Накануне дня Великой Победы хотелось бы напомнить о том, как в свое время время Россию показывали за границей. В годы войны Голливуд снимал большое количество фильмов про американских союзников в разных частях света. Был выпущен и ряд фильмов, воспевающих борьбу советского народа с Германией. Обычно они были откровенно плакатными и страдали неумеренной идеализацией и слабыми сценариями. Мы уже разбирали такие образчики этого кино как военно-патриотические ленты
«Северная звезда»,
«Песнь о России» и
«Миссия в Москву». Кино посвящено истории советских партизан, которые сражаются с фашистами в самом начале войны. Оно примечательно тем, что это его снял французский режиссер Жак Турнер, автор фильмов ужасов и классики нуара «Из прошлого». А также тем, что это был дебют многих звезд, главной из которых стал Грегори Пек. Об этом даже сам фильм не постеснялся несколько раз сообщить в начале и конце.
Первым делом нам дают Экспозицию. А именно - суровый диктор вещает про героическое сопротивление русских в далеких лесах летом 1941 года. И нам представляют героев - глава партизанского отряда Владимир, его подручная Елена, адъютант Митя и его сестренка Оля, типа комиссар Семен Иванович, выпивоха Саша, кузнец Федя, молчун Петров и какой-то бородатый дед. Блестящее представление персонажей, «Отряду самоубийц» надо было бы поучиться у Голливуда 1940-х.
Что ж, имена реалистичные. Правда, партизаны упорно будут друг друга именовать только такими именами, никак их не меняя - Семен Иванович будет называться Семеном Ивановичем весь фильм, например.
Итак, нас знакомят с партизанскими буднями. Снайпер берет на мушку и быстренько валит пару немецких мотоциклистов. Радостный выпивоха с удовольствием хлещет трофейный коньяк, а снайпер уходит на лошади. Это оказалась наша Елена, которая недвусмысленно косплеит Людмилу Павличенко. И даже на задании упорно носит медаль.
Они приходят на базу. Партизаны устроили ее в каких-то сводчатых каменных подвалах вдалеке в лесу. Семен Иванович проводит ревизию, отнимает трофейный коньяк и принимает трофейное немецкое письмо. Тут привозят и книги из музея Толстого, который подожгли клятые фашисты. Партизаны общаются спокойно и непринужденно и становится понятно, что убийства немцев, диверсии и взрывы нефтяных резервуаров для них - такое же бытовое дело, как для вас поездка на автобусе.
Обратите внимание на очень странные пулеметы Дегтярева...
А теперь время есть borstch из рядом с samovar!
Саша буквально читает мои мысли! «Опять борщ...» (с)
Но тут чу! - сверху слышен звук! Все хватают волыны, но!.. это всего лишь Владимир. Грегори Пек блестяще отыгрывает свое знаменитое амплуа «деревянная харя» и резонно спрашивает - какого *** вы тут без охранения, щеглы? Ачотакого, «мой маленький комрад?» - спрашивает глупый Саша. В конце концов Владимир отмяк.
Оказывается, его тут не было аж две недели. Он был где-то далеко, в штабе, встречался с генералом Пимошенко (sic!). Но кому какое дело - ведь подает голос подобранный в лесу беженец, истощенный от голода! Это балерина Нина Иванова - женщина такой неземной красоты, что все вокруг буквально ослеплены ангельским светом ее очей!
Нину сажают за стол. Нина, конечно же, несмотря на лишения, голод и многочасовой сон в грязной землянке - идеально выглядит. Уложенная прическа, подкрашенные губки, тон на лице - с новым косметическим средством вы будете отлично выглядеть даже на войне, все в восторге от тебя, а ты от мэээйбелиии-иииин! Молоденькая Татьяна Туманова наивно говорит с ОЧЕНЬ сильным русским акцентом: «А вы кто? Партизаны?» Нет, блеать, стоматологи... В общем, она была артисткой из агитбригады, но где-то под Тулой, куда она ехала к дяде, ее подбили фашисты, и она... Ну, в общем, подробностей нам не дали.
Бабу берут в отряд, хотя она ни фига не умеет. Далее горячими цитатками продолжает отжигать Сашок-алкашок.
В подвале тем временем партизаны играют на гармони и поют на английском предвоенную песню «На закате ходит парень». Все. По очереди. А вы думали - американцы даже сюда мюзикл запихнули. Нина поддерживает вечер культурной самодеятельности и читает Семену Ивановичу письмо Татьяны из «Евгения Онегина». Надо же показать русскую cultura!
На ночь девушку отвели в келью монастыря - оказывается, подвал партизан именно от него остался. Елена почему-то не доверяет бабе - ревнует, наверно - и говорит Владимиру, чтоб он ее отослал, товарищ! Но безрезультатно. И да, по ходу реально намечается любовный треугольник, хотя отношения подчеркнуто официальные: «Прости меня, товарищ!» «Доброй ночи, товарищ!» Да, товарищ, каждый товарищ тут товарищу товарищ, товарищ. Владимир заменил на ночном дежурстве Петрова, но тот неожиданно спрашивает - не скрывает ли что командир, а то у него больно лицо мрачное и пафосное. Я лично никаких изменений лица Грегори Пека не вижу, оно у него всегда одинаковое, но тем не менее. Оказывается и впрямь - Владимир ждет кодового приказа. И тогда начнется некая очень важная операция... Петров так возбуждается, что с таким же деревянным лицом просит назначить его на передовую, чтобы сыграть в шахида и взорвать с собой побольше неверных фашистов. Владимир только отвечает: «Иди проспись поспи, товарищ».
Итак, партизанен готовятся. Ставят артиллерию на склонах, суетятся. Но адъютант Владимира Митя находит время пообщаться с Ниной, чтобы ее склеить. Он рассказывает ей в духе Эдварда Каллена очень печальную историю о том, что у него родители-вампиры и он 300 лет без бабы фашисты убили семью и сожгли деревню. Особенно жалко школу - Митя с отцом учился по программе ликвидации безграмотности и мечтал выучиться на геолога. Теперь у него другая мечта - дойти до Берлина и пожечь все в ответ. «Больной ублюдок» - явно читается на лице Нинки. «Мне вас жаль» - с каменным хлебалом говорит она и пытается свалить. Но Митька не отстает. Тогда Нина вдохновилась горем паренька и предложила ему сделать... этот... станцевать для него balet! Ведь для чего еще в сюжете нужна русская балерина? И она снимает платье, обнажая свое декольте с христианским крестиком...
Пять минут посвящено пафосному балету с подготовкой. Но сеанс магии балета прервался. В подвал тихой сапой, тише, чем Хитман, проник немецкий солдат с винтовкой. Молодые, конечно, блестяще отыгрывают шок и ужас...
Но всех спасает маленькая Оля! В лучших традициях Дэнниса-мучителя и «Один дома» она исподтишка обливает фрица кипятком! Митя хватает винтовку - но негодяй прикрывается заложницей Ниной! Набигают партизанен, которые так и не выставили охранения, и берут его в плен. Немец оказывается классическим арийцем - белокурая бестия двухметрового роста. Сначала не хотел говорить, но несколько пощечин привели его в чувство. Хотя у него тоже такое деревянное лицо, что я боялся, Грегори Пек себе отобьет ладонь... Немец пытается дезинформировать, но партизаны все знают... В ярости от беспардонной лжи Владимир даже хотел лично покарать немчика прикладом, но Нина его перехватила. Далее классический спор военных фильмов - стоит ли убивать нацистскую сволочь или не нужно опускаться до ее уровня и устроить военный суд по международным договорам. Конечно, в «Иди и смотри» никто играть не стал и фрица посадили под охрану в келью.
Охрана была довольно хреновой. Фриц той же ночью аккуратно вытащил дверь из плохо приколоченного запора и стал красться по подземелья в духе Вульфенштейна. Задом. Чтобы наткнуться на деревянное хлебало Нинки. Сцена, достойная «Тома и Джерри».
Обратите внимание на ящик сзади, где слово «гранаты» написано ЛАТИНИЦЕЙ! - «GRANATTI».
Немец начал жалостливо лопотать на своем дойчерском, а потом внезапно завладел винтовкой, взял бабу на мушку и уже хотел свалить. Но балерина в состоянии аффекта - иначе как объяснить у нее некое подобие эмоций на лице? - нащупала рядом револьвер и выпустила весь барабан вслед. Набигают эти лохи-партизанен, которых жизнь ничему не учит. Владимир благодарит бабу, но все равно ее надо отослать.
После совершенно бессмысленной вставки с болтовней Оли, которая ревнует брата к балерине, мы видим, как партизаны минируют рельсы. Все это на фоне странного двухствольного танка вдалеке, призванного имитировать хрен пойми что. Но тут их спугнул проходивший мимо узкоколейный бронепоезд.
Учуяв неладное, бронепоезд покатил назад. Но поздно - эшелон с боеприпасами уже наехал на точку, и его взрывают сверхновой звездой! И пускай эшелон был какой-то маленький, всего шесть вагонов - они взорвались так, что чуть камеру не опрокинули, а обломки падали по всему лесу!
Далее Владимир и Нина долго бегают по лесу, спасаясь от возможного преследования, и под романтичную музыку объясняются в любви пялятся друг на друга. Долгие и нудные не-любовные сцены прерываются демонстрацией обстрела самолета-разведчика, который наблюдает за линией фронта под Тулой. Вволю налюбовавшись на бесстыже потраченные для спецэффектов деньги, пара продолжает трындеть на романтические темы. Владимир рассказывает, что был инженером, строил единственный известный американцам объект - ДнепроГЭС. Рассказывает, как он ее любил, чуть ли не как жену и мать - а потом ее пришлось взорвать! Возбужденный воспоминаниями, он в приступе желания обнимает бабу: «Нина, Нина, Ninochka! Откуда ты такая?» - шепчет он в экстазе. Баба понимает, что вот - ее Кристиан Грей! Делай со мной, что хочешь - шепчет она в ответ...
Я ждал, как он возьмет хлыст, отведет ее в комнату в подземелье, достанет красный шарик и так далее - но чо-то нет. Они вернулись на базу, где Семен Иванович читает уже «Героя нашего времени». У Мити внезапно начинается припадок и он кричит, что они не занимаются делом, надо идти и убивать фашистов вот прям щас. Его кое-как успокоили, и Владимир послал с донесением через лес Елену. Та попыталась еще поломать любовный треугольник, но сникла. И вот она едет на лошади через лес и реку, пока ее не замечают немцы и, конечно, убивают. Выстрел за хрен знает сколько километров разбудил Нину. Она печалится, и тут прискакивает лошадь. Все понимают, что Елена умерла. И за нее... молятся. Перед иконой. Да, вы же помните, что и в «Песни о России» американцы были уверены в большой религиозности русских комиссаров, да...
Донесение берется передать Нина, которая оделась под обычную крестьянку. Укладку спрятала под платком, туфли сменила на сапоги, лак на ногтях убрала в карманы - должно прокатить. Ее провожает Митя. И далее они долго и красиво ходят через белые поля, где уже идет огромными хлопьями густой снег. И они очень легко добираются до своих. Я так и не понял, почему нельзя было отправить Митю одного, но не важно - главное, что их принимает полковник Volenka, а в кадре появляется Красная Армия на фантастических супертанках!
Нина и Митя успешно вернулись обратно. Владимир тем временем тоже узнал от местных жителей, что немцы что-то готовят и где стоит их техника. Тут в избу, где они разговаривали с колхозниками, заходит немецкий офицер с конвоем! Он быстро учуял неладное и поперся на чердак, где в сене ховались наши герои. Тогда Митя решает героически пожертвовать собой и взрывает шахид-пояс очень ненатурально плюет в офицера! Отвлечение 80 левела сработало - тот живо переключился на паренька. В итоге несчастного героя отвозят на казнь на грузовике, чтобы повесить и вешают на шею табличку с мрачной надписью «GUERILLA». На казнь согнали всю деревню под дулами винтовок.
Все это видят наши герои из окна. У них сложная моральная дилемма, как в «Сталинграде» Бондарчука - уйти и сохранить себя для задания или пожертвовать собой, вырвавшись в самоубийственную атаку? Владимир не решился вмешаться. Немецкий офицер истерично требует от Мити признаться и выдать подельников, подписав чистосердечное - но тот только молча улыбается. Нина в толпе тоже радостно улыбается. Счастливая музыка, как будто это финал какой-то сопливой мелодрамы - и Митю подвесили, как колбасу. Гребаный Голливуд с его хэппи-эндом даже перед казнью главного героя! Я от этого еще в «Почтальон всегда звонит дважды» офигевал!
Оля очень плакала, но ее утешила Нина, которая рассказала, что брат ее умер как герой. И девки в итоге помирились. Владимир раздает указание и собирает людей - завтра он должен перейти в наступление по заданию центра. Как выясняется на совещании, фронт реально под Тулой - Владимир уверенно показывает на карте Ясную Поляну. В ней надо уничтожить резервы немцев, когда начнется наступление Красной Армии. И вот - бой. На позиции партизан идут немецкие танки. Аж два.
Далее - эпичная сцена, ничем не хуже «28 панфиловцев» - пушка не готова, так что тот самый несостоявшийся шахид Петров бросается с гранатами наперерез и подрывает танк. И хотя танк стрелял в него в упор из курсового пулемета - но нет у него методов против бойца Кости Петрова! Танк взлетает на воздух, все застилает дым, а потом... потом... потом бойца все равно задавил второй танк. Вот говорили дураку на учениях - пригибаться надо, не слушал... Но не переживайте, он героически подорвал себя, аки шахид, на комбинированной съемке этого танка - мечты сбываются!
Тут пищит радио рядом с автоматом Томпсона - очень популярным оружием партизан. Командование приказывает - ни шагу назад от Ясной Поляны! Владимир сотоварищи бегут на высоту поддерживать наступление! Саша и Федя пытаются отстреливаться от танков из единственной пушки! Но танк убивает их. «Тебе стрелять, товарищ» - даже перед смертью не удерживается один от клюквы. Драматизм двух моделек танка, ломающих бревна на скомбинированных планах, конечно, поражает - я так со времен боев из «Утомленных солнцем» не плакал.
В общем, в последние пять минут кино оправдывает голливудский статус и показывает зерграш немецких танков, которые идут строго в одну линию, кучу взрывов, пулеметный огонь и тряску камеры.
В лучших традициях военной пропаганды 50-х Нина прямо под огнем хочет вступить в ряды сражающихся и приносит присягу под обстрелом, пока Владимир стреляет из ПТР. А вы думаете, что это советские военные фильмы были слишком плакатными?
Вот так они все вместе читают присягу, пока на них наконец не надвинулся горящий танк и, видимо, задавил. Или нет. Трудно сказать, сцена расплывается и на фоне неба пафосный голос говорит, что немцы узнали на себе всю мощь и силу партизанских отрядов - пора узнать ее и американцам! Ну что-то типа этого. Титры. А потом Пек и Туманова поебалися поженились, но развелись спустя много лет, и Туманова снималась разве что еще раза два в каком-то говне типа «Агента Макгайвера»...
Ну что сказать. Это был очередной пример военной пропаганды американского кино тех лет. И у него ровным счетом те же черты - примитивный убогий сюжет, плакатность, наивность, безбрежный идеализм, голливудские и военные штампы - и прочее. Но зерграш в финале неплох, Туманова няша, Грегори Пек героицки светил деревянным хлебалом, массовка кое-как играет, техническое качество, какое-никакое, есть - ну и фильм партизан героизирует. Местами даже кое-как попали в настроение военной драмы - сцена с казнью Мити была даже неплоха... если бы не эти гребаные счастливые улыбки под музыку...
На этом все. Ждем следующий обзор - через год! А пока - с праздником, товарищ!