Я думаю, многие из вас знают, кто такой Менахем Голан, но я на всякий случай напомню еще раз. Это имя неоценимо для клюквокинематографа. Хитрый еврей из Израиля, Менахем начинал еще в 1960-е на студии Роджера Кормана, а потом со своим кузеном Йорамом Глобусом основал кинокомпанию, которая пачками делала в Израиле фильмы, причем не худшие - кое-что даже на Оскар номинировалось. В 1978 г. они переехали в США, где приобрели мелкую компанию "The Cannon Group" и к 1980-м раскрутились до настоящего гиганта за счет малобюджетных, но культовых боевиков 80-х. Финал истории, как известно, печален - компания из-за неудачных проектов развалилась, и Голан ушел в свободное плавание, снимая дешевые говнофильмы за копейки. Тем не менее, он обессмертил жанр клюквофильмов многими шедеврами, в том числе такими как "Вторжение в США" (1985), "Супермен-4" (1987), "Беспредел" (1997) и "Преступление и наказание" (2002).
Однако я уверен, что вы даже не слышали про его ранний фильм, сделанный еще в Израиле - "Побег к солнцу" (1972). Он посвящен важной для Израиля теме и рассказывает о тяжелой жизни евреев в СССР, откуда они пытаются сбежать к себе на духовную родину. Им придется претерпеть преследования КГБ и жестокости режима - но получится ли у них победить? Чтобы ответить на этот вопрос, Голан специально вступил в ассоциацию с кинокомпаниями Франции и ФРГ, и в итоге так появился этот фильм: странная смесь мелодрамы, драмы, триллера и черте-чего, заунывная, скучная и устаревшая, но дико-клюквенная тягомотина - короче, примерно как немецкий
"Побег из тайги", только с поправкой на еврейскую тему. Фильм долгие годы был недоступен, но все же в прошлом году объявился на торрентах, и наконец-то я могу поведать вам об этой великой истории!
Начинается фильм сразу с суда над участниками побега. Злобная баба-судья в велосипедах на носу приговаривает евреев, пытавшихся захватить самолет, к чудовищным наказаниям.
Подсудимых пять - Якоб Кагал, профессор Абрамович, его жена Соня, Сара Каплан и Алексей Бабурин. Мужчины получили смертную казнь, женщины отделались 10 годами каторги, и только Бабурину не повезло больше всех - его объявили сумасшедшим и определили в дурку. Бабурин в шоке и, не сходя с места, встает в позу и произносит яркую речь в духе народовольцев о свободе слова и мысли - хоть картину с него лепи. И даже сравнивает карательную психиатрию с газовыми камерами нацистов!
"Я люблю свою страну! Я люблю свой народ! Я верю в социализм как образ жизни!" - пафосно заявляет горе-беглец в Израиль: "Но я не приму ваш социализм!!!" И сразу на этих словах крайне патриотично вылетают названия компаний-создателей этого правдорубского шедевра - Тель-Авив, Париж, Берлин. Колыбели демократии и свободы слова, как известно.
Под унылое женское пение и звук проволоки, которую дергают одним пальцем, когда изображают карикатурного чукчу, нам показывают титры. Они идут на фоне лениво меняющихся фотографий русской конной troika. На ней катается какая-то девушка с парнем в ushanka. Абсолютно непонятно, что это значит и только после просмотра фильма становится ясно - это два других террориста, которых на суде не было, и в конце вы узнаете, почему.
Когда этот еврейский плач наконец заканчивается, мы видим советский матч по баскетболу. В довольно обычном спортзале, правда, почему-то украшенном lozungs в духе "ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА". Не знаю, что за сборная выступает, но судя по тому, что все баскетболисты сплошь смуглые и чернявые, они откуда-то из братских республик Кавказа.
Зрители в ушанках, бушлатах, дубленках, тулупах и прочем выходном туалете ликуют.
Наконец на экране наш главный... почти - герой. Этот смуглый красавец, имя которого мы узнаем на 14-й минуте, носит простое еврейское имя Яша Базаров (играет какой-то израильский актер Йехуда Баркан). Яша лучший в команде, и Яше завидует его коллега Гриша, который даже не очень и скрывает свой антисемитизм. Сначала Гриша провоцирует драку в душевой, а вечером на катке домогается его девушки Нины. Получив по морде от Яши, Гриша закономерно падает кишмишем - и, лежа на льду, пафосно говорит: "Жид! Вали в свою Израиловку!" Снято все это как в самых дешевых мелодрамах для ТВ.
У Яши есть девушка Нина Каплан, тоже чистокровная еврейка (играет Жозефина Чаплин, дочь того самого Чаплина). В промежутке Яша и Нина удосужились съездить на автобусе в парк. Там они погуляли, Яша пафосно покидал палочки на замерзшую речку, а Нина посыпала ее... чем-то... И Яша пафосно сказал вслух, мол, такие как Гриша не простят тебе, если ты не будешь с гашишем лучшим!
Смена кадра. Где-то в темном, как рожа героя, театре встречаются Якоб и Абрамович из пролога и общаются конспиративным шепотом. Абрамович говорит, что передумал убегать из страны и предпочитает сидеть тихо как мышь, ждать документы на выезд из ОВИР и изучать иврит - нигде не сказано, что это незаконно.
Смена плана. Яша учится в медицинском и параллельно со спортом сдает экзамены. Ему часто названивает в пять утра родная мать из Израиля по межгороду, и он ведет с ней душещипательные разговоры. Конечно, Яша любит свою мамочку и обещает, что скоро к ней прибудет. Естественно, все эти разговоры пасет всемогущий КГБ, кто бы сомневался. КГБ выглядит так.
В кабинете у КГБ портреты Ленина, какого-то лысого чувака и почему-то гербы советских республик.
Смена плана. Якоб Кагал стоит в аэропорту и грустно смотрит на самолет... "КОСМОФЛОТА". Космофлота, Якоб!!!
Там его застает какой-то бывший коллега по работе, типичный ин СССР летчик. Он понимает, что Якоб Кагал скучает по прежней работе. Проклятый режим запретил Якобу работать в такой статусной организации как "Космофлот", чтобы не сбежал - теперь Якобу приходится летать только над кукурузой и опылять ее от вредителей. А ведь он такой до фига замечательный человек и ветеран войны и труда!
А тем временем зловещий черный воронок мчит в адский КГБ!
Где всюду karaul эвэривэа.
А вы знали, что в КГБ носили цифры на воротнике? По крайней мере, секретари?
Сюда к 8 часам зловещий майор Кирсанов вызывал Сару Каплан с дочерью Ниной. Тупая Нина еще и пытается соскочить в универ, якобы у Яши экзамен и ей обязательно надо быть рядом. Знаем мы этих врагов народа...
Несмотря на безупречные надписи на русском, стереть ударения с табличек гениальный режиссер Голан не догадался.
Все советские студенты с простыми русскими именами типа "Скарабовский, Кошкин, Петрович, Водкин", сдали экзамен. А Яша ждет своей очереди... Ждет до самого вечера, но так и не получает ответа, сдал он или нет. Вот такая она, проклятая неизвестность...
Когда Каплан заходят к Кирсанову, матку Каплан от его пафосных речей бьют вьетнамские флэшбэки, и она вспоминает свое прошлое ин ГУЛАГ. Причем флэшбэки опять представлены в виде черно-белых фоток, которые лениво сменяют друг друга. Вы видите, насколько разнообразен талант постановщика Голана?!
Майор Кирсанов в сером сталинском френче пригласил их не абы зачем! Безбожно растягивая паузы между словами, затягивая действие и строя пафосное лицо, он говорит, что хочет им помочь. Оказывается, мамка подписала какую-то опасную петицию с протестом против затягивания выезда за границу, и он лично хочет им сказать, чтобы они отозвали подписи. Кирсанов, кстати, тоже еврей - английский актер Лоуренс Харви, единственная относительная звезда международного кино этого фильма.
Смена плана (!!! Вы заметили, какой Голан мастер переплетения сюжетных линий?). Якоб Кагал, зыркая повсюду с рожей шпиона, заходит в фотомагазин. Разумеется, горе-конспиратор не замечает зловешшей ч0рной Волги КГБ прямо за углом - камере оператора приходится самой наводиться на нее.
Пока фотограф возится у себя, Кагал видит на стене свое фото времен войны и тоже ловит флэшбэки о своем прошлом. Догадываетесь, как они выглядят? Верно, те же черно-белые фотографии, причем смешаны фото мессершмиттов и советские военные фото 1960-70-х.
Зачем он вообще к фотографу пришел? Убедить его ячейку присоединиться к заговору из пролога. Кстати, зацените, что у фотографа камера устарела где-то лет на сорок.
Именно через фотографа Ромека майор Кирсанов и решил пробраться в подполье. Он считает, что арестовать их сразу неинтересно - ведь главой подполья является ученый с мировым именем Богданович, у которого полно защитников за границей, а значит, бить надо наверняка! Поэтому Кирсанов ЛИЧНО приходит к Ромеку. У него на него компромат - Ромек переправил на запад фото оскверненного еврейского кладбища и потому уже год как в разработке Комитета. (пропускаем очередные черно-белые флэшбэки под писк сломанного радио). Фотограф в шоке молчит,а Кирсанов уходит сразу после визита Кагала.
А у Яши проблемы - его отчислили. Видимо, просто так, без причины - в клятом совке такое возможно. В поисках защиты он идет к Богдановичу, а тот его отводит к их союзнику, писателю Бабурину. Судя по огромной IZBA с библиотекой, это Переделкино.
Бабурин жалуется, что режим избавился от всех - от Чубахина, Малины, даже доктора Ландау. И даже самому Бабурину не дают печататься. Несчастный пейс-атель страдает в этой стране, где рамки свободы каждую минуту сужаются! За ним уже следят! И не какой-нибудь мелкий сексот на черной Volga, в черной шляпе и черном плаще - а целый военный конвой с автоматами и собаками на поводке! Что за собаки, я не разобрал - кажись, особая порода: "Кгбшный мастиф".
А КГБ под руководством Кирсанова тем временем под зловешшшую музыку делает обыск (через 10 минут становится ясно, что у Базарова) и находит запрещенные документы в виде открыток Тель-Авива и фотокарточек лыбящейся Нины. Смекнув, что к чему, Кирсанов лично приходит к матушке Каплан. Но у нее дома все как у всех советских евреев - самовар, менора на столе, все как обычно.
Вас, наверно, заботит, а где ее муж? Так пропал в годы репрессий после того, как Каплан на 10 лет угодила на каторгу. Кирсанов имеет необъяснимую симпатию к этой прохиндейке, поэтому еще раз просит их отозвать подписи. А когда это не срабатывает, Кирсанов отводит Нину куда-то на природу и под слезливую музыку рассказывает очередную историю из прошлого. Оказывается, у него в детстве во время войны немцы брата повесили прямо на дереве, а отец пропал без вести. К чему это вообще? "Я не знаю", - печально говорит болтун Кирсанов: "Может быть потому, что у многих из нас есть неприятные воспоминания. Ты не единственная, кто пострадал".
Кирсанов, как ни странно, реально пытается переубедить Нину не уезжать. Напоминает, что Эта Страна дала ей образование, дом, деньги, что жизнь улучшается, что наше будущее зависит от вас, молодежь! Вся эта попытка накрутить соплей и переубедить идиотку не удалась. Нина, единственный человек без мотивации в этом фильме, отказывает советскому злодею.
Базаров приходит домой и видит разгром. Вдобавок комната у него съемная, и хозяйка требует ее сдать обратно до конца месяца, якобы дочь приедет. Яша не дурак и все понимает. Выйдя из подъезда, он видит, как Кирсанов подвозит Нину на своем служебном черном Вартбурге.
Попрощавшись с девкой, Кирсанов едет в черный подвал, где с коллегами лупит фотографа за нежелание мирно сотрудничать. Но фотограф оказался крепким орешком, поэтому продолжает ходить на собрания подполья, куда кроме Кагала еще и Бабурина привел. Все это отлично знает Кирсанов, который даже подвозит Яшу Базарова на своей машине. Он предлагает Яше сделку... Нет, не так. Он предлагает какую-то непонятную закадровую сделку, и Яша получает за просто так разрешение из ОВИРа. А вот Капланы - нет.
В шоке они ходят на фоне церквей и рассуждают. Нина советует уезжать в лучшую жизнь, но Яша не может бросить свою люпоффь и предлагает пожениться - так шансов получить разрешение на выезд больше, да и вообще, ради люпфи можно пойти на все.
Смена плана. Как ни странно, молодые уже женаты - видимо, за кадром прошел месяц и бракосочетание в загсе. Старшая мадам Каплан зачем-то (видимо, оставить молодых одних в квартире) идет вечером в пивную, где бухает с каким-то типичным евреем в столетних шмотках под напевы гармони за кадром. Еврей кричит типичные тосты про партию, про страну, про "нашего президента" (с) и нахваливает "белый виски - по-другому самогонка!"
Еврей с его веселыми пьяными речами оказывается тоже жертвой советских репрессий - бригадиру надоело, что он вечно приходит пьяным на работу, поэтому еврей бросил... работу. И загремел под суд. После которого отправился в веселую турпоездку на севера гонять белых медведей. Вот так, нет предела советской жестокости. Но теперь есть самогонка и все хорошо. От радости пьяница даже пускается в пляс vprisyadka! Каплан с ним весело бухает и поет на неведомом мне языке какую-то хрень на мотив "Жили у бабуси два веселых гуся". Душераздирающая сцена. Неужели клятые коммуняки нам лгали и они похитили эту эпохальную мелодию у Израиля?!
В следующем кадре бухая Каплан еще и танцует с алкашом, плачется о судьбе дочуры и поет на французском. А чего удивляться, если это Лиля Кедрова, французская театральная актриса, дочь двух белоэмигрантов, которая охотно снималась в тупой антисоветской клюкве типа
"Разорванный занавес",
"Кремлевское письмо" и
"Возврата нет" по Григорию Климову!
После неимоверно долгих, нудных и растянутых соплей наконец-то смена плана. Аэропорт. Вокруг те же лозунги, что и с других локаций (знаменитая еврейская щедрость...). Евреи собрались на выезд, обнимаются, провожают друг друга. Фотограф что-то дает в свертке Яше, о чем бдительный сексот тут же сообщает начальству по телефону-автомату (sic!). И, как и во всех клюквофильмах, в аэропорту толпами ходят пограничники с автоматами.
Летит за границу только Яша - даже Нина остается пока здесь. Но перед самым вылетом, прямо к трапу самолета внезапно подкатывает верещащий вартбург майора Кирсанова! Люди из него хватают Яшу прямо с трапа и увозят с собой в Гулаг на глазах у всего еврейского кагала!!!
Оказывается, Кирсанова интересует этот сверток! Он заставляет Яшу открыть чемоданы, перерывает там все и достает из свертка альбом с загадочной надписью "НАВАЛ ТОВ ЛЕНИНГРАД АПРNА 15".
Оказывается, это всего лишь свадебные фотографии! Разгневанный Кирсанов рвет и комкает листы в бессильной злобе и от досады раздевает Яшу, а потом забирает с собой на Лубянку.
И вот мрачные и сырые подвалы гэбни.
Кирсанов уверен, что Яша должен был провезти запрещенную книгу Бабурина, поэтому допытывается, где она. Яша, конечно, не вдупляет, что происходит, ноет и просит дать поссать поспать. Его бьют, обливают водой, кричат на него - ведь он все это время был под наблюдением, и Кирсанов отлично знает о подполье.
Держат нищастного Яшу в каменном мешке за решеткой, кормят один раз в день некошерной пищей, издеваются, играя в "горячо-холодно", да еще и мухлюют! Все обижают бедного еврея, ой-вей!
Однако трудами Нины, которая пошла на какую-то очередную закадровую сделку с Кирсановым Яшу таки вытащили из каменного мешка и отправили домой на такси. Типичном таком совьет такси.
Евреи тем временем собираются на очередные посиделки, не замечая слежки чекистов на черной Шкоде. Ну правильно, чекисты следят только на вартбургах и Волгах, если сменить их на Шкоды, уже никто не заметит.
В лучших традициях революционного подполья времен царизма они под страшную музыку собираются по одному в каком-то неприметном доме. Некоторые ухитряются пролезать туда через крыши. Как вы думаете, что это за дом?
Оказывается, это обычный Почтобанк БАНК РОЧТА.
Но это обман и демонстративное отвлечение сил сексотов! На самом деле евреи собираются в аэропорту!
Блин, сраный еврейский жлоб, неужели нельзя было написать больше ДВУХ лозунгов на локациях!!!
В общем, после меганапряженных кадров становится понятно - спустя час унылых гонений режима евреи задумали бежать из совка. Для этого Кагал и Фотограф сели на самолет пассажирами, а остальные собрались в лесу у чиста поля. В нужный момент Кагал заходит в туалет, достает из носка трофейный вальтер с войны и идет в кабину пилотов. Но не тут-то было! КГБ, как всегда, все знал с самого начала! И уже в который раз Л-И-Ч-Н-О майор Кирсанов вылетает прямо из кабины на охреневшего Кагала!
Предатель фотограф от стыда мочит сам себя в сортире. А самолет сажают в чистом поле. Пассажиры хмуро выходят наружу, а Кагал под дулом пистолета с кислой рожей машет в двери, дескать, подваливайте, пгаговегные. Богоизбранный народ ведется и наивно прет, как телок, к самолету. Крупные планы на спрятанные у массовки автоматы... Наприжэние... Сааааспенс... И лишь в последнюю минуту у Кагала заговорила совесть, и он заорал: "Назад! Это ловушка! Итс э трэээп!" Еврейский кагал с мычанием бежит, и им в погоню как у Бенни Хилла устремляется целая рота кгбшников в кожанках и ушанках с автоматами Стен наперевес!
Стариков схватили сразу, а вот Яша с Ниной таки оторвались. Они бегут через лес, бегут, драматично говорят, пробираются через пафосные планы... Вас интересует - а куда они вообще бегут от КГБ посреди страны? Оказывается... "Куда мы идем?" "К границе" "Это же далеко!" "Мы доберемся!". Ага, доберутся они. Вперёд ногами. Гениально. А Яша все еще думает, что его из вуза исключили за происхождение, а не потому что он дебил. Тупой кретин бросает вещи и заставляет бабу перейти вброд реку (АААААААА!!!!!). Таким образом им удалось оторваться, и Кирсанов вынужден отправить за подмогой. Уже ночью прибывает подкрепление с собаками, машинами, прожекторами, бакенбардами и темными очками.
Концовка повторяет классические фильмы типа "Без ума от оружия" или
"Путешествие" (1959). Яша и Нина торчат посреди островка, скрытые кустами, Кирсанов вещает в матюгальник, обещая суд и милость, но беглецы молчат как партизаны. Тогда реку обстреливают осветительными ракетами из минометов. Под ужасом пальбы беглецы выбегают, и Яша словил пулю из пулемета. Однако даже тогда вылезать из воды наши маленькие купальщики не хотят.
Наступает утро. Кгбшники показательно топчатся на берегу и пьют чаек, хмуро поглядывая на недоступных беглецов в трех шагах от берега. Пойти вброд, как они, никому в голову не пришло. Вместо этого все ждут прибытия вертолета. Но ждут они зря, потому что беглецы уже сбежали. Вас интересует, К-А-К посреди реки могли сбежать ДВА УСТАЛЫХ МОЛОДЫХ ИДИОТА БЕЗ ВЕЩЕЙ, ПРОТОРЧАВШИЕ НОЧЬ В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ РАНЕН? Не поверите - уцепились за проплывавшую мимо баржу. Я серьезно. Я не знаю, как иначе они могли телепортироваться в следующей сцене на эту баржу - разве что брассом доплыли под водой.
Капитану с пацаном-помощником они говорят, дескать, это мы так путешествуем (!!!!!), а потом выпрашивают бутылку водки и нож, чтобы сделать операцию на ране по методу Рэмбо в Афганистане. А потом убегают на берегу из-под носа очередного золотопогонника.
Даже начальство Кирсанова в шоке, что беглецы сбежали куда-то на северо-запад (на этом месте персонаж тычет на карте куда-то в район Ладожского озера).
Беглецы больны и усталы, у них нет вещей и кошерной мацы, они покрываются прыщами, долго идут по глубокому снегу, скрываются по ночам на сеновалах в деревнях... Но при этом без денег, еды и снаряжения они каким-то образом ухитряются незамеченными пробираться к границе, хотя их ищут целые роты солдат-лыжников с ППШ.
Яша болеет даже больше прежнего и начинает ловить глюки, а потом орет прямо во время конспиративного ночлега на сеновале. Так что утром они весело-задорно убегают от простого пейзанина, который пытался снять их с трехлинейки - принял за местных цыган. Это у нас до сих пор обычное дело. Благодаря его сигналу Кирсанов сотоварищи спешно прибывают на двух черных Волгах. Цель близко!
Беглецы усталы, они на пределе сил, им нужна помощь... Они стучатся в лютеранскую кирху, но она заперта - никому они не нужны, нет бога на этой проклятой коммунистами земле кроме Аллаха... И наконец кульминация - Яшка сдох от болезни, и баба приехала на лошади к его телу через 15 минут после этого, когда вокруг уже стояли мрачные молчаливые кгбшники.
Нина долго молчит на теле люпфи, но ее грузят в птицу тройку и увозят. Титры.
Что сказать. Фильм, конечно, полное говно. Вместо сюжета какие-то унылые скучные сцены, плохо связанные друг с другом, да ещё и переполненные водой, соплями и убогими операторскими выкрутасами с дешевой музыкой. Мотивация ряда персонажей, включая Кирсанова, вообще очень плохо понятна - за единой сюжетной линией следить крайне трудно - есть куча сюжетных дыр и малопонятных моментов типа ненужного алкаша в пивбаре... Попытки второй половины фильма изобразить триллер, а потом драму, выглядят убого, и к тому же они растянули хронометраж аж до 107 минут... При этом актеры здесь действительно хорошие - и в отличие от других парашных поделок типа "Кремлевское письмо", консультанты у сценаристов были - явно из числа эмигрантов. И видно, что советский быт тут реально пытались изобразить правдоподобно - почти все надписи на русском сделаны верно, нашли немало одежды и пейзажей под те времена, часто мелькает совершенно аутентичная пресса, и не только "Известия", но и даже "Неделя" и "Литературная газета"; преследования евреев тоже показаны на грани допустимого. Но в остальном, конечно, полный провал - военные костюмы пошили ужасные, авто и виды подобрали какие удалось найти в Германии, а "КГБ" выглядит вообще откровенно нищебродски.
Как и следовало ожидать, фильм - убогая и унылая мелодрама и антисоветская пропаганда, сделанная исключительно на хайпе от
"самолетного дела" 1970 г. Того самого, когда кучка ленинградских евреев (и два русских) попыталась угнать мелкий самолет и сбежать в Швецию, а потом Израиль - и в этом деле, конечно же, все было совершенно не так. Никакой мелодрамы, никаких соплей и никаких преследований по снегам. Голан, как известно, был тот еще хайпожор, и уже в 1960-е ухитрился наснимать и шпионские фильмы по мотивам ядерной программы Египта, и социальные драмы про арабов, убивавших мирных евреев, и еще много разного. Потом он, как мы знаем, прославился воздушным боевиком
"Операция Йоанатан" (1977) по мотивам захвата совсем другого самолета, уже израильского. А потом Голан перейдет на американские тупые боевики, но первый крупный успех не забудет и перешьет историю с заложниками под
"Отряд Дельта" с Чаком Норрисом с американской пропагандой. А потом уже после пика успехов своей компании в США дядя Менахем без зазрения совести будет снимать то про перестройку-дружбу-жвачку в
"Супермен-4", то про разваленную дикую Рашу в
"Беспределе/Армстронге" и
"Преступлении и наказании", то про перуанских революционеров в Белоруссии в
"Лима. Сорвавшиеся с цепи". Ну и теперь мы знаем очередной, ранний пример его творчества в данной категории. Это единственный повод посмотреть этот шитдевр - поскольку, несмотря на немалую клюкву, в остальном он слишком уныл и не доставляет. Наздоровье, комрад, я принял ваши грехи на вас! Ленин, водка, балалайка.