«На западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна.
Один из последних кадров фильма, когда вокруг выжженная пустыня войны. За плечами погибшие друзья, а впереди враги и кажется, что все вокруг затихло и не будет больше страха, смертей и нечеловеческих унижений.
Этот кадр, как никакой другой, пропитан гуманистическими идеалами.
Уставшая, сухая земля, благословленная касанием жизни и рука опаленного войной человека, тянущаяся к маленькому кусочку света посреди тьмы. Это отражение мысли о том, что мир создан с любовью.
Теософский подтекст сцены подчеркивается присутствием в ней именно бабочки. Крылатое создание, как символ божественной чистоты, используется намеренно. Укрупнение плана играет свою роль, локализуя события до микромасштаба, отодвигая на задний план колоссальные размеры фронта. Приковывает внимание к маленькой трагедии божественного прозрения, конец которому кладет выстрел.
Пауль Боймер мертв, а над оставшимся без него миром, звучат равнодушные слова: «на западном фронте без перемен».
Картина глубоко антивоенная по своей сути. Она производила неизгладимое впечатление. В умах людей всего света еще жива была память о страшных событиях Первой Мировой Войны. Миллионы изувеченных напоминали о том, на что способен человек.
В воздухе эпохи застыл вопрос. На чьей стороне человек как высшая идея? Этот фильм, своими последними кадрами, давал ответ. Человек на стороне добра, ибо даже в пылу ада войны он тянется к свету, но в силу причин не всегда доводит дело до конца.