Нудный и тоскливый фильм на два с половиной часа расскажет вам о том, как выпущенный из Гулага хохол стал папой Римским и спас весь мир от ядерной войны и голода в Китае. Отсюда и название "Башмаки рыбака", отсылающее к апостолу Петру, самому первому папе. Так Голливудом продолжена традиция сотрудничества капиталистического блока и Советского Союза в борьбе с китайским злом, намеченная в 1960-е такими эпохальными шедеврами как
"Председатель" и
"Бамбуковая летающая тарелка".
Итак. СССР. Где-то в SIBERIA. По заснеженной пустыне едет военный советский гусеничник.
Он военный, потому что весь зеленый и с огромными RED ZVEZDA.
Он едет в обычный siberskiй GULAG/
RED ZVEZDA должна быть OGROMNA RED ZVEZDA!!!!!!11
Здесь копают котлован для трубопровода обычные советские zekи. Прибывшим комиссарам нужен заключенный с длинным номером (кого волнует, что их отменили сразу после смерти Сталина, о чем писал даже тот же Солженицын?).
А кто у нас этот зек? Вау, да это же Филипп Бэнг из "Блефа" с Челентано. Неужели он и тут проворовался, и советская власть таки его схватила?
В принципе, GULAG даже сносный. Бараки вполне нормальные, заключенные не выглядят изможденными, конвоя мало и в отдалении. Единственное - зеки почему-то вместо табельных ватников носят что попало, от простых пальто до кожаных курток. Наверно, сами себе форму покупают на колхозном рынке.
И заключенного вывозят на Большую Землю - в Москву, на ледоколе с простым советским названием KARHU, что по-фински означает "Медведь". Это кагбэ намекает нам, где снимали GULAG IN SIBERIA.
И пока комиссары в ушанках смолят Беломор, zek с напряжением ожидает будущего под RED ZVEZDA, BOLSHE RED ZVEZDA, BOLSHEBOZHEMOЙ!!!!!111111одинодин.
И Филипа Бэнга привозят в Москву. В KREMLЬ.
Где его встречает лично товаризч Председатель - Петр Ильич Каменев. Моложав, не правда ли?
Первым делом, конечно, дорогой Петр Ильич предлагает выпить vodka. А потом объясняет ситуацию.
Выясняется, что Филипп Бэнг - на самом деле бывший львовский архиепископ Кирилл Павлович Лакота, стопроцентный расовый западенец-хохол. Когда-то давно лично Каменев его репрессировал, допрашивая прямо на Лубянке, и отправил в GULAG. Но все это время Партия не забывала о своем подопечном и теперь он опять понадобился. И Каменев отводит Лакоту в крупный зал с пультами и видеоэкранами - если вы не знаете, в Политбюро на таком смотрели презентации.
Выясняются ужасающие вещи. В Китае маоисты довели страну до ручки и ей грозит голод. Не в силах придумать что-то более умное, злобные китайские коммунисты хотят захватить весь Индокитай и Гонконг на сдачу. В стране уже последние дни полной мобилизации и тщательная военная подготовка. Американцы из-за этого подтягивают к континенту свой флот и нацеливают ядерные ракеты на китайские города. Мир в шаге от Третьей мировой!!!
Главный враг всего цивилизованного человечества - лидер КПК товарищ Шам Пунь Чем Пырь Чен Пэнг. Фанатик, самодур, враг Запада и еще носит вот эти вот мерзкие жидкие усики.
Лакота в ахуе спрашивает - а он-то тут при чем? Хрен знает, но в любом случае Кремль решил, что хуже от его реабилитации не будет - пусть только не распространяется в интервью о счастливой советской жизни. Тут же прямо на месте его встречает посланец Ватикана, который снимался в "Фотоувеличении", и вручает ватиканский паспорт. Все, Лакота - католический кардинал и теперь будет жить в Риме! Аллилууууйя!
Лакота переезжает в Рим, где его делают кардиналом, долго с ним возятся, разговаривают и устраивают на месте. Попутно, например, задают вопрос - правда ли про вас говорят, что у вас требовали отречения от веры и даже расстреляли перед вами семь священников для запугивания, но вам было по фигу вы не сдались? Лакота помолчал и скромно ответил, что-де, многое ему приходилось пережить...
Примерно долбанный час из двух с половиной зритель вынужден смотреть на это, а еще на пару побочных линий каких-то неинтересных второстепенных персонажей. А ведь китайцы не дремлют и все сильнее бряцают оружием! Генсек, окруженный у себя в видеозале красными знаменами и портретами, уже заждался. Он почему-то считает, что у Лакоты есть шансы стать Папой Римским и это ему каким-то образом поможет.
Лакота тем временем загоняет своим браткам про то, как свой срок мотал, на нарах чалился, кровью харкал на паханов, а куму никого не сдал, поскольку законтренным он был в доску... Рассказал он браткам своим горемычным про то, как нары грел, дубаря на морозе терпел, на мир в клетку железную смотрел, но не сломался... И про то, как в очередном лагере пайку чужую закосил. Не для себя, вестимо - для доходяги одного, которому вертухай челюсть сломал, крошить пришлось. А потом он с вертухаем как-то сцепился, чтобы тот не завалил одного ханыгу дохлого... Чуть грех тогда на душу не взял, мог и залепить этого дубака - да Христос наш батюшка, уберег... Кардиналы, конечно, поверили, что зек напал на конвоира и остался после этого живым и не инвалидом. Что с них, с фраеров, взять!
Где-то через ЧАС после приезда в Рим совершается типа внезапное - к полному шоку самого Лакоты его избирают новым Папой Римским - такой вот он высокогуманный и благонравственный. В Кремле довольны этой тщательно продуманной схемой.
Впечатляет униформа советских военных в Политбюро. Мундиры очень похожи на настоящие, только темно-зеленые. Но при этом ордена у всех висят как попало, наравне с планками, и почти у каждого Звезды Героя СССР и по Ордену Победы!
Каменев присылает новоиспеченному Папе подарочек - шкатулку с землей ридной Украины и семечки подсолнуха. И эмиссара с паролем, чей смысл прозрачен - до вторжения китайской угрозы остался только месяц. Приезжай, без тебя кранты.
ЕЩЕ ЧЕРЕЗ ЧАС, за каких-то ПОЛЧАСА ДО КОНЦА ЭТОГО ГЕНИАЛЬНОГО В ЗАДНИЦУ ЕГО ДЕРЕБАНАТЬ ШЕДЕВВВВРА!.. Папа-хохол таки приезжает в СССР. В аэропорту его встречает лично Каменев на советском Роллс-Ройсе с флагом СССР до 1955 года.
И отвозит его на какой-то другой иномарке. Но зато с любовно прописанным советским знаком, ЩУ 42-76. Это у нас что такое? Так, что интернет говорит... Опытные номера для автобусов Львовской области? Блин, как тонко... Знак, кстати, своего рода "анти-знак". В СССР они были черные с белыми символами, вначале четыре цифры, потом три буквы. Здесь - строго наоборот.
На заднем плане можно разглядеть некие "как бы Чайки", довоенный автомобиль "как бы эмка" и пару мужиков маскхалатах и солдатских ushanka.
Каменев устраивает Лакоте личную встречу с Пэнг-Понгом, или как там его. Тот настроен резко и не верит, что Папа может ему чем-то помочь. Тот и впрямь не особенно понимает, что он может сделать - максимум послужить посредником в переговорах с Западом, да еще воззвать к христианскому милосердию. После жесткого разговора Пэнг задает резкий вопрос - если он не вернется с победой в Пекин, ему отрубят голову (ну, фигурально). А вот чем рискует Лакота, кроме потери репутации? Римский хохол так обалдел, что молча ушел в шоке.
ФиналЪ. Через полчаса после этого Лакота, даже не подумав поговорить с представителями капиталистического Запада и что-то там разрулить, принимает совершенно отмороженное решение. Выйдя к массам народным на кинохронике, он в окружении кардиналов произносит речь на балконе и говорит, что ради того, чтобы накормить маленьких голодных китайцев, церковь потратит все свои богатства и дары. Пэнг в окружении красных знамен смотрит с одобрением. Кардиналы где-то за кадром стреляются, а оставшиеся наверняка спешно подливают папе в чай яду и клянутся никогда больше не избирать полоумных зеков.
Доставляют китайские вояки с погонами, при том, что китайская форма в это время была абсолютно одинакова - френч безо всяких знаков отличия, кроме красных петлиц. Они там даже кинохронику культурной революции, по ходу, не смотрели.
Остается сказать, что вся эта залипуха с нехилым бюджетом основана на одноименном бестселлере австралийского писателя Морриса Уэста. Иначе зачем такое снимать, верно? А его на весь этот бред вдохновила история Верховного предстоятеля Украинской грекокатолической церкви Иосифа Слипого, который провёл 18 лет в лагерях и лишь благодаря вмешательству Папы римского и Джона Кеннеди был освобождён аж в 1963 г. - и действительно поселился в Риме. В отличие от киношного христосика, он быстро рассорился с Ватиканом из-за постоянных политических интриг в украинской эмиграции и не стал папой... зато стал патриархом! Правда, только потому что назначил патриархом Украинской церкви сам себя - а заодно выбил у правительства УНР в изгнании создания себе виртуального патриархата. Разумеется, о том, что он был ярым националистом и шакалил на немецких оккупантов, окормлял СС-"Галичину", а после войны униженно льстил советским властям и корчил из себя их союзника, а сам работал на подполье бандеровцев - в фильме скромно умалчивается...
Зато фильмец предсказал, что папой римским будет славянин из соцблока. И как мы знаем, таки он и впрямь появился - пан Кароль Войтыла, он же Иоанн II. Про него тоже сняли просто до хренища фильмов, пять или шесть штук и это явно не конец. Сразу после его кончины аж два выпустили. И раз уж зашел про это разговор, то кое-какая клюква и там есть по понятным причинам. В качестве эксперимента я помотал мини-сериал "Папа Иоанн Павел II" 2005 г. Их тогда аж два вышло, конкретно я смотрел тот, в котором папу играет Джон Войт. Производство США, Польши и Италии. От первых бабло, от вторых декорации и реквизит. Как нетрудно догадаться, в первой серии папа противостоит нацистам (ничего им не делая, впрочем), а во второй приходят польские военные с русскими за спиной и говорят красивые речи о польско-советской дружбе.
С места встает кардинал-старикан, который в американском кино вечно црушников и пенсионеров играет, и спрашивает - вот точь-в-точь как в анекдоте: все это хорошо, но меня не интересует, куда делось масло - куда делся Иванов? меня интересует - а куда делись наши товарищи по церкви? Поляк после паузы твердо говорит, что... их замели за сотрудничество с оккупантами. И что самое смешное, это чистая правда!
В дальнейшем кино скатывается окончательно к обожествлению папы Войтылы, где в промежутках между его облизыванием показывают ужасы тоталитарной Польши. Но эту тему отрабатывали вяло, смотреть особенно не на что.
В советской Польше диссидентов мочили в сортире коридоре!
А это конфликт в Новой Хуте - такое предместье Кракова, там в 1940-50-х польские коммунисты построили огромный сталелитейный комбинат, образец нового социалистического города-сада. До сих пор жив, хотя производство сократилось в несколько раз и принадлежит другой, более развитой индустриальной державе... Индии.
В сериале показали известную историю про то, как там католики установили крест, и радостные рабочие отстаивали символ религиозного мракобесия от власть предержащих.
Толпы милиции наготове.
Но местный епископ поднял ручки и произнес что-то типа того, что все они поляки, люди-человеки. Менты переглянулись - и на всякий случай обнажили головы.
Крест потом, конечно, убрали - когда никто не видел.
Польских коммуняк показывают редко и неинтересно, на оригиналы они, конечно, не похожи. Говорят в сериале все исключительно на английском.
Инаугурацию папы в Риме смотрит все прогрессивное человечество, включая даже Политбюро ЦК КПСС. Особенно возмущается Брежнев, который говорит, что демонстрация такого мракобесия в социалистической стране - преступление!
Андропов и Громыко, как видите, "похожи" на своих героев ничуть не больше местного Леонида Ильича.
Ну, и Ярузельского слегка пнули, как же без этого. Хоть похож - и на том спасибо.
А отдельный сегмент чуть ли не на двадцать минут посвящен благочестивому облизыванию Леха Валенсы, также известного ныне как "агент СБ Болек". Он там и забастовки в Гданьске возглавляет, и "Солидарностью" рулит, и с папой встречается - все на основе реальных событий. Тогда, в 2005 г., конечно, никто не думал, что будет время, и старый экс-президент будет упорно игнорировать вызовы в прокуратуру по поводу неких документов, в которых говорится о его сотрудничестве с МВД...
Как видите, в целом малоинтересно - одно уныние. Не показывать же остальные католические вставки с прославлением папы римского. К счастью, есть несколько более урожайный фильмец "Pope John Paul II: The Movie" - аж на два с половиной часа. Снят в 1984 г. по горячим следам и ради рекламы дорогого Войтылы. Вначале авторы пытались пробить съемки в Югославии, но там после долгих раздумий показали им дулю с маком, так что пришлось снимать в Австрии - там в начале 1980-х благодаря таким шиТдеврам как
"Огненный лис",
"Девушка с Петровки",
"Дилетант" и
"Сахаров" база по клюквокино уже была наработана. Фильм был телевизионный, разумеется, на ДВД никогда не выходил и сейчас доступен только в ужасном качестве на ютубе и без перевода.
Что фильм будет веселее нового, становится понятно, когда мы видим разговор будущего папки с советским батькой сразу после конца немецкой оккупации.
Золотая Звезда Героя СССР в 1945 году уже впечатляет, так же как и разнобойные планки.
Дальше - самый возмутительный эпизод фильма. Первые годы после войны. Посреди городской площади стоит толпа русских красноармейцев на краснозвездных танках с надписями "За Росию" и бухает водку.
Пьяные русские нестройными рядами меланхолично мычат "Катюшу" и жуют сено. Поляки в дикой ярости, что русские не уходят, да еще и смеют петь свои песни, собирают целую толпу и начинают петь что-то свое, патриотическое. Русские, открыв свои бельмы, разворачиваются (точь-в-точь как стадо коров) и начинают петь еще сильнее. Эпичная музыкальная битва заканчивается тем, что русские не выдерживают, снимают ремни и старым армейским способом учат духов уму-разуму.
Много я видел русофобщины, знаете ли. Но этот эпизод - пожалуй, самый оскорбительный из всего, что я могу вспомнить.
Разумеется, и тут не обошли историю с крестом в Новой Хуте. В версии времен холодной войны играться со смыслами не стали - тут проклятый РежимЪ насылает сразу целую армию (в явно не польской форме), вооруженную автоматами и мосинками.
Разумеется, разгневанные рабочие необдуманно кидают камни в представителей власти. Конец немного предсказуем. Разыгрывается мочилово. СтаршОй карателей, правда, командовал прекратить, но все равно народу положили много. И все это наверняка снято по секретным документам, которые уже в 1984 г. смогли достать сценаристы.
Крест потом, конечно, убрали - когда никто не видел.
Другой милый эпизод - когда папа римский Войтыла катался на лыжах в горах, его остановил какой-то советский пограничник с аршинной звездой и строго спросил, почему он катается возле границы. Шпион, что ли, или перебежчик?
Ну и в конце все то же самое про Солидарность, Новую Хуту и прочие скучные польские реалии, неведомые тогдашнему западному зрителю. Хотя кому они и сейчас нужны, кроме поляков?
Лицо репрессий. Орды цепных псов режима. На австрийских автомобильчиках.
Один из немногих забавных моментов - генсека Владислава Гомулку играет Патрик Стюарт. И ничего, что не похож - у авторов был небольшой каст, в Англии 80-х актеров было немного. Да, хотя кино американское, в касте почему-то в основном британцы.
И так как снято все в 1984 г., перед самой перестройкой, то хэппи-энда нет. Даже разгон Солидарности Ярузельским не показали. Папа Римский уезжает на инаугурацию в Рим и становится, собственно, папой - произносит речь перед народными массами - эти христанутые голосят в церквях и смотрят, как папа целует соратников, вот почти как Брежнев Хонеккера. И все, радостные вопли и титры. Да, все! Два с половиной часа нудной биографической драмы - и такой облом в конце!
Таковы эти суровые истории про то, как папа римский действовал коммунякам на нервы и всех переиграл. Выпьем водки в честь этих печальных событий и закусим сибирским лососем. И отдельно выпьем за здоровье дорогого Петра Ильича, чей тупой, но гениальный план таки сработал. Партия всегда права! NAZDOROVIE!