Картина - своего рода манифестация официального восприятия феномена камикадзе если и не всей Японией, то во всяком случае патриотической ее частью. И уже только поэтому представляет интерес.
Продюсер и автор сценария - Синтаро Исихаро, ярый националист-государственник и главный антиамериканист Японии.
Два значимых исторических персонажа: Такидзиро Ониси и Томэ Торихама. Вице-адмирал Ониси, с осени 1944 года командующий Первым воздушным флотом, дислоцированным на Филиппинах, инициатор и организатор всего процесса, «отец камикадзе». Торихама - «матушка камикадзе», владелица таверны в поселке Чиран, где всю войну действовала школа пилотов, а потом расположилась главная база отряда специального назначения. Ее внук впоследствии руководил Музеем светлячков - музеем камикадзе.
Сюжет - как бы воспоминания «матушки» Торихамы с рядом исторических вкраплений.
Вот группа курсантов-пилотов, просто пилотов - еще не камикадзе, забегает в таверну перекусить по-домашнему. И восторженным мальчишкам здесь рады.
Вот младший лейтенант Бандо. Он заходил сюда курсантом, а теперь камикадзе. Просит «матушку» после его вылета сообщить отцу, поскольку сам на последней побывке так на это и не решился. И она пишет… Но до вылета. И вдовец с двумя малолетними детьми успевает повидаться со старшим сыном.
Вот младший лейтенант Канаяба привел товарища отведать полюбившийся рис с яйцами. Канаяба - кореец, но с «матушкой» он забывает об этом. Странное восхищение, учитывая реальное отношение корейцев к японцам, до сих пор не могущих забыть детали покорения Кореи. Но история реальная… Да, вся родня была против. С другой стороны, кореец - офицер. И корейцы могли добровольно умирать за давившую их империю.
Вот младший лейтенант Табато. Несостоявшаяся невеста, сказавшаяся женой. И отец, не допустивший свадьбы - потому что девушка хорошая, а сын завтра умрет.
Табато вылетал три раза и каждый раз возвращался. А в четвертый раз на только что отремонтированной машине взлетел и тут же рухнул. До американских кораблей он так и не добрался…
Вот школьницы, как могут, помогают героям-курсантам наладить быт. И собственной кровью рисуют восходящее солнце на повязках камикадзе… А вот американские самолеты расстреливают этих девчонок.
Драма на драме.
Трудно сказать, насколько картина отражает реальные взгляды тогдашнего командования на смысл камикадзе, но отношение современных японских патриотов к организации этого дела демонстрирует более чем определенно.
Американцы неумолимо теснят империю. Поражение - вопрос только времени. И адмирала Ониси озаряет идея: есть неверный путь проиграть и верный путь. Необходимо показать врагу, что Японию не так-то легко поставить на колени. Это поможет добиться более выгодных условий мира.
Главное не убить противника, а идти на смерть раз за разом. Хорошо бы, конечно, добровольно, но по приказу надежнее. И первый камикадзе - по приказу. Потому что вначале нужен гарантированный успех.
А далее - никакой особенной военной подготовки. И самолеты чиненые-перечиненые.
- Их уровень подготовки оставляет желать много лучшего - куда там в корабль попасть, и до Окинавы не доберутся. Мы обрекаем их на бессмысленную смерть!
- Это дело решенное…
Сразу после войны камикадзе постарались забыли. От них открестились, объявили воинами-неудачниками. А ведь они-то верили. Они-то отдали свои жизни. За тех, кого любили.
- Еще раз договоримся, после смерти встречаемся у второй вишни у главных ворот храма Ясукуни [в Токио, храм памяти павших и важнейшее синтоистское святилище, центр милитаристского духа]. Тот, кто попадет первым, должен будет подождать остальных. В храм мы пойдем вместе.
- Я приду туда.
А Соичи Каваи, мальчишка девятнадцати лет, вернулся с Окинавы… светлячком - как и обещал.
Плевать хотели американцы на все это геройство… Но помнит ли родина?