Я долго откладывала просмотр фильма "Страшные сказки" (2015 год), боясь увидеть гламурную и поверхностную картину. Но как же я ошибалась.
Основой для сценария послужил первый в истории европейской литературы сборник народных волшебных сказок, вышедший из-под пера Джамбатти́ста Бази́ле - неаполитанского писателя, жившего в 17 веке. То есть мы имеем дело с первоисточник, из которого черпали вдохновения почти все известные сказочники более позднего времени: Шарль Перро, братья Гримм, Карло Гоцци и другие. И, как вы понимаете, это не сладенькие мимимишные истории в стиле "Диснея", где мир, выстроенный вокруг персонажа, дружелюбен, мил и гуманен, а зло очевидно и всегда наказуемо. Нет, в Средние века не было нужды для этих "сюсюканий". Суровый крестьянский фольклор, конечно, наделял волшебством разные предметы и события, но в остальном "сказки" тех лет были намного жестче и циничнее, чем современные. Потому что сама жизнь была тяжелее и страшнее.
Именно эти ужасы и раскрыты в фильме. Страх не в том, что
прилетит ведьма и превратит какого-нибудь беднягу невесть в кого, а то, что его искалечат (морально или физически) обычные люди и чаще всего - самые близкие. Безусловным врагом также являлось невежество, окружавшее наших предков со всех сторон, словно темный лес. Оно делало жизнь опаснее, потому что никто не ведал о том, к каким последствиям могут привести те или иные действия. Вместо медицины - поверья и байки, а вместо проверенной информации - россказни уличных торговок и премудрости старух. Так рождались суеверия, страхи, легенды, запреты и... чудеса.
На экране мы познакомимся с обитателями трех вымышленных королевств: Долины Туманов, Диких Гор и Одинокого Утёса. В первом живет королева, страдающая от того, что не может забеременеть, но узнав от некроманта, что сможет родить дитя, если съест сердце морского чудища, отправляет мужа на смертельную битву с монстром. Во втором королевстве сумасбродный король любовно выращивает огромную блоху, а родную дочь отдает замуж за великана-людоеда. В третьем блудливый король принимает старуху за прекрасную деву и даже проводит с ней ночь, не сразу раскрыв обмана из-за просьбы женщины потушить все свечи. Героями движет их самый сильный порок, власти которого они отдаются полностью.
Из историй можно извлечь множество нравоучений, ведь они были (да и есть по сей день) немаловажной составляющей подобной литературы. А можно просто наслаждаться зрелищем. "Страшные сказки" - ошеломительно красивый фильм, многие кадры которого до того прекрасны, что потом еще долго «витают» перед глазами подобно призракам. Старинные замки, королевские одеяния и столь девственная природа. К визуальной эстетике можно смело добавить саундтрэк - некричащий, но очень органичный и мелодичный.
Из актеров стоит отметить особенно четверку: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон Си Райли. Все известные, талантливые и уже запомнившиеся по многим фильмам. Но все равно хочется сказать, что в своих ролях они смотрятся великолепно - все черты персонажей очень точно переданы.
Еще хэппи эндов ждать не стоит, и в этом плане "Страшные сказки" намного более жизненны, чем голливудские мелодрамы. Каждый человек - заложник своих особенностей, в том числе и пороков, а наша судьба - трагичная или наоборот вполне удачная, лишь отражение нрава. Ведь все "страшности" создают именно люди: ни ведьмы, ни колдуны, ни драконы, великаны или демоны, а люди, окружающие каждого из нас.
Так что будьте осторожны: фильм противопоказан особам, не любящим снимать розовые очки. Необычный, зрелищный, с неповторимой атмосферой, красивейший, но жестокий. Фильм - наследие Средневековья и европейской культуры, так что ценителям искусства и просто хорошего кино - добро пожаловать в страшные сказки.
10 из 10
P.S. Развитие сюжетов трех историй фильма предугадать почти невозможно: настолько уже далеки от нас и непонятны старинные мотивы.