Троцкий и его бесы: вослед сериалу А. Котта и К. Статского «Троцкий» (2017 г.)

Feb 05, 2018 19:53



Сериал яркий, красивый, со звездными актерами. Но не обошлось и без откровенных ляпов: в подписях перепутаны даты Кронштадтского мятежа и переговоров по Брестскому миру, во время переговоров в Бресте немцы собираются наступать на Гродно, который и так давно уже под ними - недоглядели режиссеры, перепоручили и не проверили, сами не знают? А кураторы от Первого канала? Халтура. Досадно. Могло ли такое случиться в советское время? Хоть бы и не про Революцию? Ага, все ушло в компьютерную графику… Современный развал отечественной киноиндустрии, а заодно и образования, прогрессирует прямо на глазах.

По большей части фильм разругали - мол, и историзма ни на грош, и пропаганда (у кого за Путина, у кого - против), и увлечение в ущерб здравому смыслу новейшими кинотрендами, и вообще пасквиль.

Конечно, в столетний юбилей Октябрьской революции лучше было бы представить что-то с правоверным большевиком, а не со злейшим врагом, пусть и будущим, вновь создаваемого государства. Но с другой стороны, как ни крути, а Троцкий - ключевая фигура Октябрьского переворота, о которой почти век откровенно лгали, и одно из главных действующих лиц гражданской войны.





Биография?

Ну, ладно, революцию Троцкий совершил, гражданскую выиграл, но прочее? Он творец IV Интернационала. Это ведь колоссальная работа. А ни слова! И он идейный вдохновитель и во многом прямой руководитель наиболее мощной оппозиции лично Сталину и советской власти вообще, оппозиции, реально и очень активно шедшей к государственному перевороту. И об этом ни слова! А троцкизм, вполне оформленная социально-политическая философия, которая ведь не сама собой возникла? Тоже ничего…



Нет, это не биография.

Очередной либеральный пасквиль на советское прошлое?

Фигуры Ленина, Сталина, Дзержинского в сериале откровенно карикатурны: Ленин - властолюбивый завистливый карлик, Сталин - обидчивый тупой бандит, Дзержинский - недальновидный кровожадный палач. Прочие значимые фигуры верхушки партии… незначимы - в лучшем случае серы и никчемны. Разве что Свердлов подает некоторую надежду, но он… мимолетен.







Возможно, авторы и хотели лягнуть партию большевиков - как недальновидных разрушителей России, которую мы потеряли, к тому же развязавших братоубийственную войну. (В скобках замечу, что и ту Россию разрушили, и гражданскую развязали, и даже царя свергли не они. Но это уже другая история.) Но получилось совсем иное.

Фильм построен на разговорах Троцкого с пишущим в 1940 году его биографию журналистом и воспоминаниях Льва Давидовича об отдельных моментах своей жизни по случаю этих разговоров. То, что мы видим - это субъективное восприятие Троцким прошлого и своего в нем места. Субъективное!



Да, Ленин - властолюбивый карлик, Сталин - злопамятный бандит, Дзержинский - упырь - в глазах бескорыстного статного красавца-интеллектуала Троцкого. Вот такими Лев Давидович видел соратников. И попутчиков. Особенно в сравнении с собою, таким гениальным. Возможно, такими намеревались представить их и авторы картины - в пику шельмовавшей Троцкого советской пропаганде.



А получилась клиника.

Троцкий гениален. Но его гений за гранью безумия, к тому же отягощенный кучей комплексов. Вот такая реклама…

Ленин властолюбив? Но это Троцкий подводит Щастного под расстрел - чтобы его не заменили тем на посту главкома. И плевать на справедливость, о которой сам Лев Давыдович кричал на митингах с 1905 года. Но для себя всегда есть оправдание - революционная целесообразность: потому что Троцкий гений, а Щастный только простой герой.



Сталин болезненно самолюбив? Но это Троцкий отправляет Колю Маркина в засаду, изящно раскрывая противнику план военной операции - потому что моряк Коля имеет привычку иногда хлопать предреввоенсовета по плечу. Это не только подлость, но еще и измена, подлежащая суду военного трибунала. Таки ж Коля сам виноват: вождь не может быть другом плебею - для своей совести у Льва Давидовича всегда найдутся железные аргументы.

Дзержинский кровавый убийца? Но это Троцкий восстанавливает смертную казнь - чтобы расстрелять царскую семью и развернуть жесточайший, даже зверский, красный террор - не только в ответ на сопротивление всех несогласных с новой властью, но и в качестве превентивной меры! А то, что три четверти населения, да пусть и пролетариата, погибнет, таки оставшиеся будут жить в раю. Что там у Достоевского про слезинку ребенка? А если своего ребенка? На свалку истории Достоевского!



А еще наш герой с маниакальным постоянством спотыкается о еврейское происхождение. И ладно бы какие были болезненные воспоминания из детства, так нет же. Иррациональный комплекс неполноценности. Вот брал бы пример с Парвуса! Но нет, мучается.



И женщины, они - тоже комплекс. Вроде бы ни одна не отказывает, такой успех! Но… Но удовлетворения нет. Вот натянуть бы целую вселенную. Разом! Революция - это секс, вернее, мастурбация посредством всего мира.



Лучший мир? Когда он еще будет? Там, в далеке далеком. А сейчас нужна власть. И сила. И воля. И железной рукой загоним человечество в светлое будущее! И оно еще молиться станет на того, кто его к такому счастью привел - на Троцкого. Потому что Троцкий нисколько того Христа не хуже, а даже лучше. Кто сказал, что нельзя стать живым богом? Вопрос об объективной необходимости такого обожествления не дискутируется - ощущается Львом Давидовичем интуитивно. Вот вам и мания величия.



Троцкий мечтает о новом мире. Но что первично - стремление к новому, справедливому, лучшему миру или стремление к статусу, необходимому для сотворения такого мира, к статусу бога? Вопрос…



И с Фрейдом Троцкий отказывается поработать. Не оттого ли, что доктор обнаружит бесов?

Столько раз Троцкий повторяет, что смерти не страшится, что ради правильной цели и умереть не жалко. Но, как говорит ему на прощание тень отца, «не боится умереть тот, кто уже мертв». Таки и выходит, что вся жизнь нашего революционного гения - жизнь мертвеца. А куда живых может привести мертвец?

А вы говорите, что пасквиль…



сериал, рецензия

Previous post Next post
Up