Контратака (1945)

May 09, 2023 10:22

В годы Второй Мировой войны в Америке было снято много фильмов про союзников по борьбе с фашизмом  - Францию, Англию, Китай... Не обошли и Россию. Про нее разномастные студии склепали почти десяток героических лент, таких как "Песнь о России", "Миссия в Москву", "Дни славы", "Мальчик из Сталинграда"... И этот фильм - очередной в данном ряду. Встречайте, мощщщная военная драма и практически военный детектив от студии Columbia Pictures - "Контратака"!!!



Дело происходит где-то в 1942 г. на некой реке у деревни Лубовино. Здесь военные инженеры Красной Армии строят мост под водой, чтобы по нему переправить через реку танки и атаковать немцев. Те перебрасывают войска в этот же район, но о плане русских явно ничего не знают. Подробности операции обсуждаются в штабе, где все русские в абсолютно аутентичной форме. Аутентичной для 1943 года.



Командование знает, что в тылу у немцев их должны поддержать при атаке партизаны товарища Костюка. Им на помощь отправляется отряд парашютистов. Отряд вполне ожидаемо вооружен автоматами Томпсона и краснозвездными касками. Причем у половины отряда у автоматы с огромными дисками, а у остальных так и остались коробчатые магазины.





Самый яркий персонаж отряда и наш главный герой - разведчик Алексей Кульков. Выглядит как типичный русский - незлобив, добродушен, любит читать словарь, чтобы писать любовные письма девушкам. Имеет собаку Машу. Не женат. Характер нордический, стойкий.

По прибытии в штаб отряд парашютистов становится свидетелями допроса пленного - престарелого немецкого рядового. По традициям тогдашних фильмов, одет в форму с гигантскими знаками отличия.



Допрашивает его лично Костюк с огромной red zvezda шерифа на груди, который курит трубку и ухитряется понять, откуда пленный, по песку из сапога! Шерлок Холмс - подвинься! Неудивительно, что пленный неумело пытается лгать, но его разоблачают с помощью дедуктивного метода.



Также выясняется, что отряд парашютистов не простой - это герои начала войны, отряд моряков Балтфлота с корабля под простым названием "Минерва", которые до сих пор в честь этого носят свои тельняшки. Что интересно, в России реально было целых две "Минервы", но очень давно - аж в 19 веке... Чтобы получить нужные сведения для начала операции, партизанский отряд должен совершить почти невозможное задание - пробраться в дивизионный штаб и добыть немецкие документы. К счастью, у отряда есть очень хороший местный проводник - "товарищ Лиза". Да, ее так называют весь фильм.





После выдвижения на место начинается бой не хуже, чем в "Красном рассвете". Лубовино, кстати, не такая уж и деревня.





Судя по вывескам, штаб размещался в немаленькой фабрике "Красная зоря". Кроме того, бой идет под странную музыку, в которой угадываются реминисценции к "1812" Чайковского (композитор - Луис Грюнберг, уроженец Брест-Литовска).





Немцы опять-таки традиционно отбиваются Томпсонами, переделанными в МП-40. Этот реквизит из фильма в фильм кочевал.



У русских в свою очередь очень правдоподобный пулемет Дегтярева, сделанный из Льюиса, а также Виккерс, изображающий Максим.





Кулькову удается захватить в плен аж штук семь штабных, загнав их в огромный подвал. Однако немецкое командование все-таки узнает об атаке, решает не мелочиться и... тупо обстреливает штаб артиллерией! Здание разносит в клочки - спецэффекты Голливуд уже тогда умел делать.



И собственно, после этого начинается основное действие - Кульков и оказавшаяся рядом товарищ Лиза оказывают заперты под грудой развалин в подвале вместе с кучкой опасных немцев, за которыми нужно бесконечно следить.



Вместо того, чтобы подумать, как теперь выбраться, Кульков внезапно тоже проявляет таланты Шерлока! На основании найденных предметов он решает, что тут есть переодетый офицер, которому есть что скрывать и его надо вскрыть и допросить любой ценой. Ну логично, без предметов нельзя догадаться, что семь великовозрастных мужиков под 40-50 в кадре в форме рядовых и обер-ефрейторов - переодеты. Мы же уже видели престарелого рядового вермахта...



Тем временем пленные, посовещавшись, предлагают совместно выкопать выход наружу - а русским обеспечат почетный плен. Один еще и тычет себе в нашивку с тремя полосами (никогда в реальности не существовавшую) и говорит, что он сержант и отвечает за свои слова. Кульков, который отлично знает, что немцы делают с пленными, конечно, не повелся. А время идет... И лампа все горииит... И врут календа... то есть, немцы-ы-ы-ы... И если ты хотел мне что-то тут сказать, то говори...

Тут сверху раздается стук трубы. Оказывается, товарищ Кулькова Коля таки остался жив и собирается идти ночью за подмогой. Посовещавшись с помощью азбуки Морзе, Кульков успокаивается. Помощь скоро будет, время есть, остается вскрыть вражеского офицера. Самое смешное, что немцы тоже обладают дедукцией! Они определили по тельняшке в Кулькове моряка, поняли, что он ищет офицера и начали его толсто троллить и бурно ржать.



Начинается долгая и сложная детективная интрига в духе Штирлица. Долгие допросы пленных результата не дают... А вдобавок Кульков еще не знает, что Коля погиб в ночной перестрелке с немцами, и к своим может пробраться только его собака Маша... А вот еще психологическая сцена - какой-то явно фальшивый прохфессор загоняет Кулькову про чистоту крови и свою книгу о генетическом разделении масс, пока где-то за спиной у Кулькова очнувшийся в развалинах офицер вылезает и ползет к автомату спящей Лизы. Как бы спящие пленные это замечают и с немыми рожами болеют за своего.





Пик наступает в момент, когда Кульков палит в немца, но тут стол переворачивают, лампа гаснет и в темноте начинается ожидание, схватка и пальба из автомата. Выглядит довольно круто. В конечном итоге Кулькову удалось зажечь свечу и отвести немчуру к стенке. Но в темноте Лиза получила ножевое ранение...



Тогда Кульков решает перейти к жестким методам из фильма "Я, робот". Помните, как там вскрывали спрятавшегося робота среди целой дивизии? Вот и тут так же. Кульков отводит немцев по одному за угол и показательно стреляет из револьвера. Немцы в шоке. Это же бесчеловечно и негуманно! Конечно, негуманно - не будет же Кульков говорить, что он на самом деле просто оглушает этих подонков. Разумеется, план сработал. Уже третий пленный струсил и признался, что он офицер. Один пленный, бывший шахтер, в ахуе от такого "благородства".



А тем временем Красная Армия с веселыми погонами уже почти достроила мост...



Пленный офицер называется Эриком фон Штюрмером и показывает себя традиционным персонажем антифашистской пропаганды - наглый, высокомерный и фанатичный нацист, лощеный и грубый, который даже с дулом у виска не перестает хамить. Он уверен, что русские сюда не придут. Но Кульков знает - для русских нет ничего невозможного... Это утверждение, кстати, вообще проходит лейтмотивом через весь фильм. Разумеется, после раскрытия начинается длинный психологический торг...

В конце концов Штюрмер предлагает сделку - он расскажет весь немецкий замысел и даже карту нарисует на земле. А Кульков расскажет план русских. И все ради чего? Чисто ради спортивного интереса! - он абсолютно уверен, что не рискует, так как их выкопают немцы. А чего тогда молчал столько времени? Ответа нет... Так или иначе, наверху и впрямь уже рассвело, и немцы расчищают развалины.



Сложный психологический спор и напряженный торг заканчиваются тем, что Кульков таки проговорился о подводном мосте. Но и немец все же рассказал подробно замысел и даже назвал место сосредоточения войск. Немцы ободрились и сочли себя победителями. Теперь все зависит от того, кто успеет первым... А счет идет на часы... Победить может любой... Немцы в лодке даже замечают ночью мост - но он охраняется боевыми водолазами, которые убивают дозор. Тайна останется тайной до исхода срока... И только собачка Маша, которую выловили разведчики в чистых и глаженых ватниках - призрачный шанс Кулькова на спасение!



У Кулькова начинаются проблемы - он третий день не спит, Лиза на грани смерти и обездвижена, а последняя свеча продержится только несколько часов. Потом придется пленных убить... Чтобы найти помощь, сонный Кульков пытается прощупать классово близкого шахтера-рядового, который явно не был рад упорству Штюрмера... Но тот еще недостаточно надломлен и заявляет, что он немец и служит своей нации, зига!

Однако через пять минут, когда Кульков чуть не уснул, шахтер почему-то передумал и решил перебежать, выдав всю правду-матку. Ну вот такая у него резкая эволюция случилась. Конечно, выясняется, что Штюрмер лгал о месте переправы и умолчал о новых самоходках-амфибиях. Кульков поверил этой новой информации и даже дал шахтеру винтовку, чтобы тот посторожил камерадов - а сам прикорнул на минутку... Но не тут-то было - подвал откапывают. И по крикам ясно, что немцы...



Конечно, финал будет счастливый. Уже едет Красная Армия на американских "Шерманах" по поверхности реки (немцы в шоке), уже движется, уже накатывает девятый вал!



И конечно, хэппи-энд! Да, подвал откапывали немцы, но пленные, под дулом русских, которые уже атаковали фарватер и успешно захватили территорию Любовино. А первой до хозяина докопалась вообще собачка Маша, благодаря которой сюда добрался лично командир всех войск!



Штюрмер сдох от пули Кулькова, но перед смертью проболтался, что атака немцев будет из села Новорожское. Сведения вовремя переданы, все спасены, победа, всем ура, даже Лиза и та будет жить - скорее всего. А у шахтера, кстати, винтовка была не заряжена - Кульков же не дурак давать пленному боевое оружие, верно? Короче, хэппи-энд.

Из всех "военных" фильмов Голливуда о СССР это был самый лучший. Во-первых, традиционно низкий уровень клюквы и ляпов для тех лет. Во-вторых - вполне неплохая режиссура и актерские работы - опять-таки для тех лет. Но главное - мощная сценарная основа и интересная идея военного детектива и психологического противоборства в замкнутом пространстве. Нечто подобное было у Платонова в рассказе "Неодушевленный враг" - но тут это развито. Идея, конечно, оригинальная для тех лет. Произведение "Победа" мне найти не удалось, но известно, что написана она еще в 1937 г. и там действие несколько отличается - война с Германией вымышлена, товарищ Лиза была красноармейцем-украинцем по имени Карл (!) Кириченко (фамилия досталась напарника Кулькова в фильме), а кроме пленных была еще немецкая батрачка Эмма! По сути, ее в экранизации слили со Штильманом. Цитата: "В результате умелой агитации советских бойцов Эмма захотела вступить в компартию, а немецкие солдаты, после того как убили своего офицера, - добровольцами в Красную армию. В СССР пьеса была раскритикована за нереалистичность сюжета и шла только несколько раз в одном театре. В США она долгое время шла на Бродвее, а затем была экранизирована". Причиной постановки на Бродвее стала Сталинградская битва и резкий рост интереса к России. Перед самой "Контратакой" на Бродвее шла адаптация пьесы К. Симонова "Русские люди", которую выполнил крупнейший драматург К. Одетс. Постановщица Маргарет Уэбстер в итоге сознательно сделала из пьесы о военных психологический триллер.

Остается добавить информацию о создателях. Сценарий переработали небезуспешные сценаристы и драматурги, супружеская пара Филип и Джанет Стивенсоны, о которых, впрочем, мало что известно. Пара была сочувствующей СССР, и Филип даже умер в 1965 г. во время его посещения. По факту сценарий писал именитый левый драматург Дж. Г. Лоусон, член знаменитой "голливудской десятки", выгнанный из Голливуда в годы маккартизма. Режиссером фильма был венгерский эмигрант Золтан Корда - брат куда более известного режиссера, Александра Корды; самая известная его работа - это военная драма "Сахара" с Хамфри Богартом. Ранние проблемы со здоровьем и умеренно левые убеждения (ухитрился даже снять драму против апартеида в 1951 г.) помешали его карьере. В роли Кулькова - еврейский актер Пол Муни, пятикратный номинант на Оскар. В роли Лизы Еленко - Маргарит Чепмен, секс-символ, который без косметики ничем от наших русских бабонек не отличается. Партизан Костюк - бродвейский актер Роман Алоис Бонен, который должен был в одной драме изобразить президента Трумена. Кстати, снимался в другой просоветской ленте, "Миссия в Москву". Создал свой театр, который в годы маккартизма разорили, а самого Бонена с актерами вызывали в комиссию по антиамериканской деятельности. Мерзкий холуй и фанатик Мюллер в пенсне - австрийский еврей Людвиг Донат, сбежавший от аншлюса. А шахтер Штильман - самый настоящий немецкий эмигрант Рудольф Андерс.

С моей точки зрения, "Контратака" хороший фильм и интересная военная драма, которая неплохо смотрится и сейчас. Советую посмотреть, думаю, не пожалеете. С праздником.

а) Кино, 5) Клюквоведение, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up