. Меня умилил какой-то сепаратист, который получил пулю и упал с седла, но как бы из последних сил встал и героически продолжил борьбу, и только потом умер.



В общем, за 15 минут до конца фильм вспоминает, что у него есть бюджет и массовка и показывает вторую и последнюю массовую битву с грандиозной конной сшибкой. Джамаль и Шамиль тоже тут, почему-то вместе - видимо, помирились за кадром.





Надо отдать должное, итальянские казачьи лавы даже сейчас могут легко впечатлить, это вам не в экранизации "На Западном фронте без перемен" нарисованные танки делать.







Конец драматишный - Шамиля подстреливают, и он падает. Сынок кипешует и решает сдаться, чтобы не гробить свои жизни и отца заодно. Но, но! - кричит отец, не желая сдаваться клятым кяфирам, и подстреливает в сердцах сынка, который уже подхватил белый флаг и бежит к русским. Сынок дергается, падает и долго помирает на руках у пораженного отца, который понял, что скосплеил "Тараса Бульбу". Как и весь этот фильм.



В итоге он проника-а-а-а-а-а-ается правотой сынку, поднимает белый флаг на корме и сдается в плен русским. Таков драматичный финал этого великого произведения. Конец. А что настоящий Джамаль тупо умер от чахотки в тылу, а отца потом захватили в плен спустя много лет, это неважно для сюжета.



Таков этот итальянский пеплум, один из немногих, который тянет на настоящую драму, пусть и в псевдоисторическом антураже. Довольно достойно и нейтрально показаны обе стороны, и сюжет лишен привычного лубка и эксплуатации. Благо, к сценарию приложили руку не только Туржанский, но и небезызвестный автор социально-криминальных боевиков 1970-х Дамиано Домиани, которые в те годы часто работал над подобным. Искренне жаль, что фильма нет в хорошем качестве и переводе. А ведь дублировать это гораздо легче, чем снимать аналогичную мелодрамную поделку "Аманат" (2022), где клюквы и псевдоистории еще больше.

И еще чего я в фильме не понял - а где тут, собственно, казаки? Или Джамаль у нас в казачьем училище учился, серьезно? Тогда я знаю самую большую клюкву фильма! Ну и да, это далеко не единственная клюква от Туржанского, так что думаю, мы с ним еще встретимся в нашем нелегком клюквоведческом пути.

б) Песни и пляски, а) Кино, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up