Оригинал взят у
s3tr0n в
Рецензия на "Ла-ла Ленд" (La La Land) 2017 Мюзикл считается отмирающим жанром, поэтому идея снять музыкальное кино в большинстве случаев воспринимается киностудиями в штыки. Тем удивительнее наблюдать на киноэкранах новую картину Дэмьена Шазелля, который вопреки давлению, не отказался от своей мечты и реализовал свои задумки в своей картине "Ла-ла Ленд". Стоило ли так яростно гнаться за мечтой?
Лос-Анджелес, пробка, водители сигналят и пытаются обогнать друг друга. Парень, постоянно перематывающий джазовую композицию, раздражённо сигналя, обгоняет зазевавшуюся девушку, на что получает от неё демонстрацию среднего пальца. Так начинается история знакомства Мии и Себастиана. Она работает в кафе и подаёт кофе звёздам киноэкранов, периодически отпрашиваясь на кинопробы в надежде начать карьеру актрисы. Он пианист, играющий сезонные мелодии по указке начальника, однако всей душой любящий джаз и мечтающий однажды открыть собственный джазовый клуб. Эти двое всё чаще и чаще натыкаются друг на друга в огромном городе, сводя две судьбы воедино. Она делится своими мечтами, он - своими, но чем сильнее их любовь, тем дальше становятся их собственные мечты о карьере актрисы, о джазовом клубе.
Перед зрителем проносится калейдоскоп событий, меняющих друг друга в столь комфортном ритме, что интерес к происходящему не угасает ни на минуту. Следить за развитием событий не просто интересно - это захватывает с головой. Сюжет условно поделён на главы, знаменуемые временами года - зима, весна, лето, осень - сезон не только формирует условное определение времени действия, но и является метафорой происходящих событий. Холодная зима погружённых в себя героев сменяется весенней оттепелью знакомства и следующей за нею летней жары отношений, а следом неизбежно наступает осень конфликта и нарастающего напряжения.
Фильм снят в редком нынче жанре музыкальной истории, где песни, музыка и танцы настолько удачно вплетены в повествование, что без них фильм гарантированно потеряет львиную долю своего очарования. При этом мне сложно охарактеризовать его как полноценный мюзикл - характерные вокал и хореография, с которых фильм бодро стартует, постепенно сходят на нет, оставляя лишь гармоничное музыкальное сопровождение. Спасибо российским прокатчикам, что не стали перепевать песни - перевод идёт в виде субтитров, однако качество оного оставляет желать лучшего. За попыткой творчески переосмыслить текст песни теряется смысл пропеваемых слов и зачастую он вообще не совпадает с фразой, что в данный момент поётся.
При этом хореография поставлена шикарно - наблюдать за буйством красок и образов - одно удовольствие, а отличной пластикой и чувством ритма тут могут похвастаться не только многочисленная массовка, но и главные герои. Что вальс, что чечётка удались им на ура.
Операторская работа заслуживает отдельной похвалы - фильм может похвастаться роскошными планами и многочисленными длинными кадрами во время музыкальных номеров. Визуальная составляющая тоже не подкачала - фильм снимали на широкоэкранную плёнку (последний раз такое использовал Тарантино в своей "Омерзительной восьмёрке") с характерным крупным зерном, чтобы увеличить сходство с классикой голливудского музыкального кино ("Поющие под дождём", "Шербурские зонтики" и другие). Благодаря этому фильм воспринимается этаким артефактом вне времени, намекая что история могла произойти как вчера, так и полвека тому назад. Лишь редкие звонки мобильных телефонов героев возвращают восприятие к нашим дням.
Ещё один интересный приём, на который стоит обратить внимание, это любопытная игра со светом - создатели затеняют окружающее пространство вокруг героя, выделяя его на потемневшем фоне, тем самым концентрируясь на мыслях и эмоциях персонажа - вообще в фильме довольно много крупных планов, где камера постепенно приближается к герою, давая вволю раскрыться актёрскому таланту.
А раскрываться тут есть чему. Главную мужскую роль Себастиана исполнил Райан Гослинг ("Славные парни", "Место под соснами") - вдохновлённый своей мечтой о джазовом клубе, он хранит винтажную табуретку, на которой сидел Хоги Кармайкл, фотографии знаменитых джазовых исполнителей и другие джазовые раритеты в тесной квартирке с надеждой, что когда-нибудь они займут своё место на стенах в качестве экспонатов. Он с такой страстью и огнём в глазах рассказывает о джазе, что невольно можно проникнутся его любовью к этому жанру. Приятной неожиданностью стала его самостоятельная игра на фортепиано.
Девушку Мию сыграла Эмма Стоун ("Прислуга", "Бёрдмэн") и её персонаж получился настолько выразительным и полноценным, что просто диву даёшься. Множество мелких деталей складываются в комплексную структуру, раскрывая персонажа постепенно, маленькими порциями, каждый раз раскрывая новые черты. Актриса, играющая актрису - это всегда любопытное зрелище, и Эмма, несомненно, справилась с этой ролью.
Молодой режиссёр Дэмьен Шазелл продолжает удивлять зрителя каждым своим новым фильмом. У него в послужном списке уже есть отличные "Одержимость" и "Кловерфилд, 10", и "Ла-ла Ленд" - очередная его достойная работа. Интересный сюжет с отличными персонажами, шикарные диалоги и головокружительный видеоряд, роскошная музыка и захватывающие танцы. Это история не любви, но история стремления к мечте. Мечте, которая маячит где-то в вышине блеклым светом далёкой звезды. Герои появляются в жизни друг друга неожиданно, внезапно, улетая в ночное небо привязанности всё дальше и дальше от той мечты, которую каждый из них когда-то лелеял. Сближаясь, они идут на компромисс и ставят совместное счастье важнее личного, что в конечном итоге становится камнем преткновения. Время расставит всё на свои места и свет той далёкой звезды разгорится в полную силу для каждого из них, но для друг друга они останутся лишь тёплым воспоминанием, которое разгорится ярким и проникновенным "А всё могло быть иначе" огнём, когда Она, успешная актриса в сопровождении мужа, окажется в уютном клубе, где по стенам развешаны фотографии джаз-музыкантов, винтажная табуретка, на которой сидел Хоги Кармайкл и другие джазовые раритеты, а за фортепиано будет сидеть Он.
"Ла-ла Ленд" - это проникновенная и захватывающая история о мечтах и их реализации, о том, что каждый сам определяет свою судьбу и тяжёлый выбор заставляет идти на компромиссы. Что идти за мечтой, стремиться к ней, достичь и реализовать её может оказаться ой как непросто. Что люди, с которыми ты встретился и распрощался, могут оставить как зияющую невосполнимую дыру в душе, так и тёплые, светлые воспоминания, к которым будет приятно возвращаться. Дэмьен Шазелл снял редкое нынче музыкальное кино, где песни, пляски, любовь, джаз и ускользающие мечты сливаются в роскошном зрелище, достойном пересмотра. Он не отказался от своей мечты и добился поставленной задачи.