Классика кино: "Нечто"

Mar 03, 2016 22:47



На станцию к американским полярникам прибежал пёс. За ним на вертолёте, охотились обезумевшие норвежские учёные. Один погиб при взрыве гранаты, другого американцам пришлось застрелить, потому что он угрожал оружием и пытался убить бедного пса. После этого, двое полярников отправились к соседям-норвежцам, чтобы доложить о происшествии, но оказалось, что станция соседей сгорела. Внутри они нашли глыбу льда с огромной дырой, видеокассеты с материалами исследований, обгоревшие, изуродованные тела учёных, а во дворе станции - отвратительного мутанта. Учёные забрали видеоматериалы и мутанта к себе на базу. То, что было на видео ошеломило всех - норвежцы обнаружили скованный льдами корабль инопланетян. И похоже, добрались до его обитателей. Может у соседей от находки поехала крыша? Или пёс на самом деле представляет угрозу и от него стоит избавиться?


Всё началось в далёком 1938 году, когда Джон Вуд Кэмпбелл написал рассказ "Кто идёт?". В 1951 году режиссёр, продюсер и сценарист Ховард Хоукс снял по его мотивам фильм «Нечто из иного мира». Фильм считался и до сих пор считается классическим ужастиком от научной фантастики. Но постепенно фильм перестал пугать людей. Технологии шагнули вперёд, изменились запросы потребителей и возможности кинематографа.


Спустя двадцать лет после выхода картины Хоукса, голливудский продюсер Стюарт Коэн купил права на рассказ и хотел, чтобы фильм снял его товарищ по университету, режиссёр независимого кино, Джон Карпентер. Двое друзей ещё во время учёбы думали снять свой фильм по рассказу. Боссы студии Universal Pictures, на которую работал Коэн не одобрили кандидатуру молодого режиссёра. Студия наняла сценаристов, но ни один из вариантов сценария Коэну не понравился. Проект заморозили до лучших времён.


В 1979 году вышел фильм «Чужой» Ридли Скотта. Картина заработала студии ХХ Century Fox в десять раз больше, чем на неё потратили, а зрители и критики остались довольны. Боссы Universal хотели ответить конкурентам и вспомнили о заброшенном рассказе Коэна. Тот ещё раз настоял на кандидатуре Карпентера на роль режиссёра. В этот раз студия была сама заинтересована контрактом с Джоном, ведь в 1978 году он прославился работой над фильмом «Хэллоуин».


Работу начали с утверждения нового сценариста. Им стал Берт Ланкастер. Берту не нравился ни оригинальный рассказ, ни фильм. Поэтому из истории с добрым финалом, где люди побеждают инопланетную заразу, Берт создаёт гнетущий сценарий о людском недоверии, безысходности и отчаянии. Любовь фанатов и статус культовой картина получила по ряду причин. Среди основных: атмосфера, музыка, актёрский состав и визуальные эффекты.


Атмосфера

Джон Карпентер - мастер ужасов и проникающего в душу кино. Его картины наполнены человеческими, обыденными страхами: перед смертью, перед неизвестностью, страхом за близких и за себя, боязнью себе подобного.

После Ридли Скотта, именно Джон Карпентер напугал зрителя ещё раз. Он сказал: «Эй, ребята, смотрите! События развиваются не в далёкой и выдуманной галактике, а у нас на Земле. Это не банальный монстр, что рушит города. Это не серая слизь с Альфа Центавра. Это Нечто - непонятное и неизведанное существо. Мы не знаем, что им движет, его нельзя уговорить или приручить. Он живёт за счёт поглощения других видов и кажется следующими в списке будем мы».


Музыка

В мире мало людей, которые не знают композитора Эннио Морриконэ. Своей музыкой композитор добавил картине тревоги и загадочности. Ноты врезаются в голову, дополняют нагнетаемую обстановку, усиливают накал эмоций. Такова магия мэтра - сильная, глубокая и бьющая точно в зрителя.

Актёрский состав

На то время, кроме Курта Рассела в фильме не было ни одного знаменитого актёра. Да и то, Рассел только набирал популярность. Многие из актёров не стали знаменитостями, но их лица многим любителям кино знакомы. Несмотря на отсутствие громких имён, актёрская команда «Нечто» во главе с брутальным пилотом МакРиди (Курт Рассел) может дать фору той же Рипли со товарищи.




Визуальные эффекты

Джон Карпентер не мог создать монстра на компьютере, даже несмотря на большой по тем временам бюджет в десять миллионов долларов. Технологии ещё не позволяли воплотить больную фантазию авторов. Пришлось делать как обычно - привлекать мастеров и делать Нечто из подручных материалов. В ход шло что угодно: куклы, движущиеся механизмы, латекс, желатин, оргстекло, резина, картонные коробки, радиоуправляемые игрушки, бумага, жвачка, варенье, майонез и всё, что попадётся под руку.


Над эффектами работала команда из сорока человек, во главе с двадцатидвухлетним гримёром Робом Боттином. В неё входили скульпторы, художники, дизайнеры, декораторы, гримёры, маляры, плотники, химики и Бог знает кто ещё.


Несмотря на титанические усилия и увеличения бюджета на спецэффекты в два раза, команда не успевала к назначенной дате. Дошло до того, что за два месяца до премьеры Роб Боттин попал в больницу с диагнозом «истощение». Оказалось, в последний месяц он работал по восемнадцать-девятнадцать часов в сутки.


«Нечто» не выстрелил в прокате. Непонятно почему, но фильм выпустили в один день с «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Зритель предпочёл неизвестному ужасу из космоса историю о милом потерявшемся инопланетянине. Спустя два года картину выпустили на видеокассетах и показали по телевидению. Наконец «Нечто» получил заслуженный успех и деньги. Скоро фильм стал культовым, наряду с помешавшим ему в своё время «Инопланетянином».


Достойна упоминания экранизация «Нечто» 2011 года. Режиссёр Маттис ван Хейниген - ярый фанат творчества Карпентера. Новая картина - не сиквел старого фильма, а его предыстория.


Фильм расскажет, что случилось с норвежской станцией: как учёные обнаружили корабль пришельца? Как достали космического гостя? Что произошло на станции? Почему американцы застали лишь обгоревшие останки? Каждая мелочь и догадка, показанная в оригинальном «Нечто», упомянута в новой ленте. Если картина 1982 года начинается сценой с собакой и парнями на вертолёте, то новая часть этим заканчивается. В итоге «Нечто» 2011 года - это признание в любви классическому фильму, лично режиссёру Джону Карпентеру и его мастерству.

кино, рецензия, ужасы

Previous post Next post
Up