Маккарти Продакшнс представляет: «Повадка тигра» (1957)

Jul 04, 2018 10:52





Коммунизм на кинематографическом поле Америки 1950-х полагалось бить широко - от Гавайев до Китая. И сегодня мы расскажем о ленте «Action of the Tiger» - которую обычно переводят не как «Повадка тигра», а как «Рискованная акция» - потому что найти тут повадку тигра действительно нелегко. Это почти целиком забытый англо-американский фильм по не менее забытому роману Джеймса Уэлларда, выпущенный в 1957 г. компанией MGM, который был бы никому не интересен, если бы не одно но - он рассказывает о побеге из жестокой коммунистической Албании, врага советских ревизионистов, западной буржуазии и китайских перерожденцев!



Типичная героиня приключенческих лент 50-х - грудастая блондинка, француженка Трейси Малвье (популярная в 50-х французская актриса Мартина Кароль) - приезжает в Грецию, к не менее типичному герою тех же фильмов - циничному и грубому американскому контрабандисту Карсону (ЫКОНА золотого века Голливуда Ван Джонсон). Брутальный Карсон, тут же поставив аванс на ставку в покер и выиграв, отвозит ее для разговора в свой офис - недостроенный неотреставрированный тогда еще Акрополь. Там он узнает, что Трейси хочет, чтобы он на своем судне тайно провез ее в Албанию. Услышав, что француженка собирается буквально в ад на земле, даже безжалостный ко всему Карсон поражается и рассказывает об ужасах тамошнего режима, который возглавляют злые коммунистические албанцы.




Трейси настаивает, но Карсон категорически отказывается, потому что не хочет, чтобы дама потеряла свою молодую жизнь в страшной албанской Siberia.




Однако, вернувшись в бар, Карсон застает там драку, устроенную его матросом Майком. Им приходится убегать от греческой полиции, и когда пара прыгает на борт своей яхты, то находит там Трейси: и они уходят от берега втроем. После долгих и зрелых размышлений Карсон соглашается отвезти Трейси. Всего лишь за десять тысяч долларов. Вместо пяти. Но перед этим Карсон, как галантный мужчина, отходит на берег, оставив Трейси на борту, и она вынуждена отбиваться от пьяного Шона Коннери. Да, без шуток, Майк - это одна из первых ролей Шона Коннери. Вернувшись, Карсон, конечно, благородно помогает даме...




Утихомирив Майка, Карсон заводит с дамой разговор. Выясняется, что она хочет вытащить из коммунистического плена своего брата, для чего планирует как-то связаться с повстанцами, которые живут в албанских горах. Денег должно хватить. Дамочка, - говорит Карсон, - в Албании лучше подкупать сигаретами и мылом, чем деньгами. В общем, он опять упирается, но в конце концов деньги растапливают лед сердца даже такого эгоиста, как он... И вот парочка без приключений и проблем, несмотря на запугивания Карсона береговой авиацией и судами в начале фильма, высаживается в Албании - в местечке Вошьев. Их там встречает связной Карсона с обычным албанским именем Кол Стендхо.




Услышав, что дама собирается вытащить отсюда известного политзаключенного, Кол категорически отказывается им помогать, чтобы не погибнуть на виселице, и Карсону стоит больших трудов уговорить его хотя бы помочь добраться им до города, чтобы Трейси повидалась с братом. Одновременно француженка узнает, что за грубой личиной эгоистического циника Карсона прячется благородное сердечко, мма, мма, мма, тьфу-тьфу-тьфу - он вывозит из Албании маленьких греческих детей, которых злые коммунистические албанцы похитили и отняли у родителей, чтобы взять в zalozhniki.




Итал, Кол везет иностранцев мимо блокпоста  в своем грузовике.




Часовой в шерстяной феске, которую тут носят все албанские солдаты без исключения, с напряжением всматривается в документы. Карсон уверен в успехе - все равно безграмотные албанские горцы не умеют читать.




А, так вот откуда Том Смит неграмотных милиционеров в сталинской Москве взял... Действительно, откуда при коммуняках образование!!!

Но верный долгу службы часовой не ограничился пропуском, а еще и решил посмотреть в кузов. Это было ошибкой - его тут же ножом в спину заколол иностранный шпион Кол Стендхо, равнодушно сказав: «Очередной блокпост. Такое происходит здесь все время».




Высадив парочку на дороге, Кол договаривается, что вернется за ними в полдень, а потом уезжает. И вот они идут в Вошьев - снятый, как и почти весь фильм, в Испании, а конкретно на юге Андалузии. Последнюю с головой выдает замок Кастильо-де-ла-Калаорра.




Как ни странно, Вошьев абсолютно безлюден. Во вселенной Фоллаута жизни больше, чем в этом городке. Наверно, злые коммунистические албанцы вывезли всех в Sibir. Но тут раздаются звуки органа - и Трейси находит в типичной католической церкви Албании своего горячо любимого брата Анри!




Брат содержится здесь в нечеловеческих условиях. За время пребывания в Албании он ослеп и пытался покончить с жизнью - но талантливые, как он сам признается, когда дело доходит до врагов народа, албанские хирурги спасли его молодую жизнь. Когда злые коммунистические албанцы добились всего, чего от него хотели, они бросили его здесь в этой глуши без присмотра.

Возможно, на этом месте у вас появились некоторые вопросы. Кто такой Анри Малвье и почему он так важен для албанцев? Почему он так известен, что о нем слышал даже Карсон? Почему его бросили здесь в глуши безо всякого присмотра? Куда делись все люди из города? Откуда у его сестры Трейси столько денег? Как он ослеп? И так далее.

Так вот. Возьмите у себя с полки самый большой кусок облитого водкой сала и СУКА, ВЫКУСИТЕ ЕГО!!! Потому что фильм - НИЧЕГО - ОБЪЯСНЯТЬ - НЕ БУДЕТ!!!!

Единственное, что мразь-сценарист соизволил упомянуть - ту же страшную албанскую Сибирь.




После этого Анри знакомит их со своим другом - мальчиком-албанцем с еще одним чисто албанским именем Абдул. Фильм вообще характерен тем, что в нем нет ни одного реального албанского имени. И они безо всякой видимой причины идут в гости к местной графине Валоне, которую почему-то не репрессировали и не сослали в Сибирь, и она доживает свой век в Этой Стране коз и бандитов.




Группа идет в ту самую крепость на холме, где ее встречает стойкая старушка-графиня. Она знакомит гостей со своей внучкой Марой, а потом начинает вспоминать о былых временах, до революции, когда тут были фашисты американцы. Вы пришли освободить мой народ вернуть прежний режим? - деловито спрашивает она Карсона.




Старушка - достойная предтеча Новодворской - не складывает оружия в противостоянии коммунизму и все еще рассчитывает на помощь повстанцев в горах. Выпив за будущую победу антикоммунизма, она спокойно, по-деловому просит взять в побег и ее внучку. Карсон в шоке, но его все-таки уламывают. Показательно, что весь этот тупой фарс идет так долго, что Карсон опаздывает на встречу  с Колом - но не может сказать это остальным, а те и не догадываются.




О, оказывается в Албании полно времени. Знакомо - это вам не Советский Союз, где времени нет!



Из города герои уходят на лошадях, которые чудесным образом сохранились у графини при тоталитаризме. По пути они слышат шум джипа и понимают, что это неспроста - и действительно, спрятавшись в кустах, герои видят проезжающих мимо офицеров коммунистической охранки Сигурими (но ее названия в фильме герои не знают). Тут навстречу им кто-то идет, Карсон поднимает Браунинг... но это всего лишь Абдул. Он пришел к ним, потому что... тоже хочет бежать на Запад.




Да твою мать. Такое впечатление, что тут сам Энвер Ходжа сбежал бы на Запад, только предложи.

А тем временем Кол, надев страшный черный мундир коммунистической Сигурими, допрашивает графиню, а также злобно ее пытает, ударив по лицу.




Этим Кол и ограничивается. Выслушав истинно благочестивое обещание графини, что его убьют ее друзья с гор, он возвращается к своему патрулю. Кстати, вы знали, что в коммунистической Албании чекисты ездили на ленд-роверах?




А наша группа возвращается в форт, где ее ждут дети, и готовится отплывать. Но не тут-то было! Злые коммунистические албанцы, подстерегавшие иностранцев в засаде, берут их в plen.




Но Карсону удается использовать элемент неожиданности.



Он выбивает коммунистический карабин из рук охранника, вырубает его, устраивает потасовку, и... врага застреливает Трейси из невесть откуда взявшегося у нее пистолета. Серьезно, откуда он у нее? Это не выпавший пистолет албанцев, да и раньше мы его у нее не видели.




Ладно, неважно. Пистолетик подбирает малышня, карабин берет Карсон - и все высыпают наружу. Карсон решает уходить в горы и ждать темноты. Но тут приезжают встревоженные албанские коммуняки. Аж целых два человека на том же лэнд-ровере. Карсон вступает с ними в перестрелку, и так как коммунисты в Албании тупыыыыые и не умеют прятаться на камнях, то он легко одного убивает, а другого ранит, и тот бежит за подкреплением.




Замечательно, поганые капиталисты в стране меньше дня, а на их совести уже три трупа!

Бросив лошадей, компания идет по горной тропе к греческой границе. Однако им по пути встречается охраняемый часовым мост. Как же теперь, думаете, спасутся капиталисты? Да очень просто, по тому же методу Тома Смита! Они всучивают часовому первые попавшиеся бумажки, завалявшиеся в карманах, и проходят под видом болгарских коммунистов. Тупой часовой верит, благо, Карсон даже отдал скаутский салют со словами: «Товарисч!»




«Копенкин полез в карман, но документов и никакой бумаги у него не было никогда: он нащупал одни хлебные крошки и прочий сор.
- Адъютант полка! - отнесся Копенкин к Дванову. - Покажьте дозору наши грамотки...
Дванов вынул конверт, в котором он сам не знал, что находилось, но возил его всюду третий год, и бросил охране. Постовые с жадностью схватили конверт, обрадовавшись редкому исполнению долга службы. Копенкин пригнулся и свободным движением мастера вышиб саблей обрез из рук постового, ничуть не ранив его; Копенкин имел в себе дарование революции».

Но тут у часового звонит телефон! Карсон резко выбрасывает пистолет и приказывает ему сложить оружие! Часовой колеблется, но... Настоящий патриот Албании даже перед дулом американского шпиона будет бороться до последнего! И он перехватывает винтовку! Карсон стреляет - и вот так оборвалась жизнь еще одного верного долгу албанского солдата.




К вечеру беглецы доходят до какого-то маленького селения, занимают конюшню и готовятся лечь спать. Но тут им неожиданно помогает хозяин - какой-то грек-коммерсант, который застрял здесь с войны и почему-то носит албанский национальный костюм. Он рассказывает, как держал магазин и обещает, что впереди беглецы встретят помощь, потому что тут полно греков, которые ненавидят злых албанских коммунистов.




На следующее утро он за здорово живешь отдает им арбу с мулом, и герои едут себе дальше по горам, изредка легко обманывая посты чернорубашечной Сигурими.




Так они доходят до какого-то албанца-пастуха, который, разумеется, тоже рад помочь беглецам и делится с ними ужином. Разговор идет под отвратительно снятую сцену, на которой из-за вечерней темноты ни черта не увидишь. Но тут налетают конные охранники Сигурими и наконец арестовывают наших героев! Приютившего их албанца показательно karaюt na meste. И - предупреждая вопросы - это единственный человек, который был ими расстрелян в фильме.




Пленников сажают в красненькие грузовички и везут в столицу. Те мрачно ожидают худшего, делясь с часовыми дефицитными в Албании сигаретами.




Но спасение приходит буквально из-под земли! Вдоль дороги рвутся мины (ВДОЛЬ! ВДОООЛЬ, КААААРЛ!!!), и на машины нападают повстанцы с гор!




Да, не зря албанские солдаты передвигаются тут с пулеметами Максим в кузове! (Да-да, я знаю, что это Виккерс).




После яростной схватки со взрывами и стрельбой повстанцы убивают всех вооруженных и освобождают наших героев. Их приветствует лично предводитель армии - капитан Трифон.




Капитан Трифон - это отдельный разговор. Он быстро говорит на ломаном английском с примесью французского и итальянского, увешан оружием, носит албанскую феску, немецкий монокль, итальянские брюки и американский мундир своего друга, капитана Грегори. А повадки у него - как у типичного горца.




Трифон привозит героев в горы, где тесной дружелюбной общиной живут местные борцы с коммунизмом. Познакомив всех со своей сестрой и отцом, Трифон предлагает иностранцам переодеться в албанскую одежду. После бесстыже длинной сцены, в которой он долго и кагбэ комично клеится к Трейси, которая за несколько дней путешествия по горам совершенно не повредила прическу и макияж - нас кормят албанскими плясками.




Все празднуют и гуляют. Напившийся вина Трифон откровенно домогается Трейси, пытаясь выбить у нее поцелуй. Он даже обещает жениться и рассказывает, что у его отца - две тысячи овец. А вы что, сомневались, что борец с коммунизмом Трифон - сын гнусного кулака и богача? Я - ни секунды!




Карсон все это воспринимает равнодушно, но потом по-женски хитрая блондинка начинает демонстративно сосаться с горцем. Сердце и пукан Карсона не выдержали этой страшной для каждого белого и расово чистого мужчины сцены - и он, с присущим ему тактом, бросает Трифона на землю и угрожает ему пистолетом. Очень глупо делать это на вечеринке горцев...




Однако отцу Трифона удается авторитетом старика решить дело, и Трифон уходит. После праздника он заходит к Трейси и неприкрыто угрожает, что если она не останется с ним, то он не отведет остальных в Грецию. Трейси, осознав нечеловеческую тупость сценариста трагедию безвыходности своего положения, соглашается, и Трифон берет с нее «слово офицера».

На следующее утро вся компания вместе идет дальше в горы. Повстанцы должны отвлечь внимание отрядов на равнине с помощью нападения, а сами беглецы вместе с Трифоном пройдут выше по тропе, мимо маленького блокпоста. Однако тут их ожидает неприятный сюрприз - пост оказывается не таким уж маленьким...




Тут повстанцы начинают атаку, половина поста бежит на равнину: но даже оставшихся слишком много... Карсон замечает над постом узкий уступ, откуда можно сбросить гранаты - но даже отчаянный Трифон не сумасшедший, чтобы пойти туда. Карсон вызывается сам, но тут случайно узнает, что Трейси должна остаться с Трифоном. Пострадав и похныкав, герои перестают обниматься, и Карсон все-таки долго и нудно лазит по горам, изображая опасность. Остро не хватает песни Высоцкого «Если друг оказался вдруг» за кадром - на динамику ложится идеально. Выкуси, вонючий «Скалолаз» со Сталлоне, вот как снимать надо!!!

Наконец, повстанцы уходят, солдаты возвращаются на пост. Ну все, пошли, - равнодушно говорит герой-с-дырой Трифон, но Трейси истерит и требует от него сдержать свое слово офицера! Горская гордость берет свое, и Трифон отправляется за людьми, чтобы сдержать слово! В это время и Карсон вынырнул буквально из камня! Он пробирается опасной тропой, буквально по отвесной скале. Но внезапно из ниоткуда взявшиеся камешки, которых раньше не было, сыпятся прямо на пост и с третьего раза таки привлекают внимание злых коммунистических албанцев. Trevoga!!! Капиталисты на склоне! Огонь из всех орудий!




Боже, никогда раньше не видел, чтобы стрельбу из Максима изображали газовой горелкой.




Карсон спасается, вжавшись в щель. Тут налетает и Трифон, и Карсон бросает несколько гранат. Трифон тоже уничтожает расчет броском гранаты - но перед этим его смертельно ранит коммунистический Максим. Дело сделано, блокпост уничтожен, очередные коммунистические албанцы убиты - но и сам Трифон погибает. Он долго гордится перед смертью, как уничтожил пулемет, просит монокль и после долгих, трагичных и нудных-нудных-нудных диалогов наконец кончается. Удрученные иностранцы молча оставляют его тело на съедение орлам и уходят.

Но все самое плохое уже позади! Герои наконец выходят в свободную, демократическую Грецию, где, правда, в те годы была правоавторитарная монархия с жестким контролем публичной политики и коммунистов там беспощадно убивали - но их не жалко.




Но... вы же не думали, что все закончится так просто? Оказывается, что ПОСТ ПОДСТАВНОЙ, МУ-ХА-ХА-ХА-ХА-ХАААААААА!!! К героям выходят чернорубашечники и довольно показывают им настоящий пост вдали, а потом грузят их в лэнд-ровер и американский виллис и увозят через полстраны обратно, в форт на берегу моря. Хе-хей! На колу мочало, начинай с начала!

Там Кол, угрожая жизнями детей, приказывает Карсону приманить Майка с яхтой к берегу, чтобы захватить судно. Карсон через силу соглашается, бросая обвинения Колу: «Так ты верный служака НКВД?» А чего ты хотел? - отвечает тот, - мало того, что ты нарушил обещание, так еще и сколько людей погибло? И ведь согласитесь - не поспоришь!




Казалось бы, все, конец гнусным империалистам - и хэппи-энд. Но - не тут-то было! Кол оказывается... перебежчиком, который ТОЖЕ хочет бежать на Запад! И даже притащил с собой двоих своих детей, потому что больше не мог рисковать! Сука, я же говорил, тут даже чекисты будут рады бежать! Отослав подчиненных, Кол переодевается, отводит Карсона с остальными на причал, но - какая ирония! - их разговор услышал верный и идеологически стойкий подручный Кола, который понял, какой у него замечательный шанс пойти на повышение.




Он отнимает у Кола пистолет и приказывает продолжать спектакль. Трейси рыдает и просит хотя бы дать попрощаться с детьми. Комиссар милосердно дает минуту. А все мы знаем, чем заканчиваются такие приступы благородства у коммуняк в таких фильмах: разумеется, в тот самый момент, когда режиссер возомнил, будто мы поверили, что героев ничего не спасет - давешняя малышня дает тот самый пистолетик, которая носила несколько дней. Трейси рыдает от счастья и скрыто передает его Карсону. Тот берет с его помощью комиссара в плен и как будто по плану загружает всех в яхту, пока злые, но очень тупые коммунистические албанцы на обрыве в замешательстве.

Конечно, по закону жанра, комиссар вырывается, раздается выстрел, Кол падает раненым и женщины его спешно утаскивают на яхту, Карсон, остреливаясь, кричит: Майк! Майк! Уходи с баркаса! Полный вперед! - а потом падает в воду. Майк дает по газам и отстреливается из Стена, не забыв убить напоследок очередного плохо пригибающегося албанца. Яхта уходит прочь, не встречая несуществующих в этой стране морских патрулей. Вот так жестокий внешне, но благородный внутри Карсон пожертвовал своей жизнью за будущее других - женщин, детей и инвалидов. Сохраним память об этом честном герое, так безвременно погибшем.

Ага. Выкусите то же медвежье сало, ублюдки. Карсон выжил! Уцепился за веревку, которая почему-то болталась позади яхты - и выжил! Под огнем целого взвода-то, твою мать. Да что там, даже Кол выжил, ему хватило простой перевязки! В конце фильма влюбившиеся друг на друга на сеновале, как это часто бывает в таких мелодрамах, Карсон и Трейси радостно - но целомудрено, потому что 50-е - целуются, а зрителю перед самыми-самыми титрами объясняют, что за повадка тигра, твою мать, тут вообще имелась в виду. Оказывается, это отсылка к «Генриху V».




Ну да, ведь не зря кино снимал британский автор приключенческих лент Теренс Янг. Да-да, тот самый, автор первых лент о Бонде с тем самым Шоном Коннери. Бывают же истории!

А что касаемо этого фильма, то он в прокате провалился - прибыль составила жалкие даже по тем временам 25.000 долларов. Даже не знаю, с чего бы это. Возможно, не всем было интересно смотреть затянутую и глупую историю о спасении из-за железного занавеса, в которой коммунистический тоталитаризм выглядит как заповедник глупых недотеп и соплежуев - из-за чего Албания буквально нашпигована нескрывающимися врагами коммунистов. А уж когда сами чекисты бегут из страны, это нельзя воспринимать иначе как убогий опереточный фарс. Фильм удивительно во многом соответствует представлениям других горе-шедевров той пропаганды, особенно «Разорванному занавесу» Хичкока, где тоже была поголовная оппозиция, беззубость глупых чекистов, а уж беглецов из ГДР вывозили вообще целыми автобусами. Сама же Албания предстает в фильме огромной пустыней из гор с редкими вкраплениями мирных жителей и крошечных блокпостов коммунистов. Сам фильм - достойный предшественник антисоветских говнобоевиков 80-х типа «Рожденный американцем», в котором кучка граждан т.н. «свободного мира» пробирается в чужую страну и убивает там чуть ли не половину представителей власти, строя из себя освободителей.

Но знаете, что самое смешное? Что по фабуле лента ДОСЛОВНО повторяет совершенно другой фильм - «Солдат удачи» (1955), где было ровным счетом все то же самое! Только вместо звезды Голливуда Ван Джонсона там была звезда Голливуда Кларк Гейбл, а вместо коммунистической Албании - коммунистический Китай! Но об этом как-нибудь в другой раз...

Бонус: желающие могут оценить, как в 50-е выглядела реальная Албания, через обзоры ее фильмов.
https://glebwiktorow.livejournal.com/221852.html
https://glebwiktorow.livejournal.com/227607.html
https://glebwiktorow.livejournal.com/460750.html

image Click to view

а) Кино, 5) Клюквоведение, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up