Ван Дамм - величайший актер всех времен, чьи заслуги перед клюквоведением НЕОЦЕНИМЫ! Он был русским каратистом на службе мафии и КГБ в "Не отступать и не сдаваться" и
"Черном орле"! Он сражался с русской мафией в
"Максимальном риске" и "Взрывателе"! Он насмерть бился с тоталитарным режимом словацкой военщины, падая
"Под откос"! Он выживал "В аду" болгарской тюрьмы России! Он спас Украину в России от взрыва ЧАЭС как настоящий
"Универсальный солдат-3"! Он спас всю Молдавию, продавая мясо через
"Шесть пуль" и грудью защищал посольство в Кишиневе от коммунистического майдана как
"Второй в команде"! Да в конце концов он чуть не ушатал Сталлоне в тоталитарной Албании во время очередных
"Неудержимых-2". И хотя годы берут свое, но все же нет-нет, да и тряхнет Ванька стариной. В относительном недавнем
"Последний наемник" (2021) он немного помахался с охранниками в какой-то заброшке, которая якобы Монголия, поныл немного перед украинским мафиози (в этой роли очень грустный Алексей Горбунов), а потом долго валял дурака в комедийном французском боевике, который был таким убогим и нищим, что Париж сняли в Киеве, и это очень заметно.
Но мы как-то случайно пропустили еще один его клюквофильм! А именно - "The Order" (2001), который у нас перевели как "Тайна Ордена", а озвучка РТР в свое время невозмутимо сказала: "Жан Клод Ван Дамм в фильме... "Секта"!" (с). Снималось это кондовое кино из 90-х в Израиле экшн-компанией "Миллениум Филмс". Наши постоянные читатели, конечно, знают, что на самом деле это дочернее подразделение легендарной шарашки Nu Image. Той самой, которую основали два хитрых еврея, братья Лернеры, перехватившие знамя первенства у погибшего голливудского гиганта Cannon Films Менахена Голана. Перенеся производство в Болгарию в конце девяностых, они зависают там до сих пор, клепая дешевые боевики и дешевые боевики, маскирующиеся под дорогие - типа "Хантер Киллера" и "Неудержимых". А это значит, что несчастный Ван Дамм попал в еврейское рабство еще до их же болгарско-москальской тюрьмы в фильме "В аду"!
В "Тайне Ордена" Ван Дамм в основном изображает из себя искателя приключений в духе Индианы Джонса, который ищет своего отца в Иерусалиме, причем дело тесно связано с сокровищами тамплиеров или еще каких-то там крестоносцев. Правда, по итогам получился не дешевый "Индиана Джонс", а скорее очень вяленький "Анчартед: на картах не значится", так как приключенческой стилистики почти нет, зато много типичного экшна из боевиков. Но обо всем по порядку. В том числе и о клюкве - ведь какой же боевик 90-х, да без русской мафии!
Начало показывает нам очень пафосную сходку военных реконструкторов, которые яростно бьются на стенах Иерусалима, изображая крестоносцев XI века. Глубокомысленный голос за кадром (нет, не Климки Жукова, это было бы слишком смешно) рассказывает про то, как кровавый массакар и высшее откровение с небес (явно не без участия просроченного вина, купленного у случайного еврея по дороге) сотворили переворот в голове одного крестоносца. Который то ли француз, то ли армянин - в общем, его зовут Ле Войян... Или Левонян, я не понял.
В общем, крестоносец Левонян возомнил себя мессией и начал смешивать в опасный коктейль не только просроченное вино, но и все три религии Палестины разом. Добром это не кончилось. Однажды новоявленного мессию и его последователей догнал крестоносный ОМОН на дороге и яростно люстрировал на месте. И нелегальный свиток с изложением идей мессии и какой-то важной картой подземелий Кремля Иерусалима потерялся где-то в пустыне. Кстати, Левоняна в прологе играет лично Ван Дамм. Поэтому забавно видеть, как он умирает на фоне имен своих продюсеров - Дэнни и Ави Лернера. Как же это символично!!! Два еврейских продюсера убивают карьеру Ван Дамма!
Однако это только присказка, а сам пролог весьма слабо связан с сюжетом, как обычно и бывает в боевиках. В нем настоящий Ван Дамм - хитрый и ловкий авантюрист Руди, который похищает предметы искусства. На сей раз судьба его занесла в Одессу. Надо отдать должное, Одесса конца девяностых выглядит атмосферно.
Здесь он вступил в коллаборацию с неким хитрым криминальным дельцом по имени Юрий, который вроде как еврей. Хотя играет его чистокровный иракский араб Сассон Габай - израильский актер, который еще Рэмбо в Афганистан водил.
Он предлагает Ваньке похитить у русской мафии яйцо Фаберже и уверяет, что все просчитано до мулиметра, риска никакого! Вандаммушка ведется, мажет себе лицо черно-синей пастой из ближайшего тюбика Блендамета - и с помощью спец-троса пролетает в особняк русской мафии!
Прямо с крыши с гордой надписью "ОДЕССА". Я так и не узнал, что это было. Ресторан? Гостиница? Публичный дом?
Сам Юрий обеспечивает операцию по связи онлайн, дежуря неподалеку в буханке. Что интересно, номера почти идентичны настоящим! Правда, советские, но зато с укрофлажком.
Уииииииииииииииииии!!!
И вот Ванька в святая святых - специальном музее русской мафии. А вы не знали, что русские мафиози Одессы обожают собирать собственные коллекции исторических артефактов? Иконы там, кресты, доспехи, все такое?
А вот и оно самое яйцо Фаберже! Легендарная суперредкость!
Ваня аккуратно снимает яйцо с подставки - и вот жеж неожиданность! - ОКАЗЫВАЕТСЯ, тут есть сигнализация!!! Налетают охранники в болгарской форме милиционеров без знаков отличия и начинают яростно шмалять куда попало. Разумеется, половину артефактов тут же переколотили.
Суровое лицо одесской "охороны".
Твое лицо, когда тебя застукали обделавшимся и со своим яйцом в руке. Это не шутка. На вопрос Юрия, что там за выстрелы, Ван Дамм невозмутимо процедил: "Я обосрался!!! пукнул"
Естественно, Ваня тут же показывает чудеса акробатики и рукопашки и начищает охранникам щщи своим знаменитым боевым балетом. Вокруг артефакты валятся и разбиваются за здорово живешь, пока все комично пытаются поймать яйцо. В общем, копипаст не то фильмов Джеки Чана, не то вообще мультиков про Тома и Джерри. А к зданию спешно подлетают менты на жигулях и даже Скорая на карете-Волге. Аутентичность великолепна - просто мое почтение.
Пока менты окружают здание, переговариваясь на чистом русском, один мрачный мент в болгарской форме с характерными лычками и ушанкой подозрительно оглядывает фургон. Вызвав Юрия, он яростно и практически без акцента вопит на чистейшем русском языке: "Убирайся отсюда. Убирайся отсюда!!! ПОБЫСТРЕЕ!!!" Хотя бы заглянуть в фургон тупой мент, конечно, не догадался.
Юрий ссыт в подгузники своего абибаса и сваливает, изображая того чувака из финала "Бумера", только что не плачет. А Ванька вынужден показывать одесским москалям свое карате!
В конце концов ему удается сбежать через окно под градом пуль! Менты недоумеваэ: "Ну где он потерялся чорт вазми!"
На самом деле Ваня приземлился в удачно подвернувшийся мусорный бак. Кстати, обратите внимание, у ментов тут форма болгарская, но знаки отличия настоящие, украинские.
Я думал, подозрительный, но тупой мент важно посмотрит на мусорный бак, но потом просто уйдет. Ан нет, все-таки решил обыскать. Это ему вышло боком - Ван Дамм его живо вырубил и переоделся в его же форму с быстротой пожарника. И попытался в этом образе свалить. Правда, в последнюю секунду его остановил окрик ментов: "Эй, куда ты пошол!"
Ван Дамм забздел, но весьма убедительно отыграл обделавшегося и крикнул в ответ тоже почти без акцента: "Туалет!" И обратите внимание, он еще немного успел и пасту с лица убрать. Слизал, что ли, или просто пакетом вытер?
"Харашо!" - махнули менты рукой, и счастливый Ваня со своим целым яйцом и прочим хозяйством возвращается в Нью-Йорк. Вот так бельгийский Ваня надул русскую мафию, которая, ничего не подозревая, пьет vodka Nazdorovie!!!
В Нью-Йорке Ван Дамм немного болтает со своим отцом Оскаром Кафмайером (играет расовый британец русского происхождения Вернон Добчев, тоже ветеран клюкворолей). Да, Ван Дамм тут - вообще-то Руди Кафмайер. А сам Оскар - типичный профессор истории, который работает в музее, нашел наконец ту самую рукопись Левоняна и хочет сказать что-то важное своему сыну, с которым постоянно не ладит из-за его криминальных связей. Но вечно что-то мешает. Вот и теперь Ван Дамм в самый важный момент свалил в ночной клуб, где пытался загнать самостоятельно, без кидалы Юрия, яйцо Фаберже местной мафии. Кто ж знал, что мафиози Манхэттена уже побратались с одесской братвой? Пришлось опять, как в песне... И вновь продолжается бой... и сердцу тревожно в груди... И снова наш Ваня такой молодой, хоть лучшее у него позади!!!
В схватке с мафией яйцо было безвозвратно раздавлено, а самого Ван Дамма подержали ночь в обезьяннике, где он узнал, что его отец странным образом пропал, да еще и вместе с рукописью Левоняна.
Дальнейший сюжет клюквы не касается, но все же коротко его опишу, кое-что занятное тут есть относительно творческих талантов расовых американских евреев из Болгарии. Сам сюжет, откровенно говоря, дикая штамповка, на уровне какого-нибудь "Майора Грома". Руди-Ван Дамм приезжает по срочному звонку своего отца в Израиль, где его прессует на таможне мрачная полицейская Далия, но потом отмазывает друг отца, старик-историк на старом Ситроене. Он рассказывает, что отец нашел те самые сокровища Левоняна и карту к ним, а потом они преследуют людей, которые за ними следили и ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО похитили профессора. Это становится поводом для дерганной погони по половине Иерусалима, в которой дохлый Ситроен ухитряется нагонять Мерс W124. И даже пробивает целую батарею бутылок. Точь-в-точь как в другом, более раннем фильме Лернеров "Никогда не сдавайся" (1994).
Монтаж при этом регулярно палится дикими ляпами. Например, тут отчетливо видно отвалившуюся крышку капота, но во всех следующих сценах она на месте.
Погоня заканчивается тем, что Руди идет на таран и опрокидывает похитителей, устров в итоге пафосную карате-драку в фонтане (а авторы "Майора Грома" свистели, что у них денег не было на нормальный экшн, ха!).
Похитители сбежали, друг отца погиб от бандитской пули, побыв на экране минут восемь. Зашибись персонаж!
Естественно, в полиции на Руди пытаются повесить обвинения. Главный козел участка - хитро улыбающийся еврейский майор Бен Кросс. Он в Израиле снимался еще со времен
"Краденого неба" (1987), так что ему не привыкать.
Естественно, слушать профессионального контрабандиста исторических ценностей не особенно хотят, а потому пока до предъявления обвинений сажают под домашний арест, откуда он легко сбегает в стиле "Приключений итальянцев в России", через окно. И начинает поиск сам. А все потому, что отец успел через своего друга оставить ему ключ от ячейки в аэропорту, где хранится карта из наркоманских записок Левоняна и дискета с наработками по ее изучению. Ван Дамм поэтому начинает собственное расследование и связывается с Юрием. И незамеченным проходит по всему Иерусалиму благодаря своему блестящему мастерству маскировки!
Блестящая маскировка, однако, ни хрена не помогает. Минут десять его ловит половина полиции Иерусалима, включая ту стервозную дамочку Далию, пока Ванька очень комично улепетывает по узким улочкам древнего города.
Особенно смешно получилось, когда он убежал в арабский квартал, и за ним побежали и случайные арабы. Пришлось опять показывать ментам и арабам свое великое еврейское кунг-фуууууу!
В итоге его... все равно хватают и высылают из страны. Вуап-вуап-вуаааааап... Но в последнюю минуту Далия под воздействием то ли новостей по телевизору, то ли проникновенной болтовни Ван Дамма о своем отце, то ли грибов имени крестоносца Левоняна помогает ему сбежать с самолета. Происходит совершенно фееричная погоня полицейского минивена за Ван Даммом, который угнал тягач для авиатрапа (!!!!). Причем минивен таранит крыло самолета, которое о чем-то поет пафосно взрывается, а сам минивен от рева турбины переворачивается чуть ли не в воздухе. Ван Дамм тоже пафосно таранит тягачом мусор - короче, экшон прет из всех дыр. Фееричнее было бы только если бы Ваня в аэропорту угнал машинку носильщика и улетел в небеса, как Волк в той серии из "Ну, погоди".
Спасшая супергонщика мадам Далия объясняет, что причиной к тому послужили отнюдь не сопливые слезы по отцу Руди. Оказывается, она когда-то была членом Ордена имени Левоняна, который до сих пор существует в этой стране. Да, он так просто и называется, без затей - Орден. Теперь его глава как-то подозрительно вовремя взорвался в машине, что вкупе с рассказами Руди и картой его отца наводит на размышления. Далия считает, что все дело в радикальных последователях этой мирной секты. К счастью, Юрий у себя в кабинете уже успел распечатать и перевести все записки Оскара. Он выпроваживает своих партнеров по бизнесу (типичных евреев с поддельными часами, которые ругаются на чистейшем русском языке) и рассказывает про карту сокровищ под Иерусалимом. Но тут нападают люди в балаклавах (нет, не ОМОН), убивают Юрия и отнимают карту, Билли!
Снова феерическая погоня по Иерусалиму, снова экшон, перестрелки, переворачивающиеся вазы и памперсы - короче, экшна сколько угодно. В конце Руди неожиданно ранят и он прямо на руках у Далии чуть не дохнет.
Благодаря помощи своего старого друга по Ордену, некого Авраама, она его телепортирует на койку, выхаживает и они даже проникают на праздничную службу в монастырь Ордена на какой-то религиозный праздник, под видом паломников. Наши искатели приключений на свою задницу почему-то считают, что отец Оскара содержится именно там. Все следы ведут к новому фанатичному главе Ордена по имени Кир, который явно замочил старого, слишком мягкотелого. Что неудивительно - этот Кир, мальчик-с-пальчик с граблями размером с метлу - панк из первого "Терминатора" и Шао Кан из второго "Мортал Комбата". А значит, у него на лице написано - "я злодей!"
Ван Дамм беспалева проходит в подземелья монастыря, которые вообще никем не охраняются - у Ордена, наверно, маленький штат, на дворника есть, а на охранника уже не хватило. Ну и тут выясняется вся правда. Да, профессора похитил Орден, из-за последней части рукописи с картой подземелий, за всем стоял Кир, а помогал ему Авраам (типа против своей воли) и (типа внезапно!) коррумпированный Бен Кросс, который весь фильм Ваньке палки в колеса вставлял.
Кир ему пообещал клады неземные, собранные Левоняном. Но у него самого планы куда шире и интереснее презренного металла. Кир верит в пророчество, написанное обожравшимся грибов армянским крестоносцем, и собирается взорвать бомбу прямо под главной мечетью Иерусалима. А вы думали, куда ведут подземелья города, которые за столько лет никто не удосужился проверить?
Естественно, в последний момент наша троица - Оскар, Руди и Далия - освобождается и разбегается. Следуют погони, драки, выстрелы и гибель почти всех персонажей, включая безвольного дурака Авраашу. Сам Кир в финале решил, как каждый достойный тупой злодей, помахаться на мечах. Но что он может супротив Ван Дамма, у которого ноги круче гор, а руки сами как сабли?
Кир отправлен в бан, а бомбу с подвернувшимся невовремя Беном Кроссом Руди сбросил в ближайшую шахту, которая через пять секунд пафосно пердит плохо нарисованным компьютерным взрывом. В конце Руди навещает своего оклемавшегося папашу в музее, радостно тырит у него новую рукопись с сокровищами инков (они у "Итальянцев в России" ДАЖЕ ЭТО СПЕРЛИ, ЕВРЕИ ВОРОВАТЫЕ!!!) и убегает под его вопли с новой, накрашенной и обработанной лобзиком Далией. У которой, как оказалось, даже есть грудь. Ну и еще там в конце нарезка лично Вани под смешную музыку в духе послетитровых кадров с Джеки Чаном. Бутылку ставлю, что Ван Дамм сам и намонтировал на перекуре.
По итогам - да, не самый лучший фильм Ван Дамма, с достижениями молодости ни в какое сравнение не идет. Особенно расстраивают штампованнейший сюжет и неважная операторская работа со слишком дерганным монтажом. Тем более в том же году у Ван Дамма вышел куда более достойный "Репликант". Но все же и свои плюсы есть. Бюджет отработали как могли - экшна просто до фига, что-то стреляет, летает и взрывается каждые десять минут, уважуха. Драки не самые лучшие из фильмографии Ван Дамма (особенно в конце, когда он с подручным Кира тупо демонстрировали "безконтактный бой") - но в целом пристойные. Ваня весел, молод, задорен и даже похож на человека, а не супермена - его бьют, ловят и даже ранят. При банальности сценария в нем практически нет сюжетных дыр, что по нынешним временам уже достижение. Опять таки, Израиль получился весьма ярко и атмосферно, братья Лернеры знали, куда за этим идти! Так что я лично посмотрел не без некоторого удовольствия, хотя и пересматривать не буду. А главное, братья Лернеры доказали, что когда-могли делать продукт без лишней клюквы. Главное - захотеть! Чего и вам желаю! Nazdorovie!