Ему нравилось защищенное детство на западе в Мюнхене, он ничего не знал о ГДР, за исключением того, что люди «не только рискуют своей жизнью, но и жизнью своих детей», чтобы сбежать оттуда.
Из статьи Berliner-Zeitung о режиссере фильма.
Знаете, кто такой Михаэль Хербиг? Это известный немецкий актер, режиссер и продюсер, который 20 лет назад прославился довольно забавными немецкими кинопародиями: "Телкохранители", "Мокасины Маниту", "Космический дозор. Эпизод 1". Я помню, их тогда еще на ТНТ крутили - было прикольно. С тех он прочно вошел в число известных немецких режиссеров. А еще он дружок режиссера Леандера Хаусмана, который родился и вырос в ГДР, что не помешало ему потом снять целую трилогию убогих и мегатупых говнокомедий о Восточной Германии - "Солнечная аллея", "Герои как мы" и "ННА". Вместе они даже высра выдали мегаэпичнейшую немецкую клюквищу о Сталине - недокомедийный лубок
"Отель Люкс" (2011), в котором очень плохо пытались подражать классике довоенного кино; даже финал спиздили (ой, извините, "спародировали") из "Быть или не быть" (1942) Эрнста Любича.
Так вот, у Хербига на самом деле была мечта. Он по происхождению весси из Мюнхена, который ни черта о ГДР в детстве толком не знал (да и сейчас явно знает немного). Во время единственной поездки с классом в Восточный Берлин он запомнил только как и полагается империалисту проблемы с дорожным асфальтом, очереди в кафе и что местные с ним не говорили. До глубины души трогает, правда? Но в школе маленький Миха слышал про беглецов из ГДР и даже видел запавший ему в душу фильм
"Пересечение границы" (1982) - он же "Ночной переход" / "С ветром на Запад". Это был американский фильм о побеге из ГДР в 1979 г. двух семей из Тюрингии - Стржельчиков и Ветцелей, которые целых полтора года готовились к нему и в итоге улетели, как Братья Пилоты, на самолично сшитом воздушном шаре. История сразу получила колоссальную известность, поэтому права на нее приобрела и выкупила компания... "Дисней". Сами понимаете, что еще подходит лучше для семейной комедии, как не история о побеге из тоталитарного советского ада!
Фильм, впрочем, оказался совершенно унылым говном (смотрим
обзор). Поэтому Хербиг захотел сделать свое кино! Долгие годы лелея эту мечту с детства, он наконец решил временно отойти от амплуа комедийщика и снять впервые в жизни серьезную драму на тему сурового тоталитарного прошлого Восточной Германии. Ради этого он встречался с участниками событий, выбил нехилые деньги на производство и даже сумел таки выкупить права у самого "Диснея", а это не фунт изюму - Лукас подтвердит. Более того! Он изначально решил поставить себе планку повыше и снять историю о побеге не в жанре убогого семейного фильма или драмы, как "Дисней" - а в жанре процедурного триллера с эстетикой НУАРА! Точь-в-точь как в пропаганде времен холодной войны типа фильма Сиодмака
"Побег из Восточного Берлина" (1962), что потом бережно перенес Спилберг в свой недонуарный
"Шпионский мост". Получившееся в итоге детище Хербига под названием "Ballon" или "Воздушный шар" вышло совсем недавно, в 2018 г. Я лично, едва узнав о фильме, помчался смотреть его в искреннем предвкушении обличения, клюквы и нуара. Ну что, хотите со мной посмотреть, на что оказался способен немецкий комедиант? Так за традиционным пересказом дело не постоит.
Вступление уже радует срывом покровов. Титры утверждают: "По статистике, только в период 1976-1988 годов 38 тысячам восточных немцев не удалось сбежать на Запад. По крайней мере 462 человека, женщины и дети потеряли свои жизни на границе Германской Демократической Республики. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ ИЗМЕННИКАМИ РОДИНЫ". Ну да, наверно эта та же статистика, что до сих пор рассказывает нам байки про 300 тыщ осведомителей Штази. А потом фильм утверждает, что снят на основе реальных событий. Ну что же, посмотрим, что там от них осталось.
Первую минуту нам показывают разрозненные картинки, как будто мы наблюдаем пьяный бред алкоголика: знамя ГДР, значки, колючая проволока, люди с автоматами, противотанковые ежи... Видимо, это на тот случай, если вы еще не поняли, что фильм рассказывает о ГДР.
Психологический тест - разложите карточки по основным признакам. А не как монтажер фильма.
Вступительная сцена сразу настраивает на нужный лад! Пока где-то далеко шумят поезда хор мальчиков-зайчиков поет какую-то артхаузную социалистическую лабуду на сцене - возле границы ГДР вершится тот самый пограничный геноцид. Некий долбоеб попытался перебежать на Запад через проволочный забор с помощью крючьев на руках. Пришлось его пристрелить фром Калашникофф. В наличии ночная тьма, лающие гестаповские овчарки, истеричные крики: "Верни колбасу! Я все прощу! Стреляй! Стреляй!" и окровавленный труп. Итак, уже начало обещает нам, что фильм будет очень достоверный и оптимистический.
После хора мальчиков-зайчиков на трибуну всходит директор школы. Он читает дли-и-инную речь про вручение аттестата зрелости с цитатами из Гете и Ленина и говорит выпускникам, что они должны принести клятву верности делу социализма и защищать достижения своего великого Тысячелетнего Рейха, своего Фатерляндааа, гросс дойч национ унд гросс фюрер, аааа-а! Ззиг хааайль!! Ззииг хаааайль!!! Да ладно, шучу, нормально он говорил, аутентично.
После этого собственно начинается сюжет, причём идёт он под саспенсовый пердеж а-ля Ханс Циммер, который будет сопровождать весь фильм, как диарея содержателей дома престарелых. Итак, перед нами семья Стржельчиков, которая возвращается из этой школы. Ее глава Питер заодно подвозит знакомого, чекиста Баумана с женой. Бауман у нас дебил-шутник, так что первые же три минуты под этот пердеж выстреливает целая обойма говношуток про ГДР, от которых явно не отошел наш комик Хербиг: "Когда вы отбываете? В смысле, на отдых, скоро ведь каникулы" - "От лица госбезопасности благодарю тебя, что ты сел за руль!" - "Воздушные шарики летят на Запад? Ха! Нарушение воздушного пространства!"
Однако Стржельчики понимают, что ветер переменился, время пришло и изменившимся лицом бегут пруду к другу, Гюнтеру Ветцелю. Тот лопочет, что он только сейчас додумался проверить расчеты и понял, что их Боливар шарик не выдержит восьмерых. В итоге они с неохотой решают обождать, и семьи конспиративно расходятся в темных очках и плащах по домам. Отпрыски Стржельчиков, Фрэнк и Фичер, меж тем играют дома в монополию, а режиссер продолжает юморить: "Ха, ты сядешь в тюрьму! Чего ты так побледнел, это же просто игра". А саспенсовый пердеж даже не думает затихать...
Дома папа-мама-Фрэнк (Фичер пионэр, он не в курсе, что живет в семье врагов народа) решают благородно и высоконравственно сбежать за границу одни, а Ветцели пусть сосут баллоны. Были сборы недолги - к вечеру управились. Младшенькому блондину Фичеру мама при этом лицемерно наплела, что они пойдут в поход в лес. А поход в лес - мечта каждого пионера, что мгновенно предупреждает любые дополнительные вопросы.
После попыток создать драматичностЪ семья выехала в лес у границы и даже не остановилась помочь какому-то бедолаге на грузовике. Ибо САСПЕНС!!! НАПРЯЖЕНИЕ!!! Чем заняты Ветцели в это время? Сидят дома с родителями, пьют пиво из огромных кружек (ужасы тоталитаризма, ага), и втыкают в пропаганду по телеку, где лживые коммуняки смеют обличать враждебность сил НАТО и ФРГ, вы только подумайте! Дедушка Вернер даже задумывается, не призовут ли теперь Гюнтера в армию, как их старшенького вынюхал в итоге военкомат. Да, если кто не понял - призывная армия ГДР это очередная страшилка в нынешней Германии. Что призывная армия существовала и в ФРГ, молодому немецкому поколению стараются не напоминать. Что, Херберг, думаешь, я забыл, как твой говнодружок Хаусман лживо завысил срок службы в армии ГДР в "Солнечной аллее"? Я все помню, сучара!
Далее десять минут (!) Стржельчики пытаются бежать на воздушном шаре, как Волк в "Ну, погоди", через границу (рискуя, кстати, жизнями детей). Сначала вроде даже как все шло хорошо, но потом на высоте в облаках шар таки пропитался влагой, чего наша семейка Монгофлье, конечно, не предусмотрела - и начинается эпичная потеря высоты с истериками и криками. Шар падает на протяжении двухсот сорока пяти серий еще добрых минут пяти, но меня истерика не трогает - еще даже получаса фильма не прошло, я уверен, они спасутся.
После неплохой в целом картинки режет глаз, что падение в лес показано кувырканием камеры перед какими-то деревьями. Это наглядно показывает нам, что бюджет у фильма все-таки немецкий, а не голливудский. Оказалось, что упали горе-космонавты буквально в двух шагах от колючей проволоки. Фрэнк в ахуе, а семейка корчит такие рожи, что я понял... Можно изгнать себя из говнокомедий. Но говнокомедию из своего стиля изгнать нельзя...
Бросив останки безвременно погибшего шара, семья под музыку из постапокалипсисов пешком (!) добирается до дома в Тюрингии, стараясь не смотреть на лица прохожих... Только при взгляде на проезжавший мимо эвакуатор до них доперло, что они оставили свою машину на штрафстоянке посреди леса! Следует суетня, телепортация в лес, спасение брошенной машины, утопление улик в озере и прочий сааааспенс ПОД ТОТ ЖЕ БЕСКОНЕЧНЫЙ ПЕРДЕЖ!!!
Вся эта попытка выдать триллер заканчивается тем, что семья безо всяких приключений вернулась домой, обломавшись по полной, чего не заметила вся Германия. После этого Фрэнк на кой-то хрен решает еще и обыскать ящик соседа-чекиста-Баумана. Я сам не понял, зачем, но следует очередная саспенсовая возня с закосом а-ля Хичкок.
Да, оператор ОЧЕНЬ любит "голландский угол". ДО УМОИССТУПЛЕНИЯ!!!!
А мы тут... нуарчиком балуемся...
Мамаша от таких приключений в предшоковом состоянии, а вот папаша уверяет, что в следующий раз обязательно получится! Мамаша типа в шоке. ШО? ОПЯТЬ?!! Но тут раздается саааааспенсовый звонок в дверь, и на пороге сааааспенсово возникают люди в черном и с зонтиками, которые сааааааспеново предлагают... украсить дом... к 30-летию Республики. Саспенс в ГДР - это когда ты не можешь отказаться от транспаранта на дверь в честь государственного юбилея...
А тем временем в лесу не спит барсук в отчаянных попытках убедить нас, что это триллер режиссер устраивает сцену расследования. Шар уже нашли власти и проводят обыск территории. Расследование ведет лично полковник Штази в исполнении Томаса Кречмана в лиловом плаще. Прибыл он, кстати, на вертолете Ми-2 - и сцена с вертолетом почти однозначно спижжена из диснеевского предшественника. Кречман, конечно, профессионал, поэтому он шикарен. Вдобавок он еще и тролль 60-го левела: "Может, и отпустим их на Запад? Раз уж они там будут счастливы?" "Запрещается незаконно пересекать границу" "Я знаю. Но почему у них возникло желание нарушить закон?"
Хороший вопрос. Жаль, ответа мы не узнаем. И это неудивительно - сколько фильмов о побеге из аццкой ГДР мы не видели - мотивация беглецов там почти никогда не раскрывается. Да и в реальной жизни об этом практически вообще не говорят. Мне пришлось перелопатить кучу немецких сайтов, но только в интервью режиссера, говорившего с прототипами, я встретил утверждение, что они бежали за "свободой". В чем было это желание свободы - увы, даже в фильме не объясняется. Наверно, им не давали кредит на Мерседес. Ну, понятно, что это просто повод задать сакраментальный вопрос - мол, почему коммуняки не давали спокойно уйти своим врагам. Будь я на месте собеседника Кречмана, я бы сказал, как было: "Чтобы не снабжать своего геополитического противника бесплатно выращенной для него рабочей и интеллектуальной силой, а также пропагандистскими и шпионскими кадрами" - но в фильме этого, конечно, нет.
Тем временем папаша проводит неприятный разговор с востроглазым чекистом Бауманом. Проходит типичный диалог из триллеров с оправданиями - почему нас вчера не было дома, почему у меня руки ободраны, почему у меня сзади парашют с буденовкой... Конечно, на самом деле чекист просто хочет починить телевизор. Оригинально до слез.
Большой брат ни хрена не следит за тобой!
Потом Фичер вполне законно возмущается тем, что ему бесстыже лгали родаки - проснулся, недоросль! Папаша делает глазки и уверяет, что, мол, гэта ГДР, тут все лгут, значит, и им можно. Даже блондинчик в ахуе от такого бесстыдства. После этого не упокоившийся... не успокоившийся Фрэнк начинает предлагать новые идеи. Он говорит: что, если покрасить шар в зеленый цвет сдаться в посольство ФРГ? Они помогают жертвам гонений! Папаша говорит: "Каких гонений, дерево, где это в фильме? Для этого с ними надо связаться..." Мамаша меж тем ловит вьетнамские флэшбэки из тюрьмы Штази и ВНЕЗАПНО вспоминает, что обронила у шара таблетки, по которым их отследят.
Мать закатывает истерику, что они чуть не убили своих детей, а папаша нагло отвечает, что это все не корысти ради, а токмо ради святой Швабоды! Мать кричит, что ее брат в 14 лет сел в колонию и вышел без мозгов зубов! "От этого мы и бежим!" - пафосно отвечает батя. Дети начинают реветь, что попадут в детдом. Я реву в осознании, что мне еще полтора часа наблюдать эти дебильные истерики. Глотком свежего воздуха после этих истерик является сцена, где Томас Кречман объясняет пограничникам, почему надо стрелять по нарушителям с женщинами и детьми. Ответ очевиден - потому что они их нередко используют и отлично знают, как вести себя при провокациях. Не поспоришь. А потом он тонкими угрозами доводит их чуть ли не до деуринации. Пока что Кречман единственный тут, кого можно уважать - значит, в конце наверняка предаст Родину.
Несмотря на крутость, Кречман совершенно забыл про найденные таблетки и уже собирался обыскивать леса пол-Германии, но ему как раз напомнили про эту важную улику. Семья тем временем едет под саспенсовый пердеж в Берлин, показанный с пафосом Властелина Колец.
Причем пацан, которого только вчера чуть не убили, похоже, уже проникся тлетворным преклонением перед Западом. Вот это я понимаю - логика сценария!
Приехали они типа на отдых, туристами. Но папаша со старшеньким первым делом пошли к телефону и сперли страницу из справочника. Причем сперли с такими бандитскими рожами и оглядыванием, что даже слепой бы заподозрил неладное, но никто ничего не замечает. Вот что бывает, когда думаешь, будто саспенсовый пердеж может добавить напряжение любой ситуации, но говнокомедию нельзя изгнать из себя... Искали они адрес посольства. Оказывается, эти щеглы на полном серьезе решили выдать себя за жертв режима и подкинуть письмо американскому посольству! Мамаша, правда, сомневается в столь блестяще продуманном плане: "Думаешь, американцы придут и заберут нас?" Папаша (с серьезным видом): "Да"
Далее совершенно надуманная сцена. Семья всем табуном поперлась к воротам посольства. Только у входа они также внезапно, как давеча с шаром, обнаружили, что - ОКАЗЫВАЕТСЯ!!! - ворота посольства стерегут целые табуны штази в форме и штатском. Охренеть не встать. Кто бы мог подумать, правда? Задорнов аплодирует. Когда папаша, обделавшись, сделал вид, что они ошиблись переулком, Фрэнк видит выходящих дипломатов - в панике выпрашивает сигаретную пачку с запиской - и пока толпы гэбни ловят ворон, ухитряется и впрямь тайком сунуть ее в сумку пиндосам! Вот так хитрый Штирлиц обманул две дивизии гестапо. Чаплин сдох бы от зависти от этого напряжения.
А вот сцена, где фрау Ветцель стоит в очереди за кофе (ага!!!) и слушает байки соседки о найденном шаре, мол, хозяевам теперь точно "гнить в камерах Штази". Это не имеет отношения к сюжету, можете забыть. Ветцели просто, узнав о шаре, лежат ночью в постели и страдают, что теперь стало с их такими верными благородными друзьями. После унылых переживаний и треволнений, когда мне уже самому хочется их застрелить, наконец становится понятно - переживать за Стржельчиков не надо. За ними уже пришли.
Папаша, как последний дебил, оказывает сопротивление аресту, бросается на штази, орет: "Бегите!" (куда, лошара? в Берлин?). И начинается довольно забавный массовый забег слоу-мо с клоунскими рожами. Можно изгнать себя из говнокомедии... Ну ладно, вы поняли.
Но увы, цирковой номер тут же прервался. Оказалось, это был сон папаши (как будто это с самого начала непонятно - кино ж по реальным событиям, фильм едва до середины дошел). С запиской вышел полный облом - ничего тупые пиндосы (или весси, я не понял) не заметили и на это затратили целую сцену саспенсовой беседы. Короче - можете забыть про эту бессмысленную сюжетную линию, созданную только для затягивания ЭТОГО ДВУХЧАСОВОГО, МАТЬ ЕГО, "ФИЛЬМА"!
Так, мне уже надоело, так что ускоряемся. После истерик семейка решает сделать новый шар, но продолжает по-прежнему дико тупить. Зная, что они уже на заметке, ходят, дебилы, по магазинам и просят 200 метров ткани. Ну и конечно, когда продавцы стучат по телефону в Штази чуть ли у них не перед носом (! тут что, все такие поехавшие?), они вновь в панике убегают. Это точно не комедия, вы уверены? А почему семья в шляпах и тёмных очках не покупает накладные усы и бороды?
Только потом эти эгоистичные скоты додумались попросить помощи у Ветцелей. Гюнтер, которого через шесть недель как раз забирает злая армия, морщится, но обещает помочь всем, чем можно и даже благородно разрешает им улететь без него. Какой долбоеп... то есть, филантроп! Благолохство персонажа мне бьет фонтаном прямо в лоб!
Начинается тянучка. Томасу Кречману после криков Политбюро дают чуть ли не лично от имени Хоннекера ресурсы на поиски. Перебежчики спешно испытывают горелку для шара, пока молодой долбойоп Фрэнк в разгар подготовки ездит с симпатичной тянкой, дочерью Баумана, в лес запускать с ней своего змея... Если вы понимаете, о чем я. Естественно, борьба между любовью к свободе и спермотоксикозом занимает еще кучу времени, но побеждает любовЪ, на которую раньше и намёка не было. После еще унылых семейных разговоров - вновь штамп, спижженный из старых триллеров а-ля "Побег из Восточного Берлина": так как напротив живет Штази, то приходится шить шар тихо, чтобы гэбня не прочухала. Оригинально. Они бы еще подкоп начали копать у себя из Тюрингии до границы ложками за портретом Хоннекера...
Так как отчаянно надо затянуть фильм еще на час, то следует новый штамп. Малолетний сынок Ветцелей в детсаде проговорился, что его папаша целыми днями пьет шьет. Запрется у себя в каптерке, радио включит - и шьет, шьет, шьет... Воспитательница, понимает - энто неспроста. Узнав о том, что малое дите проговорилось, семья опять впадает в задолбавшую истерику, но никаких действий не предпринимает. Тем временем Кречману удается путем допросов свидетелей выяснить, что беглецы таки из городка Стржельчиков. Он лично навещает среди прочего детсад - но воспитательница никого не сдала, потому что... Потому что гладиолус: мотивы ее в фильме не объясняют. Очередной блестящий поворот сюжета от мастеров детективной интриги!
В конце концов идет дождь, потому что нуар. В семье следуют еще истерики, еще крики: "Она из Штази!", еще надуманный конфликт отца и сына и прочие сопли. Как ни странно, только сейчас - хрен знает сколько времени спустя - Кречман вспомнил о таблетках сценариста и стал проверять местных больных щитовидкой, набигая с обыском в аптеки, а также ко всем, у кого есть мастерская. Режиссер в лучших традициях "Шпионского моста" Спилберга продолжает при этом нещадно плагиатить нуар.
Тем временем Фрэнк видит в окно, что тяночка-дочь Баумана ездит на мотороллере с другим, а значит, она ШЛЮХА!!! его не любит (еще целая линия коту под хвост!), и он от переживаний тут же передумал оставаться и готов бежать к империалистам (кобель!). Тут как раз и синоптики обещают, что скоро ветер перемен изменится, и наши слоны идут на Север ослы решают бежать на Запад. Но козёл Фрэнк перед этим решил рассказать все тяночке и даже всерьез предложил ей сбежать с ним через границу (! Задорнов бьется в пароксизме смеха и стреляется). Тянка в шоке и не может сказать ни бэ, ни мэ. А тут и родители приходят, так что великий конспиратор сваливает от нашего слепошарого гестапо. Никакого развития этот эпизод не получает. А все почему? А все потому что мастерство оригинального сценария!
Ой, знаете что? Пошли они все, эти говноделы германского разлива. Еще полчаса мучаться, что ли, над их оригинальными сюжетами? Короче, вкратце. Пять минут уходит на безмолвную смену планов для создания чувства драматичности. Перебежчики танцуют как в артхаузе. Режиссер очень неубедительно пытается нас обмануть, будто за Стржельчиками опять пришли - и опять обламывается. Параллельно продолжаются убогие попытки создания ассоциативного ряда, напоминающие плохой черный юмор: "Стоять, изменник! Ты убит! Пу-пу! Смотри, мама, как я играю!" Ассоциации, блеать. Финчер сраный. Ещё бы всюду решёток понавесил для ассоциаций, как Хичкок птиц натыкал в "Психо"...
Лишь за полчаса до конца Кречман абсолютно случайно узнает про Стржельчиков от Баумана - который до этого, как полный дебил, даже не догадывался о проделках своих соседей. И начинается штампованное соревнование силовиков и беглецов на опережение с нещадным плагиатом нуара.
Описывать всю эту суетню, беготню, темноту, лишние телодвижения, полеты на шариках и вертолете, крики и прочие штампы всех триллеров разом - мне просто-напросто лень. Разумеется, горелка отказала прямо в воздухе в самый драматичный момент, разумеется, волшебник Кречман на зеленом вертолете чуть-чуть их не схватил, но они - разумеется - В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ успели перелететь границу и свалились в ФРГ. И последние 10 минут посвящены исключительно реконструкции этого события. Жалко было в этой истории только Кречмана. Мало того, что это был единственный отличный персонаж, так еще и режиссер-пидорас вырезал сцену, где он объяснял свои мотивы службы государству. А служил он, между прочим, из-за отца-ветерана, пострадавшего от нацизма. Но конечно, на хрена это надо, раскрытие персонажей - затянуть на полчаса свое говнокино штампами триллера куда важнее!
Заканчивается все это уныние такой же жизненно необходимой сценой - спустя много лет, в 1989 г., Стржельчики смотрят по телеку о падении Стены и объявление об аншлюсе единении Германии, причём телека нам не показывают. Ветцели от радости решают под красивую музыку слетать на частном самолете домой в Тюрингию, проведать родителей. Очень романтично. Кстати, в реальности они никуда не поехали, а так и остались жить в западной Баварии а родину послали на хрен. И в конце идут титры с фотографиями для создания впечатления документальности этой истории. А что стало с Кречманом - мы так никогда и не узнаем. Надеюсь, он потом им отомстил в духе лучшего творения другого немецкого киногения, Уве Болла - "Рампейдж". На этом наш ГДРовский нуар и заканчивается.
ХЭППИ-ЭНД!!!
Ладно, теперь вкратце итоги. Фильм, само собой, расхвалили прикормленные немецкие критики - но я не критик, меня не купишь. По части клюквы фильм очень сильно разочаровал. Реконструкция ГДР получилась весьма убедительная, ляпов незаметно. Ничего особенного, конечно, это нынче все киноделы умеют делать - но приятно было посмотреть. Обличение зверского режима режиссер тоже успешно провалил. Никаких зверств и ужасов жизни в ГДР не показано, кроме закрытости страны, жуткой боязни гэбни и шаблонного убийства на границе. Может, мне теперь американским бутлегерам посочувствовать или сицилийской мафии? Впрочем, это давняя традиция таких фильмов. В "Побеге из Восточного Берлина" и
"Пересечении границы" тоже про мотивацию перебежчиков и обличение ГДР ничего толком не было. Так или иначе, дело уж точно было не в бедности - зарабатывали перебежчики вполне выше среднего по стране, а про Швабоду известно исключительно с их слов. Впрочем, Хербиг, видимо, так и не понял, как это может быть - жить в "социалистическом аду" и прекрасно себя чувствовать. Чего вы от весси хотите.
В остальном - фильм мог бы быть хорошим, потому что актеры играют, пердеж эффектный, да и оператор фильму достался отличнейший. Но вместо драмы наш недокомик вздумал лепить подделку под триллер, ради чего использованы все возможные приемы, планы, ракурсы, движения камеры, звуки, музыка, сюжетные обманки и прочие штампы, взятые у классиков типа Хичкока. Особенно много их взято из процедурных нуаров - одних только "голландских углов" здесь столько - где надо и где нет, - что из них небоскреб можно сложить. В итоге режиссер предсказуемо сильно пересолил: триллер занимает 146% хронометража, не давая расслабиться зрителю ни на минуту, что полностью рушит саму концепцию триллера, где саспенс и расслабление должны чередоваться, а не давить на уши пердежом а-ля Циммер до самых титров. При этом полностью похерены оригинальность сюжета, удобная динамика действия и даже все образы персонажей, которые представляют из себя голимые картонки. Выглядит все это как стопроцентнейшая штамповка, старательно исполненная фанатичным неофитом, пришедшим в жанр. Я не требовал квалификации "Шпионского моста", конечно, но и планку хотя бы древней
"Энигмы" (1983) режиссер не потянул. Да даже "Взрывная блондинка" как триллер о ГДР была оригинальней, хотя тащем-то это боевик от создателей сценарно несложного "Джона Уика", а не триллер. А больше, окромя тупых семейных истерик, тут ничего и нет.
И само собой, режиссер сознательно накрутил соплей в свой социалистический триллер, сильно сгустив краски оригинальной истории. В реальной жизни Стржельчики и Ветцели вовсе не встречались конспиративно - они вместе работали на заводе и отлично друг друга знали, и закупали материал вместе. Не было никакого соседа-штази, не было никаких попыток забрать осла-Гюнтера в армию (какая, нахер, армия, он уже спокойно отслужил), не было опознания Штази подозреваемых в последнюю минуту, не было погони на опережение - зато были полтора года подготовки и целых три попытки побега. Но это все, конечно, художественные преувеличения для большого интереса к сюжету. Которыми Хербиг распорядился весьма посредственно. Причем он явно не особенно парился - почти вся фабула фильма нехитро списана с диснеевского предшественника - можете убедиться по обзору - а потом на нее тупо накрутили штампов триллера. Интересно, он и в школе так списывал?
Короче, сделано - как триллер - квалифицированно, на 6-7 баллов из 10. Но только в техническом плане. А в остальном это скучноватая и очень избитая история, которую растянули на два часа, и даже блестящий визуал оператора не может это вытянуть. Хербигу советую не валять дурака и снимать нормальные комедии, их нынче не хватает. А голубые шарики, которыми он махал в фильме в тщетных потугах создать образный ассоциативный ряд, может подарить своему дружку Хаусману аналогичного цвета - ему уже терять после своей клюквофраншизы нечего.
Click to view