Венгерский "Сталин" (1992)

Dec 06, 2017 10:31



Сегодня исполняется 139 лет со дня рождения известного вождя, кователя победы, лучшего друга всех физкультурников и прочая и прочая. И почему бы не отметить это разбором самого длинного байопика о нем - трехчасовой венгерской драмы "Сталин" (1992)?

Правда, строго говоря, этот фильм нельзя назвать в полном смысле слова венгерским, так как делали его по инициативе США, а съемки шли не только в Венгрии, но и частично в России вплоть до территорий Кремля. Снимал фильм режиссер Иван Пассер, деятель чешской новой волны, сбежавший в США после Пражской весны; Сталина сыграл американский актер, обладатель множества премий Роберт Дюваль, а всех остальных героев сыграли многочисленные актеры из самых разных стран, в том числе и России. Явно российский же реквизит из советских фильмов про гражданскую войну и вообще тесное участие России привели к весьма низкому количеству клюквы. Однако фильм настолько выделяется бутафорностью, театральностью и инородностью персонажей, что определение "венгерский" характеризует его лучше любых слов. Заранее при этом прошу прощения за скомканность, поскольку фильм идет три часа и без сжатия описаний обзор здесь просто бы не поместился.

В начале фильма мы видим заснеженную Сайбирию. Сталина из ссылки призывают в обычный царский военкомат, который одновременно называется Штабом округа и Волостной управой.







Но в армию Йоську так и не взяли из-за хворой руки. Так что он так и остался в ссылке. Охотился на зайчат, жил в церквях, а также рубился в карты "с разбойниками и ворами" (с).



Далее следует голос дочери Сталина за кадром, который будет рассказывать о сабже до самого конца фильма, а на экране мелькают кое-как смонтированные кадры кинохроники, что символизируетЪ революцию. Коба едет домой в революционном паровозике встречать Ильича. Тот, прибыв на вокзал, активно изображает из себя Баскова - принимает цветочки и целует девушек.



В этой вселенной Сталин не только встретил Ленина на вокзале (чего на самом деле не было), а еще и сам прибыл одновременно с ним из ссылки, поэтому с ним радостно обнимаются товарищи, выкрикивая: "Koba!" Там-то на вокзале Сталин и положил глаз на молоденькую Наденьку Аллилуеву.

Ленин задвигает вполне революционную речь, требуя продолжать дело до конца и добиваться мира, хлеба и свободы. Далее опять следуют кадры кинохроники под очень подходящую музыку - "Вставайте, люди русские" из "Александра Невского". Ну, не Марш трактористов и слава богу.

Сталин обживается на квартире Аллилуевых, где мелькает самовар, но он, судя по современному музею в этой квартире, вполне историчен. Здесь мы узнаем, что любимой песней Сталина была "Черная ласточка", а сам Сталин утверждает, что только что принял фамилию Сталин, но для друзей он все еще Коба.

Хоп, прыжок во времени! 1918 год. Сталин вместе с Наденькой, которая стала его походной... секретаршей, едет на Южный фронт. Сталин уже демонстрирует свое ЧСВ, именуя себе в третьем лице и задавая тонко продуманные вопросы собственной подруге: "Кто тебя послал наблюдать за Сталиным? Троцкий или Ленин?"



Пара-пара-пара-парано-о-о-оя...

Дальше разыгрывается нечто из 50 оттенков серого - Сталин важно говорит, какой он молодец и добьется порядка на фронте, а Анастейша... Надя Аллилуева говорит со смесью испуга и восхищения, какой он молодец и как добивается порядка. Я маленький революционер большого секса процесса - скромно говорит ВождЪ, а потом выключает свет и хватает бабу за ее упругие талии. Пикаааааап-мастееееер! Вот так романтичная пара прибывает в Царицын, где царит типичное русское хмурое лето.





И там встречает Ворошилова. Такого обычного Ворошилова...



Сталин проходит в штаб Ворошилова, уставленный явствами, и говорит:
- Клим, я надеюсь, ты не веришь бывшим офицерам? Или веришь, как Троцкий?
- Что? Ну, Коба, он же военный комиссар и командует зе Ред Арми!
- Не говори что! Отвечай на четко поставленный вопрос! Ду ю спик инглиш мазефака?! Веришь или нет?
- Не совсем.
- Верно.
- И вообще, я считаю, что надо соблюдать революционную мнительность!
- Da. Абсолютли! Я тут уже составил списочек врагов народа из этих офицеров, забанить немедленно.
- А Троцкому докладывать?
- Да что этот поц понимает! Нам, Клим, виднее, что делать с русскими... офицерами.
- Как скажешь, Коба!
И всех арестованных офицеров сажают на приснопамятную баржу.



- Смотри, Климушка, - говорит с важным видом ВождЪ - не утопи баржу. А то мы потеряем всех. Ворошилов понимает намек правильно, и они улыбаются мерзкими ухмылками злодеев из мультиков. Люки баржи демонстративно забивают гвоздями - ин Совьет Раша все делают основательно!

Троцкий, узнав об этом, конечно, ябедничает Ленину. Вот Троцкий.



А Ленину на это так... все равно... Что и описать нельзя!



В общем, говорит Лева - либо я, либо Коба! Как же вы не понимаете, товаристчи - грустно говорит Ленин - не Троцкий или Сталин! А Троцкий И Сталин! Но Троцкий, представив себе, как они вместе с Кобой занимаются революцией, сверкает пенсне от ужаса и убегает.

Наступает апрель 1919 г. Сталин и Надя в Кремле празднуют свадьбу с жареными поросятами и шампанским под звуки гармошки за кадром. А говорят, народ в войну голодал! Зиновьев, который ради халявы приперся сюда аж из Петрограда, и Бухарин радостно присоединяются.



Маман не одобряет брака дочери, но Надя щебечет - маменька, он мой идеал! А сам Сталин вместе с Бухариным и человеком, похожим на Амаяка Акопяна Орджоникидзе, танцует. Ну как танцует... В привычной для Сталина манере - пока товарищи танцуют и прыгают, он тщательно делает вид, будто изображает очень расслабленную лезгинку. Ибо Vozhdь сохраняет достоинство даже при lezginka.



Далее начинается какой-то сраный ситком в духе "Литературных анекдотов". Пошел со свадьбы Зиновьев к Троцкому. Который жил в двух шагах от квартиры Сталина в комнатке. И говорит ему - Лева, а айда к Бухарину, побухарим... то есть, отпразднуем свадьбу Сталина. Извините, мон шер, не могу, у меня второй том Монтеня не дочитан - говорит Троцкий и продолжает, читая свои журнальчики... то есть, книжечки - заниматься... революцией...



А потом и Ильич пришел! Выпил, закусил, сыграл на баяне, пострелял в абажур, почитал вслух Апрельские тезисы Поздравил молодых, пожелал счастья и попросил не опаздывать завтра на работу, так что Коба у всех на глазах потащил бабу в спальню. Заниматься революцией... Под звуки "Сулико", которые поют на кухне таваристчи...

Отгремели бои гражданской войны. Настал 1922 год. На заседании Политбюро добрый санта-клаус Ленин предлагает создать пост генерального секретаря партии. Товарищ Сталин не возражает напыщенно говорит Сталин.



Война закончилась - говорит Бухарин. Чека (которую надмозги перевели как "милиция") должна быть под контролем! И между делом показывает шарж на Сталина.



Все смеются, Сталин тоже - внимательно при этом всех разглядывая... Смех, он ведь жизнь продлевает. Правда, не всем.

Выпив с Акопя... Серго, Сталин говорит, что ему дали в руки власть и теперь страна у его ног. И он не упустит шанса, не то что глюпий Троцкий, "король евреев". А потом начинается хвастаться своими новыми сапогами.



Да, детка, дай мне погладить твои сапоги... Сделай меня своим подчиненным в партаппарате, введи меня в ЦК!

Сталин рассказывает, как отец его пытался отдать на обувную фабрику в Тифлисе (?), но он никогда не опускался до того, чтобы продавать обувь как Гена Букин... После этого обувного сеанса маккиавелизма Сталин радуется первенцу, но тут прибегает Ворошилов и говорит, что Ленина хватил удар от этого фильма. Сталин срочно приезжает в Горки, но Ильич недоволен Кобой...



Как вы посмели допустить, чтобы Серго бил члена ЦК грузинской компартии по лицу! - говорит он. Коба делает большие глаза, финтит, говорит, что его подставили враги партии, которые хотят Ильича свести в могилу - и наконец сливает. Чтобы обезопасить Ленина от неприятных известий, он решает установить контроль за его перепиской. Задачу доблестно выполняет Каганович.



Тут подходят и Каменев с Зиновьевым, которые предлагают Сталину дружить против Троцкого. А то вы знаете, эти евреи... Вернувшись домой, Сталин по жучку в телефоне подслушивает разговор секретарши Ленина с Троцким, что Ленин просит Льва Давыдовича прийти к нему и осадить Сталина. Йоська в ярости бежит к Ленину и наблюдает, как тот перечитывает свои старые посты в интернете статьи. А что мне еще читать? - говорит он. - Ведь вы даете мне поддельные газеты и запрещаете знать о том, что происходит в стране! Сталин трусит: это, мол, все для дела выздоровления. Ленин по-прежнему бесится и наконец начинает мычать, потому что у него от злости язык отказывает. Сталин тогда материт секретаршу и уходит.

Наступает роковой день. Ленин кончается. Поэтому Аллилуева выбегает на площадь, бежит прямо до идущего к ней Йоськи, тыкается в него носом, падает, а потом, встав, начинает рыдать. Драма. Драма, товарищи.



Ленина - по идее именно Сталина - бальзамируют и выставляют в зале в окружении красноармейцев и красных знамен. Сталин спрашивает Молотова - а где Троцкий? Он опять нас продинамил? Молотов: Я ему сказал, что похороны были вчера, чтобы вы не встречались с ним. Сталин почему-то недоволен и говорит: дурак ты, Молотов - далеко пойдешь. И целует тело в губы, аки Иуда - символииииизм... А потом дает над Лениным пафосную клятву хранить его дело и тело.

Прошла зима, настало лето, спасибо Сталину за это. Пока Надя ставит цветы в вазу, Сталин говорит по телефону. Оказывается, Ленин таки пропихнул Письмо к съезду, которое необходимо теперь вскрыть. Кто же слил информацию? Не ты ли? - спрашивает Сталин супругу, больно дернув ее за ухо. Девушка, видимо, привыкла к таким любовным играм мужа, так что не особенно обижается. Тогда Сталин понимает - это же Крупская! И эти жидята, типа Троцкого... Ну, он с ними разберется. На заседании в богатом кремлевском кабинете, где собрались самые разные персонажи, от Ворошилова до Крупской, Письмо все-таки оглашают, и публика требует выступления Троцкого: "Пусть Троцкий скажет!". Но тот не решается, и Зиновьев говорит, что Ленин по болезни преувеличивал. Все опять: "Пусть Троцкий скажет!" Тогда в дело вступает Сталин и говорит речь в духе Палпатина, что грубость его идет на дело, он сам подавал в отставку, а теперь готов выполнить любой приказ и остается на посту. Публика радостно аплодирует.

К Сталину, несмотря на его большое неудовольствие, приезжает сын Яков, о котором, кстати, Надежда раньше даже не подозревала. Как водится, какой-то горец приехал в столицу учиться, и отец пытается его вышибить на улицу. Но Надежда берет Яшу под свою защиту, и Сталин вынужден это стерпеть. Он, правда, по привычке пытался на нее наорать и дать люлей, но тут оказывается, что Надя - сам беременна. И да, Якова играет начинающая тогда звезда профессионального русского в иностранном кино - Равиль Исянов.



Раиль Исянов: начало!

После этого делается резкий скачок вперед - и мы оказываемся в 1929 г. (дата за кадром). На вокзал, окруженный целой Красной Армией, привозят Троцкого, а его сынишка прыгает вокруг и орет: смотрите, высылают Троцкого, это Троцкий! Гнусные чекисты в васильковых анахроничных фуражках винтят и лупят нищастного, а Троцкого грузят в вагон лицом к стеклу и отправляют в Магадааан! в ссылку. Довольный Сталин хитро смотрит на это в отдалении из кустов авто с Молотовым.



Чо он так орет тем, кто и так это знает? - спросите вы? А просто эпизод взят из воспоминаний Троцкого, только там его везли гпушники без всяких красных полков, да еще и ночью, а кричал сынишка случайным прохожим. И ехали, конечно, все вместе.

Яков готовится к экзаменам и учит, что царь Александр I запретил пытки. Сталин тут же проверяет сына, одобряет он это или нет. После долгого пыхтения Яков выдает: пытки это плохо! Сталин только закатывает глаза - сынишка не знает, что такое БДСМ жизнь...

Сталин узнает, что в Ленинграде кто-то выпустил Письмо к съезду, и решает убрать Зиновьева и заменить его, скажем, на Кирова. А вот и сам Киров - с типичным подарком с Кавказа: шкурой самолично убитого медведя! И то, что медведь белый, не должно вводить в сомнения - он поседел от страха перед выстрелом Кирова!



Внезапно скачок в прошлое. Январь 1928 г. Сталин едет в отпуск на юг, но почему-то оказывается в Новосибирске. То, что это Новосибирск, показывает известный эпизод - Сталин настаивает перед местным губкомом, чтобы тот надавил на кулаков и собрал хлеб на благо режима. Возражающих членов губкома после заседания разгоняют те же нквдшники в васильковых фуражках. До кучи тут еще и ошивается Берия, страшно похожий на очкастого гада из "Индиана Джонс. Ковчег Судьбы". И это, безусловно, неспроста - тут ведь вообще все выглядят как карикатурные злодеи из второсортных фильмов ужасов 60-х.



Но здесь Берия добрый. Видите, детей любит... Очень.



При этом Надежде рассказывают ужасающие вещи о том, что Берия насилует девушек, а одну на себе так даже заставил жениться.



Бухарин тем временем рассказывает Сталину, что крестьяне дохнут от голода и коллективизация губит народ. Сталин не реагирует. Бухарин кричит про Ленина - Сталин игнорирует. Бухарин в итоге уезжает. Надежда прозревает и понимает, что не тому отдала она свой цветок любви. Она идет к мужу и видит, как тот ругается с Яковом, потому Яков хочет жениться на еврейке, а Сталин, как вы уже поняли, ярый антисемит. Обиженный Яков в итоге стреляется, но не до смерти. Сталин делает рожу Джина Хэкмена из "Быстрый и мертвый" и говорит: "Так никто и не доказал, что он мой сын Что за идиот, даже стрелять не умеет!"



Ой, не тот кадр.



Возмущенная Надя сваливает к родителям в Ленинград и плачется, но предки говорят, что она не может бросить мужа в сложной международной обстановке угрозы контрреволюции отечеству, при которой ее муж бьется, как лев, с империалистами. И вообще, надо думать и о семье - что будет с ней, с ее детьми, с Родиной, и с нами... Особенно, если к ним придет Берия... В общем, надо вернуться. И Надя едет в Москву на поезде, почему-то одна в целом вагоне, наблюдая по пути под апокалиптическую музыку, как красноармейцы грузят товарняки с телами умерших от голода и одновременно отталкивают от состава набежавших сюда крестьян с самоварами.



В Кремле очередной банкет. Все танцуют под меланхоличные "Амурские волны", но товарищ Сталин хочет посмотреть на то, как танцует жена Берии, и та вынуждена под пинки мужа танцевать "Tsyganochka"!



Тут приходит Надя, говорит в лицо мужу все, что видела и убегает. Вождь в шоке. Оркестр, пытаясь загладить впечатление, срочно играет "Цыпленок жареный", переходящий в "Конфетки-бараночки". На улице Надежда плачется подруге, что Сталин ее не отпустит и решает уехать, оставив подруге детей... ну, в смысле, на попечение. После завершения банкета Сталин за кадром трахает... кажется, жену Берии (нравы Кремля, знаете ли), но тут прибегает Ворошилов, Сталин идет с ним и обнаруживает тело застрелившейся Нади. Сталин делает лицо в духе "эх, не срослось" - и уходит, чтобы потом навестить уже ночью ее могилу на готичном кладбище, которому бы фильмы про Дракулу позавидовали бы.



Хотя учитывая, что в следующей же сцене Сталин под срашную музыку поднимается по золотой лестнице своего кремлевского чертога с угрожающе поднимающейся за ним тенью - этот фильм явно и так про Дракулу.

После прокрутки кинохроники и агитплакатов, которые показывают торжество злобы индустриализации, Сталина будит его дочка. "Вставай! Вставай!" - теребит она его, принеся чай. (Жаль, что это не стакан с соком и нет фирменного: "Доброе утро, папочка!") На очередном банкете, теперь в честь дня рождения Бухарина, Киров раздает всем подарки, приходит и Сталин в праздничном белом френче. Поздравив юбиляра, он отводит Кирова в зловещую тень и там кусает в шею говорит ему, что они послали к нему в Ленинград Ягоду, чтобы оградить его от вредителей и недоброжелателей. Поэтому он звонит Ягоде, который подходит к телефону по стойке смирно и прямо из душа, без парадной формы. И без формы вообще.

"СКРИН ЗАЦЕНЗУРЕН"

Вместе со всеми Сталин идет отсматривать кино для пропуска на экраны и смотрит кино чуть ли не революционных годов - ведь вождь, как всем известно, особенно любил Чаплина. А после этого он намекает Ягоде, что есть кое-какие подозрения в отношении Кирова...



А дальше понятно - Николаев кончает Кирова.



Возмущенный Сталин, приехавший в Ленинград, бьет охранников по роже прямо на перроне, приходит в камеру и начинает угрожать убийце. Кто тебе помогал? - спрашивает он. Товарищ Ягода - неуверенно говорит Николаев. Ответ неправильный, и Ягода дает разряяяяяд по башке Николаеву. Правильный ответ - Николаев действовал по приказу зиновьевцев. А если ответ будет неправильный, то у Николаева будут сняты очки в виде семьи, родителей и свободы.

После этого Сталин притаскивает в кабинет небритых Зиновьева и Каменева, проводит тухлые психологические разговоры с давлением и заставляет их признаться в контрреволюции. Благо, преступность карается сурово - Сталин напоминает про возможность расстрела несовершенолетних в СССР и намекает про детей Зиновьева: ведь доказательств, благодаря признаниям, у него полно. Под действием шантажа те соглашаются. Обещаешь, что оставишь нас в живых? - спрашивают они. Конечно, - с честными глазами отвечает отец народов.

(В следующей же сцене - застенки Лубянки): Он лгал нам! - кричит в ужасе Зиновьев, но охрана его не слушает и проводит парочку через дикие крики в камерах в расстрельный коридор, где их кончают лично Берия с Ежовым. Расстрел со смехом обсуждается кремлевскими небожителями на очередном банкете. Господи, жрет тут Сталин больше, чем в "Пирах Валтасара". Берия даже показывает радостным соратникам, как смешно ныл перед смертью Зиновьев. Берия - первый советский пародист!



Сразу после банкета Сталин говорит Ягоде, что он слишком слаб духом и не вытравил из себя душу аптекаря, так что его заменит Ежов. А Бухарин в панике кричит супруге - они убили Кенни... Кеннева... тьфу ты, Каменева и Зиновьева! Они придут за мной! И действительно, к ним тут же приходит NKVD и дает час на сборы. Но тут звонит Сталин, говорит, хей, как дела, бро? Услышав, что все плохо, он подзывает конвой к телефону и орет, что Ежов идиот и чтобы все они свалили с жилплощади, а потом бросает трубку и довольно говорит: "А говорят, у товарища Сталина нет юмора!" Сталин - первый советский пранкер!!!

Блин, почему у меня чувство, что сценарий писали по сборнику советских анекдотов? Ладно, в общем, наступает 1937 год. Сталин приходит к Серго выпить винишка и говорит, что враг не дремлет! Опасность повсюду! Серго должен настучать на Бухарина, чтобы спасти страну. Тебе надо, ты и делай - увиливает тот. Тогда Сталин говорит, что брат Серго уже на него самого настучал. И самовыпилился путем расстрела. Серго в ужасе и достает пистолет, но Сталин пафосно говорит - ты не сделаешь этого! Ведь если я погибну, страна погибнет и фашисты ее разорвут на куски, а народ разорвет за это вас! А меня история - оправдает. Так что Сталин предлагает застрелиться Серго самому. Дотянулся же проклятый Сталин - и тут все предусмотрел! Обещаешь? - точь-в-точь как Каменев и Зиновьев говорит Серго. А потом, процитировав книгу Иова о семенах зла, которую отлично помнит семинарист Коба, кончается.

Прибыв с похорон Серго домой, Сталин разговаривает с дочкой, за которой присматривают родители жены. Но тут родительница начинает возбухать - почему столько людей расстреливают и куда деваются все знакомые Нади? Может, и их, родителей, расстрелять? Сталин многозначительно говорит: "А почему бы и нет?" Мать-героиня охреневает.



Товарищ Сталин - всегда знает, как осадить тещу!

Вскоре на суде приговаривают к расстрелу Бухарина. Злобный Сталин с Ежовым наблюдают за этим свысока, с крыши собора с горгульями с прикрытой занавесом ложи. Бухарин пытается отрицать свою вину в убийстве Кирова, и Сталин понимает - а ведь Ежов-то недоработал! А ин Совьет Раша недоработки сурово наказываются. Тем более, что все его подручные были предателями - а значит, и он сам не был в стороне. Вы ж сами приказали! - охреневает Ежов. Так ты специально расстреливал невиновных, - горюет Сталин. И Ежова уводят под рыдания. Бухарина же под крики в камерах и красивую музыку выводят из застенок, заводят в камеру, где завалялся труп Ягоды, и там его лично karaet Берия. А Сталин продолжает под ту же музыку смотреть balet. И будь я проклят, если понимаю, где тут связь.



Наступает 1939 год. Фашисты входят в Польшу. Сталин говорит, что Адольфыч в целом крутой парень, но далеко ему до Виссарионовича! Почитав предсмертную записку расстрелянных, он приказывает покарать Троцкого. Яша идет в военное училище. И весьма вовремя, в следующей же сцене кинохроникой полыхает война. Сталин приходит в кабинет, где пашет абсолютно все руководство страны, узнает, что войска терпят поражения, от шока бесится, орет и требует контратак, тыкая куда попало по карте, а чтобы никто не отступал, он кричит Берии, чтобы тот поставил всюду заградотряды. Даже Ворошилов в шоке и тоже орет, что Сталин зря расстрелял столько генералов. Врубается трагичная музыка, и Сталин понимает, что ему нечем крыть. Он убегает из зала, аки Золушка с бала, и, судя по всему, оказывается в бане, где требует бичевать его посильнее веником. Сталин - первый советский БДСМщик! А потом Сталин, как девочка-няша, впадает в депрессию, бросает ухаживать за собой и лежит у себя дома, завернувшись в теплый уютный плед.



В таком состоянии он проводит 10 дней, пока к нему не приходят Молотов и Ворошилов, которые говорят - Коба, мы тебя любим. В глубине души. Где-то очень глубоко. Вернись, пожалуйста, страна просит тебя спасти ее. Сталин приходит в себя и, надев на себя костюм Супермена мундир, читает речь по радио с обещанием победить. Тут приходит Берия с телеграммой - Якова взяли в плен. У меня нет сына, - сурово отвечает Тарас Сталин. После этого опять кинохроника, что-то за кадром про Сталинград, и наконец семья Сталина собирается в самом конце войны на похоронах Сергея Сталина.



Очередной семейный сбор заканчивается очередным скандалом - бабушка ноет, что Сережа умер от депрессии ввиду репрессий, Сталин опять ругается, хамит, тыкает дочери мужем-евреем, сыну Васе тем, что он даже на поминках набухался, в общем - не семья, а зоопарк, говорит он, и с этим трудно спорить. После этого на очередном, уже стопитсотом банкете в честь освобождения, Сталина приветствуют детишки от всех советских республик в национальных костюмах.



Но Сталин и тут всех троллит и говорит, что войну выиграл не он, войну выиграл великий русский народ. И так с юмором в зал посмотрел. Зал бурно аплодирует. Сам русский народ, закутанный в лохмотья, слышит это по радио, демонстративно стоя в очередь в ГУЛАГ, который охраняет лютой зимой (несмотря на Освобождение) НКВД с овчарками.

Зимой 1950 г. дочь Сталина приезжает с сыном Иосифом к дедушке на дачу, где тот заставляет его копать огород говорит, что у него еврейские глаза, а потом гуляет с ним по парку и кормит белочек. Дочь просит освободить Аню Бухарину, но Сталин непреклонен - это враги народа, они ненадежны, так что - в сад. Далее Сталина лечит доктор Олег Табаков и говорит, что у вождя шалит здоровье с давлением, так что требуется меньше работать. Сталин, который сам Ленину говорил нечто подобное, относится к этому скептически, а заодно наблюдает, как доктор болтает с Берией. Так что Сталин проводит вечера привычно, с песнями и плясками ближайших товарищей. Хрущев танцевал гопак, Берия лезгинку, а Сталин просто ходил под музыку, делая вид, что это танец.



А потом Сталин еще раз проявляет свое знаменитое чувство юмора и говорит, что все они ему надоели и он подсыпал им в суп йаду. Все в шоке, но Сталин улыбается. Это ж шутка! Бамбарбия-киргуду! Все смеются, а Сталин спрашивает - как вы думаете, что будет без Сталина? И тишина-а-а... Наконец Сталин говорит наедине с дочкой и жалуется, что она уродилась в мать ее и обещает разобраться с этим. Но заканчивает в мягком тоне.

Наступает 5 марта 1953 года. Сталин лежит на кровати, а у его постели собрались врачи и все советские лидеры. "Пусть пострадает. Ублюдок и убийца", - сурово говорит Берия. В ответ Сталин искоса смотрит на него, и Лаврентий тут же падает на колени и начинает целовать вождю руки. Но тут Сталин замирает, и Берия демонстративно отплевывается. Тот неловкий момент, когда финал комедийного "Красного монарха" ничем не уступает по драматичности и правдоподобию.

Потом Молотов спрашивает в туалете у Хрущева - мол, подозрительно, что Берия так поздно вызвал врачей. Хрущев в ответ предлагает сообщить о преступлениях вождя, а Молотов говорит - ты что, он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой (я не шучу, он почти так и сказал). Без него мы стали бы великой нацией! - отвечает тот. В любом случае, прибегает дочурка и плачется на теле папаши, тот долго кряхтит, пердит и наконец отходит. Прислуга показательно плачется, дочу оттаскивает Ворошилов, камера уходит вверх. Завершается все это безобразие реконструкцией похорон Сталин под пафосную музыку, а на экране идут титры с кратким пересказом дальнейшей судьбы героев. А в конце нам напоминают про то, что Сталин убил десятки миллиардов миллионов советских граждан. Так что голосуйте за Ельцина помните это!



Жаль, что я не видел этот фильм в 90-е, когда он был в тренде и явно бы смотрелся лучше. Сейчас же это, безусловно, грубая пропагандистская халтура с жалкой подделкой под масштабную драматическую театральность, небольшим бюджетом и шаблоннейшими донельзя героями, диалогами и сюжетом. Вся цель фильма - это простой пересказ биографии Сталина с приписыванием ему всех грехов, которые были известны в то время. Поэтому авторы не удостаивают себя элементарнейшей правдоподобностью, реальной, а не фальшивой психологичостью и непредвзятостью высокой трагедии.

Но зато есть и плюс. Несмотря на свою однобокость и второсортность, это - безусловно, фильм исторического значения. Нигде вы больше не найдете настолько эталонный артефакт, воплощающий в себе феномен антисталинизма 90-х. Нигде вы больше не найдете фильма, который так бы скрупулезно и тщательно собрал столько стереотипов о Сталине, как верных, так и неверных, появившихся на волне 90-х - вплоть до мелких деталей. При этом недостаток фантазии авторов сыграл тут на пользу, так как они без особой выдумки и старания просто пересказывали их в рамках единого сюжета, мало что добавляя от себя. Знающему человеку фильм даже может доставить определенное удовольствие от сопоставления изображенного там с ныне установленным реальностью. А также как повод для воспоминаний о первоначальных источниках всех этих легенд и мифов; словом - как бесплатная историческая викторина о тех временах.

image Click to view

а) Кино, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up