«1983»: TOTALITARYZM Неполжечи Посполитой!

Feb 15, 2020 09:49




"Правда - единственное оружие, которым человек может сокрушить богов" (с)
Один из героев сериала - лжец, убийца и обманщик.
Вы заметили, что в последнее время вокруг стало уж больно много сериалов об альтернативной истории и параллельных исторических реальностях? "Обратная сторона Луны", "Человек в высоком замке", "Бегущий по лезвию 2049", "Двойник"... И вот очередной образец на необычную тему - 8-серийный польский сериал-антиутопия "1983", в котором сохранилась Польская Народная Республика. И это первый польский сериал, проданный сервису Netflix! А все потому, что автором его является Агнешка Холланд - знаменитая режиссёрша, которая сбежала от режима за границу еще в 1981 г. и до сих пор на Западе снимает популярные ленты с именитыми актерами, отстаивая идеалы свободы, капитализма, клерикализма и прочих хороших вещей. Понятно, что я практически вынужден был оценить накал неполживщины и рукопожимания в ее сериале о родной Жести Посполитой. И сегодня я подробно расскажу вам о творческом почерке Агнешки... Первоначально предполагалось сделать обзор забавным, но я в итоге устал и у меня мало места, так что он сугубо информационный, посерийного пересказа не будет.

ПрологЪ. 1983 год. Будничная сцена в социалистической Польше, которая сразу настраивает на нужный лад. В застенках местной гэбни, Службы Безопасности (она же СБ) чекист пытает какого-то верующего. Полупив от души веруна, польский гестаповец вышел на улицу покурить и заметил, что прямо к зданию подкатила скорая помощь. Безо всяких побудительных причин чекист рысью подлетает к санитарке, лапает её и видит, что крест явно только что нарисован. В ту же секунду машинка взрывается. Под музычку расцветают неплохо нарисованные взрывы в куче польских городов. Вот так в разгар акций Солидарности неизвестные террористы взорвали пол-Польши. Но нет худа без добра. В итоге польское руководство собралось с силами, раздавило гидру оппозиции, а заодно улучшило экономику и процветание. Какая тут связь? - спросите вы? Понятия не имею. Возможно, авторша что-то слышала о теракте 9/11 и взрывах на Дубровке - и вот итог сложных ассоциативных связей перед вами. Ну да ладно, можно подумать, антиутопии того же Оруэлла и Филипа Дика страдают большим реализмом. Во всяком случае, теперь в Польше каждый год отмечают годовщину теракта, поминают его жертв и крутят рекламу, призывая стучать на террористов.







Итак, ПНР дотянуло таким макаром аж до 2003 года. Что еще более удивительно, дотянули и СССР с ОВД - не знаю, как, это не объясняется. Может, тоже был взрыв как раз под Меченым, мало ли... О том, что творится за пределами Польши, к сожалению, говорится скупо. Во всяком случае, миру хреново. Америкосы под руководством президента Альберта Гора вместо Буша вторглись в Кувейт и готовятся напасть на Ирак. В ГДР опять протесты. В СССР кризис и... война в Чечне! Что-то подобное и в Югославии, судя по всему. А что там у хохло... эээээээээээээ, у поляков? - спросите вы? О, у Польши все просто зашибись. Правящая партия и СБ устояли у власти и привели железной рукой страну к стабильности, единству духа и вертикали власти - прямо как в другой известной сверхдержаве при одном известном лидере. Как же, хотите знать, выглядит ПНР образца 2003 года? Очень просто. Точь-в-точь как современная Польша. Совершенно современные улицы, здания, квартиры... Разве что телевизоры и компьютеры под начало 2000-х. А так даже форма у польских милиции и спецназа почти не отличается от современных. Ну, еще реклама отсутствует - вместо этого в Варшаву впихнули ряд зданий, снятых в других городах, и налепили на них советских вывесок. Тотолитарное здание СБ, например, это Центр культурных связей в Люблине, построенный над деньги ЕС.







Это влажные мечтания поляков реальные виды нынешней Варшавы.

О жизни простого народа ничего толком не сказано, но очевидно, она вполне себе неплохая. Безусловным доказательством передового развития Польши является полупрозрачный (?) польский смартфон со своей соцсетью под названием "Трахни" "Трашка". Таких в Польше уже 18 миллионов - то есть, их имеет каждый третий польский судакоед. И нет, это не анахронизм - это именно передовая технология, ее даже американцы хотят купить. Ох уж эта польская электроника... Интересно, а Болгария тут выпускает уже свои двухядерные компьютеры "ИЗОТ-2000"? И где польская ОС "KIELBASA"?





Кроме того, весь сериал проходит в пафосных офисных помещениях из стекла и бетона с передовыми на момент 2003 г. компьютерами, а офисная роскошь прет из каждого кадра. С таким передовым развитием ОЧЕНЬ СИЛЬНО контрастирует то, что три четверти польского автопарка составляют старые-добрые машины 80-х - Полонез, "Малыш", Нива и прочие ведра. А особенно восхищает, что в 2003 г. польское руководство поголовно ездит на... Волгах ГАЗ-24. Да, даже не на черных ГАЗ-3110. Причем вместо альтернативных автономеров там обычные, под евростандарт - только край заклеили польским флажком. Ну вы поняли, блестящая стилизация и огромный бюджет...





Но не переживайте, где-то на пятой серии авторы... просто плюнули и стали тупо лепить в кадр современные машины. Короче, все как в других шедеврах альтернативы, типа "Человека в высоком замке", где нацисты и японцы в 1960-х бегают в форме времён войны и с более поздними машинами, или "Обратной стороне Луны" с "Чернобылем", где даже над этим не парились.







В Польше остался от соцпрошлого и злобный тоталитаризм. Ежеминутно сопротивленцы жалуются на власть Партии, причем безличной, как у Оруэлла. При этом партийцев почти не показывают. Едва ли не единственный - это Владислав Лис, местный то ли генсек, то ли министр, я не понял - короче, главный партайгеноссе Польши. А где Ярузельский и Валенса? - спросите вы? Понятия не имею, ни один реальный политик того времени вообще не упоминается. Но главный институт общества это даже не Партия, в которой, кажется, вообще никто не состоит - а СБ. СБ это настолько могущественная сила, что выше ее только Господь и Сотона. Причем если местная милиция носит немного измененную форму реальной полиции, то СБ - вообще какие-то карикатурные ч0рные мундиры, да еще и с историческими петлицами, как при Пилсудском. Вся информация в Польше предоставляется только согласно уровню допуска - а выясняется он автоматически, служебной картой по сканеру. Особенно порадовал эпизод, когда местный мент пришел в библиотеку и по спецдопуску попросил секретные документы. Вот точь-в-точь как в "Чернобыле" от HBO!



И все бы ничего, вот только несмотря на завывания героев о ТОТОЛИТАРИЗЬМЕ!!! - его присутствие в фильме, за исключением СБ, вообще не ощущается. Ни пропаганды в СМИ в режиме 24/7, ни обязательного членства в партии, ни врывающихся в дома гестаповцев, ни поголовного стукачества. Из притеснений СБ упомянуто всего ничего. Во-первых, Партия и лично товарищ генсек почему-то запретили Адама Мицкевича - это как если бы в СССР запретили бы Пушкина. Также запретили Оруэлла и на какой-то хрен... "Гарри Поттера". Почему его, спросите вы? Понятия не имею. Может быть, авторша чё-то слышала о том, что в СССР не печатали "Властелина колец" - и вот результат сложных ассоциативных связей перед вами. А то, что его печатали в Польше аж в начале 1960-х, а нынешнего "Гарри Поттера" свободно продают не только в Китае, но даже КНДР - не суть важно.



Ну, по сути, этим террор гэбни и ограничен, если не считать пары налетов на местных сопротивленцев. Но есть нюанс. Сопротивленцы в лице аж пяти с половиной рыл под пафосным псевдонимом "Легкая бригада" крайне обозлены на СБ - видимо, за Гарри Поттера. Какими-то окольными путями они выходят на парня в аппарате правительства, который как раз сопровождает свое руководство во время визита в Москву. Улучив момент, он, чтобы свинтить к сопротивленцам в туалет, изображает тошноту. Реплика начальства: "Все нормально, я тоже чувствую это каждый раз, когда думаю о русских". Дружба народов, ага. Оказывается, паренек должен взорвать самолет с генсеком (sic!). Проблема в том, что генсек на самолете не полетел - хитрый, сука, как Кастро. Товарищи хотели все откатить, но их лидер Офелия произнесла горячий спич и таки сагитировала дуралея пожертвовать жизнью во имя БОРЬБЫ С ТОТОЛИТАРИЗЬМОМ!!! Да, не зря же ее в честь той полоумной идиотки у Шекспира назвали... Ну и до чего они досопротивлялись? До уха от селедки. Во взрыве под Москвой погибло до хрена шишек Польши (аллюзия!). В итоге теракт замолчали, а к успеху пришел новый министр госбезопасности с говорящим именем Николай Троян (аллюзия?). Причем все персонажи картинно удивляются этой новости, потому что о катастрофе и новом министре по телевизору сообщать явно никто не собирается. Ослу ясно, что вся эта схема курировалась СБ с самого начала. В итоге СБ вводит своих легионеров в МВД - и вообще, проводит ползучий госпереворот. Даже сам генсек, союзник Трояна, в ахуе, потому что какие-то сраные СБшники довольно нагло с ним говорят, ссылаясь на защиту интересов государства.





Ну, а теперь более подробно о сюжете - и это будет тяжелый рассказ... На самом деле сюжет здесь в лучших традициях говносериала "Человек в высоком замке" (да, он говно, и меня ниипёт ваше мнение), сложный и многомерный... Точнее, путанный, скучный и тупой, потому что в нем до хрена бессмысленных сцен, ответвлений и затянутости. Достаточно сказать, что в сериале аж 130 персонажей, но лишь пара десятков от силы работает на две или даже три основные сюжетные линии! При этом штампами они пересыпаны как булка маком - я далее это буду отмечать.

Начинается все с того, что у себя на квартире повесился какой-то мелкий художник, видимо, не вынес счастья жизни при социализме. Все походит на самоубийство, но опытный следователь Анатоль Янов понимает, что таких самоубийств нынче слишком много. Янов - кстати, единственный, кто хоть немного интересен, да и то, потому что он воплощает известный образ "плохого" копа-скептика (ШТАМП!!!!). По ходу довольно мутного расследования выясняется, что художник работал на сопротивленцев, и его любовницей была лично психованная Офелия. Она тоже горюет по любовнику, которому даже позволяла делать рисунки себя с натуры, кладя на конспирацию. И да, сопротивление настолько тупое, что рисует портрет своей лидерши прямо на уличных графити. Кстати, в любовных флэшбэках раскрывается и тема сисек. К сожалению, сиськи лидера настолько же маленькие, как массовка сериала. Зато по ним можно опознать, что Офелия это роковуха Михалина Ольшанская, что блистала у нас недавно в "Матильде". Похоже, норм актриса, надо будет на нее... в смысле, ее - изучить...





Спустя какое-то время выясняется, что нашего художника действительно убила СБ. Причем втайне - это сделал местный киллер-уберспецназовец польского геСтаБо Камиль. Он, точь-в-точь как герои вермахта, просто выполнял приказ лично Трояна, потому что художник был связан с ним (то ли предатель, то ли двойной агент, я не понял) и слишком много знал (ШТАМП!!!).



Вторая линия связана с молодым блондинистым поляком по имени Кажетан Сковрон. Казик - типичный молокосос. Взращен лично Партией в лице бабушки-партийки. Родителей потерял в теракте 1983 г. Стал лицом всех потомков жертв благодаря фотогеничной внешности. Характер идеалистический, наивный. Беспощаден к врагам Польши. Имеет (пока только в хорошем смысле) девушку Каролину, дочь генсека-Лиса, благодаря чему вхож в его дом - диктатор ему как отец (ШТАМП!!!). Поступил на юрфак, дружит заодно и с местным преподавателем, который похож на Деда Мороза с похмелья. Собственно, с этого все и началось. На экзамене Дед Мороз произносит перед ним длинную и мутную речь о справедливости. Понять её тяжело, но не удивляйтесь. Сериал характерен тем, что там вообще почти все не умеют нормально общаться. Регулярно персонажи начинают говорить настолько пафосными и многозначительными речами с использованием псевдофилософии, что даже "300 спартанцев" и "Джон Уик-3" на этом фоне глотают валидол. Эти речуги сильно затрудняют понимание сюжета, также как темно-чернильная картинка, безликость персонажей и удивительно малое количество событий, при том, что каждая серия идет не меньше часа.

Итак, Дед Мороз приглашает к себе Казика домой и с тонкостью рельсы намекает ему на какое-то старое судебное дело, которое когда-то вёл. Оно было об убийстве целой семьи, причем дедуля намекаэ, что осудил невиновного. Подробно Казик не узнал, потому что Дед Мороз вздумал прогуляться с собачкой ночью, и его сбил польский Полонез (ШТАМП!!!!). Убийца, его бывший студент, был потом найден через несколько серий, но его скоро убило сопротивление, застрелив в лесу из Глока (!).



Казик начинает рыть землю носом в ходе расследования... ну, точнее пытается. Потому что, как и у других персонажей, большая часть его похождений сводится к ходьбе и пустословию. Например, вся линия его отношений с девушкой Каролиной сводится к тому, что они гуляют, говорят ни о чем, плачутся, смеются, катаются на машине и катере. Как вы понимаете, в этом Агнешка тонко следовала величайшей романтической саге в истории культуры под названием "50 оттенков серого". Что смешно, когда Офелия узнала о Казике и решила переманить его в Сопротивление, началось ровным счетом то же самое. В частности, чтобы избавить его от гнусного влияния Партии, девка притащила его в несанкционированный клуб, где парень ловил глюки в ходе артхаузных приемов режисСЁРШИ. Она это любит. Там и Янов такие же ловил, когда без гулял по вьетнамским борделям и пялился на тантрические танцы плоскогрудых азиаток.

Несмотря на все это, Казику удалось все-таки добыть в бумагах Деда Мороза, оперативно изъятых сэбнёй, фотографию, сделанную на отдыхе какими-то польскими шишками осенью 1982 г. Пытаясь докопаться до правды, он входит в союз с Яновым, но дело как-то не клеится - то Казик гуляет с девкой треть серии, то Янова похищают местные вьетнамцы на "буханке".



Да, вьетнамцев в этом сериале очень много. В местной вселенной ПНР активно взаимодействует из всех стран по соцлагерю не с СССР и даже не с Китаем, а почему-то именно с Вьетнамом. Даже ухитрились проложить железную дорогу "Варшава-Ханой" (ШТА?!!). В Варшаве даже показывают по делу и без вьетнамский квартал, хотя выглядит он довольно уныло, выдавая с головой польский бюджет. Вьетнамец работает и в сопротивлении, а один типографщик даже благодарит поляков за их (цитата!) "истинно христианское великодушие". Зачем все это сделано - непонятно, вьетнамские рабочие действительно жили и живут в Польше, но с таким же успехом их тут могло и не быть. Возможно, это сделано для очередных натужных параллелей с "Человеком в высоком замке" и "Бегущим по лезвию".





Тем не менее, важную роль играет вьетнамский авторитет по кличке Дядя. Это беспринципный мафиози, действующий под прикрытием бизнесмена, который служит и нашим, и вашим (ШТАМП!!!). Продает оружие Сопротивлению исключительно за ЭсКаВэ, ездит на пиндосской машине, которую лично нашел на свалке у Сайгона, сотрудничает с властями. Янова похитил лично он, потому что боялся, что художника раскололо СБ. С Яновым у него вообще теплые отношения. Настолько теплые, что он вообще безо всякой причины ему выдает разные секретики. Например, он троллит его, что именно ему, Дяде, доверили следить по смартфонам за гражданами Польши с помощью своих гастарбайтеров по удобным польским компьютерам, треугольным, как сыр. Еще и издевается - мол, слушаем мы ваши речи, как Starszy brat у Оруэлла, и видим, что плевал хваленый польский народ на свободу и демократию.





Постепенно выясняется главная интри-и-и-и-ига! Оказывается, что на фотографии из 1982 г. в основном мертвецы - как жертвы теракта, так и жертвы, связанные с тем делом Деда Мороза... И сам Дед Мороз там же, и теперь он мертв... Вся эта жутко важная и секретная интрига раскрывается уже в пятой серии. Окольными путями сопротивленцам-легкобригадирам удается узнать жуткую тайну, лежащую в основе ТОТОЛИТАРНОГО REŹIMA! Оказывается, тогда, в 1983 году, теракты, которые послужили предлогом для завинчивания гаек... Нет, ну ослу понятно, что их организовала СБ, это ясно. Но интрига не в этом. Главное в другом. Оказывается, перед этим эсбуха коварно выкрала детей у оппозиционеров, которых в итоге и убили во взрывах, сделав жертвами терактов и мучениками, а их детей вскормила лично Партия. Да. Да. Да. Именно это самая главная тайна режима. Тот неловкий момент, когда сериал "Человек в высоком замке" с его перемещениями в реальностях выглядит логично. И наш Казик вместе с Камилем именно из таких - неоднократно говорится, что все им в жизни дала Партия и Государство: образование, семью, работу... Надо так полагать, остальным сиротам Государство ничего не давало? Вот сопротивленцы и убивали шишек во власти, подбираясь через их лже-детишек.

О этой схеме узнает и Янов и рассказывает коллегам - он ведет расследование с их ведома против проклятой СБ (ШТАМП!!!!). Узнав о ней, его начальник ВНЕЗАПНА вспоминает, как однажды был в ГДР на стажировке, и штази рассказывал ему про военный переворот в Аргентине и о том как постепенно за несколько лет исчезли все представители оппозиции: "Мне показалось, он восхищен результатом. Но еще лучше я запомнил то, что он сказал потом. Оппозиционеров-родителей ликвидировали, а детей разместили в семьях военных, лояльных режиму. Они изменили им имена и биографии, стерли воспоминания о их прошлом" (с). И вот на основании прогрессивного опыта СБ и Партия и утвердили свою власть.





Если вы думаете, что это было сделано только чтобы лишний раз лживо уравнять коммунизм и правые режимы - то вы ошибаетесь. Все намного хуже. Весь! Абсолютно весь этот сраный сериал посвящен именно тому, что здесь изображен абстрактный ТОТОЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ. Да, несмотря на то что это якобы ПНР, с социализмом Польша тут имеет даже меньше общего, чего ангсоц Оруэлла или Арстотцка из Paper, Please. Где-то к третьей серии начинает доходить, что эта тОтОлитарная Ржечь даже не выглядит коммунистической. Про местную экономику не сказано ни слова - мы даже не знаем, плановая она тут. Ни комсомола, ни пионерии не наблюдается. Упоминается только Партия - но нигде не говорят, как она называется. При этом генсек живет как буржуй и презирает русских, которых уже не особенно и слушает. Более того - на государственные мероприятия ходит даже местный католический кардинал или как там его, который читает речи в честь жертв теракта. Разрыв мозга, когда он восходит на подиум под распевание на польском "Варшавянки" за кадром! Скажите еще спасибо сценаристу, это какой-то безвестный пиндос из Миннесоты, который до съемок был с Польшей знаком только благодаря женушке брата, потому-то и пшекского колорита тут так мало. Не верите? Так этот долбоёб в интервью ухитрился "Варшавянку" из этой сцены назвать "коммунистической песней" - комментарии излишни.

Да, еще под конец проходит многозначительный разговор Трояна и Лиса: "На их месте могли быть мы 20 лет назад" "Между нами большая разница. Они были движимы ненавистью. А мы любовью" "К власти?" "К Польше" "И когда мы успели потерять её?..". Блистательные диалоги, правда? О национальном духе, о государстве и народном единстве, о скрепах здесь вообще говорят постоянно. Короче, от ПНР тут только название и старые автомобили - по факту перед нами шаблонный облик правого тотолитаризма, который держится исключительно на гэбне, партии и конформизме (ШТАМП!!!). Более того - это настолько ТОТОЛИТАРНЫЙ ТОТОЛИТАРИЗЬМ, что при нем даже СОЛНЦЕ НЕ СВЕТИТ!!! Весь фильм проходит исключительно в чернильно-мутной темноте, наложенной на экран, даже когда снимали очевидно на солнце.











Эмблемы REŹIMA! Даже орел тут какой-то... пикселизированный.



ТОТОЛИТАРНАЯ эсбуха изредка зверствует ради поддержки формы. Зверства выражаются в том, что по окрестностям иногда гуляет ее ч0рный спецназ в количестве примерно 10 штук особей. Однажды напал на какую-то очередную сходку сопротивленцев, полупил всех дубинками, Казика задел. Еще ментов местных нагнул и парочку арестовал. Ну, и Гарри Поттер, конечно. Даже за смартфонами не следят, дебилы - на вьетнамцев сбагрили. Что и говорить, тоталитарненько. Не хуже, чем в современной Америке или Россиюшке.









На этом фоне полностью выносит мозг другое - линия с военным заговором в местном Генштабе. К полному ахую зрителя, местный Генштаб внаглую носит довоенную форму, как при Пилсудском - более того, портрет Пилсудского висит в Генштабе и никого не удивляет! Линия с военным заговором - это отдельный отжиг. Генштаб, точь-в-точь как Сопротивление, поверил в некий террор гэбни, решил устроить переворот и снюхался прямо с американцами в Кувейте! Серьезно, прямо из Кувейта, даже не сняв камуфляжку, в Варшаву прибывает какой-то там генерал Пиндостан, которого встречает лично глава Генштаба Казимир Святобор с рожей польского Шварценеггера. Чтобы задобрить благородного американского друга, поляки с широкого плеча сразу отдают ему весь ядерный арсенал Польши, который они ухитрились создать еще в 80-х, что и обеспечило им реальный суверенитет от Москвы! Чтобы повысить градус польской клюквы, генерал Святогор... Святобор - даже сравнивает ядерный арсенал Польши с крыльями польских гусар. Странно, что не действием краковяка.





А что польские вояки не отдали прекрасной Америке из бомб - то продали Ирану (на минуточку, врагу Америки), и на вырученные деньги купили... нет, не водку с краковской колбасой, шоб отпраздновать, а несколько танкеров нефти. Это на случай блокады со стороны СССР после переворота - уверен, эти танкеры позволят Польше продержаться до помощи Запада, точь-в-точь как это произошло в 1939 году! Гениальный сюжет, как видите, и КОНЕЧНО ЖЕ, он не сперт с заговора из "Человека в высоком замке" (ШТАМП!!!). С этой линией данного опереточного заговора связан второстепенный сюжет. Данные о заговоре тырит напрямую для США (или какой-то из других капстран, я не понял) засланный казачок, рыжеусый адъютант. Доставляет, что данные он переносит на диск от "Парк Юрского периода". Диск должен передать американцам отставной польский ветеран Чечни. Да, в этом странном мире польские их-там-неты на кой-то хрен воевали с русскими в Афгане и Чечне. Как это вяжется с тем, что Польша даже при национальном тотолитаризме является официальным союзником СССР и противником США - я не знаю.



Потом этот адъютантик еще общается с какой-то американской журнализдкой, которая приперлась в Польшу из Кувейта - он надеялся свалить на Запад. Этого там много, но это не интересно. Веселее то, что диск сперли агенты KGB. Это ровно два человека - тощая страшная баба с ножом и щетинистый жирдяй. Оба говорили с польским акцентом и устроили явку в местной церкви. Были на экране аж три раза, оказав на сюжет такое же судьбоносное влияние, как переход Луны в созвездие Рака.



Интересно, что заканчивается линия заговора... ничем. В последней серии Святобор-мухомор грустно смотрит на адъютантика и говорит, что ПРОЗРЕЛ! Оказывается, лечь из-под одной империи под другую - не выход, ведь новый хозяин... Нет, не ограбит польский народ, на который военным явно плевать... Он истребит НАЦИАНАЛЬНЫЙ ПОЛЬСКЕЙ ДУХЪ!!! Знаменитую польскую культуру, которая подарила миру такие шедевры как бутерброды канапки и польские киноплакаты, над которыми ржут во всем мире. И генерал то ли отказывается от такого идеально продуманного переворота, то ли нет - но TOTALITARYZM в любом случае ничего не прочухал.

А чем заканчивается основной сюжет? Да опять ничем. Вообще ничем. Сопротивленцы похитили того самого киллера Камиля, что грохнул художника, открыли тайну его происхождения, и он легко перешел на их сторону. Благодаря его данным легкобригадиры решили штурмовать здание СБ и через соцсеть "Трашка"-хренашка раскрыть Польше ПРАФФФДУ, прям не хуже чем в "Джонни-мнемонике" (ШТАМП!!!). Закупили калашей у Дяди, запутали голову Янову. Но фейл - менты под руководством Янова нащупали их явку под зданием старого стадиона. Туда сопротивленцы проходили, между прочим, по паролю на руке, на который срабатывал скрытый суперсканер (sic!). Менты приперлись его штурмовать, но их опередила гэбня (ШТАМП!!!). Завязался невнятный экшн-ералаш на скудный польский бюджет, сопротивленцы в ахуе увидели, что калаши Дядя поставил бракованные (Вьетнам, хуле) и героически передохли. Выжил только Казик, который добежал до своей тёлки и улетел из Польши на правительственном лайнере генсека. Удивлен, что во время прощания в аэропорту не было плагиата "Касабланки". Казик свалил в Америку и в итоге таки встретился с матушкой. Ну, а остальные герои, из тех, что выжили - зажили по-прежнему. Потому что ТОТОЛИТАРИЗЬМЪ вечен, аки наследие Оруэлла. Конец. И продолжения, на которое явно надеялась жадная Агнешка Холланд, уже не будет - рейтинги сериала оказались позорными даже в Польше:

«Каждый, кто посмотрел это, подчеркивает, что приятная картинка не компенсирует сценарий и жалкие диалоги. Я боюсь, что если бы сериал мог кого-то удовлетворить, то только поляков, да и явно слабо, поскольку сама режиссер была оскорблена критикой и сразу же приняла тон «борьбы с ненавистью». «1983» должен был популяризировать услугу Netflix в Польше, поощрять покупку подписки на первое местное производство с международной известностью. Это не удалось ни локально, ни тем более глобально. Массовому зрителю плевать на скучную историю о «выжившем мальчике», снятую в мрачном ключе. А польскоговорящих будут сдерживать деревянная актерская игра и любительские диалоги» (Газета Wyborcza, Наталья Шостак).

Еще бессмысленный момент: сюжет постоянно кидает нас из 2003 в 1983 год. Причем безо всякого предупреждения и логики. Вся эта линия является отборнейшей, лютой, зверской пропагандой о жутком ТОТОЛИТАРИЗМЕ при Советах. И это достойно отдельного отжига! Начинается все с того, что папашка Казика Виктор участвует в работе Солидарности вопреки протестам своей супруги Майи, работающей в спорткомитете. Среди участников встречается ветеран Солидарности, который доживет до 2003 г. и будет задвигать Офелии русофобскую брехню, что они "мирно" восстали "против Советской Империи за права человека", когда "Красная Армия сидел в гарнизонах в паре миль от нас" (с). Заканчиваются веселые похождения плохо - однажды на очередную подпольную сходку в библиотеке врывается кровавый польский ЗОМО, который люто ненавидят польские борцуны. Всех присутствующих на несанкционированном митин... сборище просто так, от балды, дубасят дубинками и сажают в КПЗ. Майя пытается найти мужа, но он исчез!





Этого мало! Вскоре кровавый режим спускает тайный циркуляр не продавать лекарства родственникам врагов народа, и нищастную Майю в аптеке оставляют с пустыми руками. Преступления коммунизма бесчисленны. А ведь лекарства нужны для Казика... или бабушки, или попугайчика (я не понял, мне было пофиг). Но еще Польска не згинела! Она находит подмогу в святом месте. В святокрылой, нимбоносной, благодатопоносной, небесоподобной и кагоропропитанной ЦЕРКВИ. Сначала священники хитрят, говорят, что в политику не суются, но узнав, что речь только о лекарствах для больных врагов народа... проника-а-а-аются... По доброте душевной местный священник отдает Майе за просто так дефицитные лекарства, которые контрабандой провозят в Польшу со всего света, в том числе даже из такой развитой страны как Гондурас (sic!). Дарит святоша лекарства нашей больной на все места Майе прямо посреди кафе, никого не боясь - польский народ любит ЦЕРКОВЬ, даже вопреки ТОТОЛИТОРИЗьМУ!!! "Не бойтесь. Эта форма действует как криптонит" (с)



Благородство и бессеребничество польской церкви безраздельно. Потом, правда, они просят об одной услуге... Маленькой такой... Надо всего-навсего провезти диссидентов через границу под видом спортсменов, для чего надо сделать фальшивые визы... Ага, всего-то... Я сразу вспомнил изречение какого-то идиота, лидера "Солидарности", примерно такое: когда мы свергли РЕЖИМ, мы не думали, что вместо демократии у нас наступит костёл... Вот и Майя, как видите, такая же, и теперь, хочешь не хочешь, а играть в "Papers, Please" с побегом в горы Орбистана надо. Тем не менее, Майя, восхищенная благородством и гуманизмом католического сопротивления коммунистическо-фашистским оккупантам, блаааародно ему помогает. И целая толпа лже-спортсменов мрачной ночью (ПРИ ТОТОЛИТАРИЗЬМЕ СОЛНЦЕ НЕ СВЕТИТ!!!!!) проезжает в "Икарусе" в новый, свободный и лучший мир, в котором не грех навсегда остаться. Включаем саундтрек из "Бесконечного лета", улыбаемся и машем.







Тем временем из заключения возвращается муженек Виктор. Он демонстрирует нотариально заверенные побои на спине, по которой явно проехал ЗОМО на броневике - а потом читает длинную сопливую речь о том, как ему было тяжело сидеть в обезьяннике, и он там чуть не умер от побоев страха. Пафос этой слезодавилки, сравнимый с древнегреческими трагедиями, таков, что я сам чуть не заплакал. В конце концов Виктор отказывается от борьбы ради семьи и... становится стукачом, предавая товарищей. Вот в этом и был глубочайший смысл сюжета - что нельзя предавать СВОБОДУ в пользу такой ерунды, как Семья... Короче, его с чекистом и взорвали в прологе сериала, а Майя выжила под взрывом (ШТАМП!!!!) буквально благодаря случаю. Далее сцена драматичная, как арест коррупционера в сауне. Майя спешно отдает дочурку на спасение знакомым, врывается в свой подъезд, подбегает к своему дому и пытается достучаться до сына! Но бабушка-партийка, хитрая как Сталин под Варшавой, баррикадирует двери, врубает по радио мрачный марш Арстотцки и отвлекает внимание внучека игрушками. Коварство коммуняк беспримерно! Пришлось Майе с рыданиями свалить из сраной Польши в святую Америку. Да, то, что я вам сейчас пересказал за три минуты, было растянуто на 8 серий в бесконечных флэшбэках о польском ТОТОЛИТАРИИИИИИИЗЬМЕЕЕЕЕ!!!!







А я отмечу только, что Агнешка Холланд сама из семьи партийцев. А еще евреев. Бабушку и дедушку по линии матери, кстати, потеряла в Варшавском гетто - а отец был подпольщиком-коммунистом. Это чё-то не помешало Агнешке сойтись с другим борцуном, Анджеем Вайдой, а потом свалить на Запад, откуда она защищала свободу и польскую независимость. Кстати, надо отдать должное ее таланту - в отличие от "правдивого" сюжета, реквизит и быт 1983 г. были весьма аутентичны. Странно, что я не слышал чё-то дифирамбов ей за это - "Чернобылю" же их пели ровно за то же самое.





Каковы же итоги этой польской правдорубной летописи? Задолго до конца становится понятно, что ценность сериала не выше чем у "Дивергента". Это всего лишь очередная попытка обличительной проповеди против абстрактного ТОТОЛИТОРИЗМА!!! Причем клятый социалистическим режим здесь до такой степени стилизован в лучших традициях либеральной пропаганды под фашизм - что абсолютно ничем от него не отличается. Этому сериалу позорно далеко до лучших произведений о борьбе с тоталитаризмом: таким как "1984", "Мы", "Обитаемый остров", "Час Быка", "Железная пята", "Дающий", "Будущее" Глуховского... Half-Life 2, на худой конец. Там был и более интересный мир, и художественные достоинства, и внутренняя логика. А у Агнешки Холланд получился тупо очень большой и унылый рип-офф "Фатерлянда", откуда вся идея и завязка спёрты подчистую. Да даже некоторые визуальные решения, судя по всему!



Технически сделано абсолютно уныло. Тягомотное, скучное действие, бессмысленность ряда сюжетных эпизодов, посредственная игра большинства актеров, невпечатляющий бюджет, ШТАМПЫ (много штампов!!!) сюжета - ну и конечно, такие гениальные режиссерские находки как темнота на 100% хронометража, полуартхаузные сцены и пафосные псевдофилософские речи вместо вменяемых диалогов.

И это только часть того поносно-унылого обличительного потока, которым так славна польская кинематография, активно гадящая на свое прошлое и чужое настоящее. В частности, у Агнешка Холланд есть выпущенный ею на Западе фильм "Убить священника" про зверства ЗОМО в Польше... Но об этом, как и о другом тоталитар-эксплотейшене поляков - я расскажу в следующий раз.

Ну, а вам, ребятки, я рекомендую смотреть нормальную польскую тоталитарно-альтернативную фантастику. Например, Станислава Лема или польский киберпанк Observer. А пока будем ждать обзора на дальнейший высер Агнешки Холланд, "Гарет Джонс", где она расскажет нам всю правду о Голодоморе. Do zdrowia! Polska STILL strong! Glory to ArsPolska!!

image Click to view

а) Кино, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up