"Малефисента" и другие современные сказки

Jul 09, 2014 04:02

Посмотрела на днях новую «Спящую красавицу» - «Малефисенту».  Сказка понравилась и мне, и племяшке шести лет.  И… вызвала множество размышлений.

Сейчас все более популярным становится этот жанр - «старая сказка на новый лад». Достаточно вспомнить невероятное количество версий «Белоснежки» («Белоснежка: Месть гномов», «Белоснежка и охотник», «Однажды в сказке», «Белоснежка и принц  эльфов» и т.д.) и кэролловской «Алисы» («Алиса в Стране Чудес» Тима Бертона; стимпанковский канадский мини-сериал «Алиса» 2009 года; «Однажды в Стране Чудес» - ну и прочая…).  Интересно, в каком ключе преломляются классические сюжеты, поскольку при всем многообразии и неоднородности постановок   есть масса общих тенденций.



Общие тенденции
Например, все без исключения Алисы в современной интерпретации оказываются взрослыми. А Белоснежки - не только взрослыми (у братьев Гримм героине было восемь лет. А принц влюбился в детский трупик. Да. К нам сегодня заходил некропедозоофил…), но и чрезвычайно воинственными и брутальными. Из хрупкой девочки, плывущей по течению жизни и идущей, куда скажут (выгнали из дворца - ушла, подобрали гномы - стала жить, велели следить за хозяйством - она готова, решил жениться принц - ее и спрашивать не надо) Белоснежка превратилась в эдакую Жанну Д`Арк, владеющую всеми видами оружия, возглавляющую, по ситуации, народы и разбойничьи шайки и готовую отстаивать свои права на королевство. Словом, Белоснежка становится хозяйкой собственной судьбы и вдобавок настоящим лидером.
«Классическая» героиня и «новые» злодеи

В «Малефисенте» меня слегка раздражала всю дорогу собственно принцесса Аврора с блаженной улыбкой клинической идиотки на лице. И только потом пришло осознание: а ведь, в принципе, как раз она осталась такой «классической» сказочной героиней - можно вспомнить и всех наших аленушек и настенек с тоненькими голосками, и всех без исключения диснеевских принцесс (стареньких, конечно - в новых 3D-мультфильмах постепенно, со скрипом, но все-таки тоже происходит трансформация героинь).  Она ведь очень характерна - и эта вечная приклеенная улыбка, и кукольная красота, и даже жестикуляция с бесконечным помаванием руками и прижиманием оных рук к сердцу.  И способность радоваться всему живому, и беседы со зверушками, и общее восторженное отношение к миру, и видение людей исключительно в черно-белых тонах.

Да, оговорюсь, я на самом деле очень люблю и советские сказки, и классические диснеевские полнометражки - это классика
жанра, это по-настоящему добрые сказки для детей. Просто дело именно в том, что сегодняшняя сказка, оказывается, очень сильно трансформировалась как жанр, и «классическая» героиня смотрится в нем уже слегка «блаженной», не особенно жизнеспособной. Примерно так, пожалуй, как смотрелась бы она… в реальной жизни. Сказка становится более «реалистичной» и «взрослой». Не потому, что из нее ушли чудеса и волшебство - это не так. Просто мир перестал делиться на «черное» и «белое», «героев» и «злодеев», у каждого появилась своя мотивация, предыстория.  Сказка все ближе подходит к «взрослому» фэнтези, порой становясь неотличимой от него. Не исключаю, что это обусловлено финансовыми при
чинами - кинематографистам нужна по возможности более широкая аудитория. Хорошо это или плохо, судить не возьмусь.

Никто не рождается злодеем, никто не считает злодеем самого себя, у каждого есть «своя правда», и именно в его ситуации каждый его поступок объясним и оправдан. Очень яркий пример такой трансформации «сказочной реальности» - телесериал «Однажды в сказке», где постепенно разворачивается ретроспектива, объясняющая мотивацию каждого, и где в итоге любимцами большей части аудитории становятся как раз условные злодеи - а у условных героев, как выясняется, всегда найдутся в прошлом собственные грешки, делающие их уже не такими идеальными.

Конечно, так происходит не в каждой сказке и не с каждым героем-злодеем, я говорю лишь об общих тенденциях. И Малефисента - не первая такая «злодейка наизнанку». Стоит вспомнить хотя бы Шрека - злого огра с болот. У моей племянницы не менее любимым мультфильмом, чем пресловутые «Винкс», были «Ангелы и демоны», где силы условного добра и зла представлялись как две стороны одной медали, между которыми должно соблюдаться равновесие. Сейчас у Любовь Петровны новое увлечение - «Школа монстров». Что тут скажешь… у нее есть куклы «Монстр Хай», действительно красивые, и мебель у них в форме гробиков. Местами розовых. У меня был культурный шок, сестра задрала брови до небес и сказала - привыкнешь, я тоже сначала офонарела…
О недостатках «Малефисенты»
Сказка снята очень красиво. Впрочем, теперь это уже не новость и не самая выдающаяся особенность для
высокобюджетной картины. Скажем, разрекламированный в свое время «Волшебник страны Оз» тоже был высокобюджетным и нереально красивым фильмом. Но… просмотр вызвал чувство неловкого недоумения. Сценарий был написан будто на коленке, с массой дыр и слабых мест, актеры играли слабо, периодически возникало ощущение, что всем им хочется спросить у режиссера - а че это мы все тут, а?

«Малефисента», в отличие от упомянутой картины, сделана на совесть. Конечно, недостатки есть.  К примеру, сценаристам все же стоило бы дать героине при рождении другое имя и лишь потом приклеивать ярлык - в качестве прозвища или «королевского» имени. Должно быть, латынь в программу их обучения не входила (Малефисента - от латинского malefica - «вредоносная», «злая»,  ну никак это имя не идет милой фее-хранительнице волшебных болот, так назвать ее могли только люди!).

Кроме того, имхо, сценаристы слишком уж сосредоточились на трансформации главной героини - и совершенно осталось непонятно, как же именно ее возлюбленный Стефан из милого и доброго влюбленного мальчика превратился в этакую
пакость. Его трансформация, да еще настолько кардинальная, осталась полностью за кадром.

Непонятным остался момент с крыльями Малефисенты. Они у нее съемные или как? Как можно не заметить и проспать, когда от тебя отрезают конечности? Ведь это не волосы все же. И уже тем более загадка - как остаются живыми и способными к регенерации отрезанные крылья. Их магию бы стоило объяснить.

Есть и другие мелочи - к примеру, загадкой для меня, непонятливой, осталось, с какой-такой целью девочка Аврора, проинформированная о своем проклятии, решила-таки самоубиться? Ведь она там не случайно укололась, а прямо-таки вдавила палец в это веретено, пока кровища не хлынула. Кто б удивлялся, что последовали сепсис и гангрена. Это она хотела что-то сказать этим или, когда раздавали мозги, она стояла за ресничками?


Потом, девочку Аврору увозили вроде как в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. Чтобы спрятать. То есть болота, лес, все дела. А она, как только в голову взбрело, моментально пешком добежала до столицы и была во дворце в тот же день. Кстати, принц, ехавший на лошади, то же самое расстояние преодолевал несколько дней, да так и не преодолел, пока его куда надо не оттащили.  Принц - дебил на хромой лошади или он просто карту дома забыл?
…и о фильме
Впрочем, некоторые недостатки общего впечатления от просмотра картины не портят.  Кстати, в детском сознании эти недостатки и не воспринимаются как таковые - сужу по своей племяннице. Она четко объяснила мне: «Потому что крылья -
они же волшебные!». Те объяснения, которых не хватило мне, ее воображение попросту дорисовало.

Анджелина Джоли сыграла великолепно - собственно, ей всегда к лицу были драматические роли. В ее трагедию веришь, ее боль видишь.  Момент, когда Малефисента осознает, что тот, кого она любила и кому доверяла, предал ее, воспользовался ее доверием и лишил крыльев, - бесконечно драматичен, до жестокости. Впрочем, современные киносказочники вообще достаточно жестоки к зрителю - в этот момент я вспомнила, как нарнийская Белая Колдунья остригала Аслана перед казнью.

Из актеров второго плана стоит отметить троицу фей - и в первую очередь, конечно, очаровательную Имельду Стонтон, очень харАктерную и яркую  (а я не сразу и признала Долорес Амбридж из «Гарри Поттера»!).

Мужские персонажи в большинстве своем довольно невнятны, несколько выделяется разве что «очеловеченный» ворон Диамаль. Впрочем, большинство второплановых актеров едва заметны за мощной харизмой Джоли.

Отдельный респект создателям сценария - за «поцелуй истинной любви». Давно лелею для одного из своих сюжетов идею - ведь столь воспетым в сказках «поцелуем любви» вполне может оказаться не поцелуй влюбленной пары. Истинная любовь - это и детско-родительские чувства, и братско-сестринские…  Поначалу я даже злилась, обнаружив, что не первая:  этот «неожиданный» прием использовался в сериале «Однажды в сказке», затем в мультфильме «Холодное сердце»… В конечном счете я поняла, что это, очевидно, тоже тенденция - идея носится в воздухе…

Самое главное, что удалось сохранить создателям фильма, - это сам дух, ощущение сказки, волшебства, ожидания чуда. Это то, ради чего стоит смотреть «Малефисенту» и за что ей можно простить сколько угодно огрехов. Детям, родителям, любителям сказок и фэнтези - рекомендую искренне к просмотру. Жалеть не придется.



фильмы-сказки, фильмы для детей, фильмы фэнтези

Previous post Next post
Up