"Класс" / "Entre les murs" (2008, реж. Лоран Канте, Франция)

Nov 19, 2018 04:42



"Класс" / "Entre les murs" (2008, реж. Лоран Канте, Франция)

Фильм-лауреат Канского фестиваля меня бесконечно разочаровал. Большая проблема фильма - отсутствие значительных действий, и замещение их разговорами персонажей. Утомительно, скучно, затянуто.

Этот фильм не вызывает яркого сочувствия у зрителя. Скорее, создаётся ощущение, что ты просто прошёл мимо школы, даже не заглянув туда.

Возможно, фильмы про школу или класс учеников будут выигрышно смотреться только в двух вариантах:

1) раскрыты характеры учеников и основное движение фильма происходит за счёт разных судеб героев, разных семейных и социальных обстоятельств, разных жизней детей, которые волей-не-волей соединены в одно целое классом;

2) показано особое единение учеников и их активную деятельность вместе. Несмотря на то, что персонажи по-прежнему остаются разными, общая картина выглядит менее разрозненно.

Соответственно, в первом случае отклик в душе зрителя может найти история одного из учеников или учениц, вызвать глубокое сопереживание похожесть истории персонажа и зрителя, а во втором случае зритель может почувствовать себя не обязательно на месте кого-либо из учеников, а, возможно, вместе с ними, в коллективе.

Хорошим примером первого варианта структуры фильма про школу является британский сериал "Молокососы" / "Skins" (2007-2013). Присутствие школы в жизни подростков - есть, присутствие других занятий - есть. Второму же варианту структуры, предполагаемой мной, соответствуют отличные фильмы:

- "Общество мёртвых поэтов" / "Dead poets society" (1989, США, Питер Уир);

- "Улыбка Мона Лизы" / "Mona Lisa Smile" (2003, США, Майк Ньюэлл);

- "Хористы" / "Les Choristes" (2004, реж. Кристоф Барратье).

Во всех трёх вышеперечисленных фильмах есть общий элемент в структуре: закрытость. Школы в таких фильмах являются чаще всего интернатами, за счёт чего смело можно показывать в фильме сплочённость коллектива, крепкую дружбу. Дети в таких школах много времени провели друг с другом и так же пережили много событий вместе.


У фильма "Класс" нет ни сплоченности или единения, ни открытости жизни разных персонажей. Нет ни одной сцены событий вне школы, но и в школе происходят неинтересные вещи. По моему мнению, именно это является главной проблемой фильма, и именно поэтому не возникает ощущения саспенса (или, на худой конец, простой заинтересованности). Кроме того, пресловутой сплоченности нет и в педагогическом коллективе - происходит чёрт-те-что, учителя не умеют доказывать необходимость каких-либо правил или свою правоту, а единственное, что умеют - к директору отвести, интеграция между учителями минимальна.

Катерина Пономарева, творческое объединение «Вечерний кинозал»



Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"

Вконтакте https://vk.com/cinema_talk
Конт https://cont.ws/jr/cinema-talk
ЖЖ http://cinema-talk-lj.livejournal.com/
на фейсбуке https://www.facebook.com/groups/cinema.talk.ru/
в одноклассниках https://ok.ru/cinema.talk

мнение, кино, рецензия

Previous post Next post
Up