В прошедшие выходные посмотрела новый фильм Роланда Эммериха «Аноним». Довольно интересная работа, которая понравится любителям костюмных фильмов и вольного изложения исторических событий.
Собственно, идея не нова. Предположения о том, что Шекспир на самом деле был не Шекспир, появлялись и раньше, причём версий было множество, как и доказательств состоятельности каждой из версий.
Литературоведы давно подозревали, что пьесы Шекспира таят в себе ещё одну мистификацию, такую же театральную и фееричную, как "Сон в летнюю ночь" или "Буря". Герои меняются местами и множество ошибок с этим связанных, создают интригу и забавляют публику. В финале - все загадки раскрываются и зритель понимает, кто Себастьян, а кто Виола, но главная загадка - автор, остаётся неразгаданной до сих пор.
Первым, в авторстве подозревали Френсиса Бекона, философа, государственного деятеля и автора утопии "Атлантида". Эта версия была поддержана исследованием американской писательницы Дели Бекон, ссылавшейся на близость многих философских идей Бекона шекспировскому мировоззрению и с негодованием отвергнута поклонниками Шекспира.
С тех пор литературный мир разделился на стратфордианцев и нестратфордианцев. Первые, горой стояли за авторство безродного и малограмотного актёра из Стратфорд-на Эйвоне, вторые, искали возможного автора среди образованной элиты того времени: граф Оксфорд, граф Дерби, лорд Хансдон, Генри Ризли, граф Саутгемптон, Кристофер Марло и даже сама королева Елизавета входили в этот круг, где каждый мог быть тайным создателем сонетов и пьес.
Были версии, что Шекспир - это создание коллективного разума (как Козьма Прутков, например). На роль творческих коллективов претендовали:
- Марло, Бекон и Оксфорд;
- Филипп Сидни и Оксфорд.
- Бекон и Рэтленд;
- Граф Рэтленд с женой Елизаветой, урождённой Сидни, и графиней Мэри Сидни Пембрук (сестрой Филиппа Сидни);
- Графиня Пембрук с сыновьями;
В любом случае, все версии крутятся вокруг одних и тех же персон. Проще говоря, произведения Шекспира были написаны "литературным институтом при дворе Елизаветы Английской", куда входили все или некоторые из вышеприведённых имён.
Почему же литературоведы и исследователи не верят, что сын стратфордского торговца Джона Шакспера сам мог написать всё, что известно нам как произведения Шекспира?
Потому что писал он с трудом. Едва умел поставить подпись, а подлинный автор владел французским, итальянским, испанским, древнегреческим и латынью.
Профессор Буллоу издал восемь томов фундаментального труда, где собрал тексты из книг на разных языках, которые знал и использовал Шекспир. Он должен был обладать познаниями в морском и военном деле, юриспруденции, философии, музыке, медицине, ботанике, географии… Получить подобное образование можно было только в университете. К тому же, настоящий автор проявил прекрасную осведомлённость в вопросах придворной жизни того времени, много путешествовал и сам бывал в Италии. Падую, Верону, Милан, Мантую, Венецию он знал не понаслышке и не по книгам.
17-й граф Оксфорд по имени Эдуард де Вер был достаточно образован и много путешествовал. Но автором гипотезы, что произведения Шекспира написал именно он, являются не создатели фильма «Аноним», а англичанин Томас Луни. Он заметил, что стихотворения графа, подписанные его именем, имеют сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис». Кроме того, граф Оксфорд был в курсе дворцовых интриг, покровительствовал театрам и принимал активное участие в литературной и театральной жизни Англии той поры. Поэтому, среди современных шекспироведов, граф Оксфорд считается наиболее серьёзным претендентом на звание истинного Шекспира.
Однако, граф Оксфорд умер в 1604 году, а в пьесах Шекспира описаны события, имевшие место после 1604 года.
Согласно гипотезе российского литературоведа Н. Кастрикина, автором шекспировских пьес был придворный лорд-камергер и кузен королевы Елизаветы, лорд Хансдон. Он основал первый профессиональный театр в Англии и покровительствовал шекспировской труппе. Самый серьёзный аргумент в его пользу - создание сонетов прекратилось одновременно со смертью лорда Хансдона в 1596 году.
Женская версия - графиня Пембрук. Именно она готовила к изданию первое фолио: «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов» (а рукописей, как мы знаем, никто не видел). Кроме того, первое фолио включало 20 ранее не публиковавшихся пьес. Откуда она их взяла? И чью волю выполняла, расходуя немалые средства на издание фолио? Волю своей племянницы Елизаветы Рэтленд и её мужа, или волю королевы Елизаветы, душеприказчицей которой она была?
Но мне лично, ближе версия Ильи Гилилова, увлекательно и убедительно изложенная им в книге «Тайна великого Феникса или игра о Шекспире». Гилилов предполагает, что авторами были Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, его жена, Елизавета (дочь Филиппа Сидни) и Мэри Пембрук, которая не только издала сочинения, но и приложила руку к текстам комедий.
Кто же такой этот Рэтленд?
Роджер Мэннерс рано остался без отца, но благодаря своему знатному происхождению он стал «сыном государства», воспитывал его знаменитый философ и ученый Фрэнсис Бэкон.
В колледже Рэтленд имел прозвище «Shake-Speare» («Потрясающий Копьем»). Имя и фамилия «Уильям Шекспир» впервые появилось в 1593 году под посвящением графу Саутгемптону эротической поэмы «Венера и Адонис», которая считается «первенцем» Шекспира.
В 1596 году Рэтленд был внесен в списки студентов знаменитого в то время Падуанского университета в Италии. Вместе с Рэтлендом в списках значились студенты из Дании - Розенкранц и Гильденстерн. В «Гамлете» эти фамилии носят студенческие приятели датского принца.
Вы ещё сомневаетесь? Гилилов Вас убедит:
- Рэтленд владел французским, итальянским, латынью и древнегреческим. Он был эрудированным человеком, т.е. его словарь мог состоять из 20 тыс. слов. Именно такое количество зафиксировано исследователями в произведениях Шекспира.
- Рэтленд был другом графа Саутгемптона, которому он посвятил две свои первые поэмы. В то время Рэтленду было 17-18 лет. Из посвящений видно, что Рэтленд и граф Саутгемптон находились на одной ступени социальной лестницы.
- Во втором издании «Гамлета» появились детали замка Эльсинор, как раз после поездки Рэтленда в Данию с посольством.
- Конец творческой деятельности Шекспира совпадает со смертью Рэтленда - лето 1612 года. В 1613 году Шекспир навсегда уезжает из Лондона в Стратфорд-на-Эйвон.
- Надгробный памятник Шаксперу в церкви Святой Троицы в Стратфорде сооружен теми же скульпторами, которые работали над надгробием Рэтленда в фамильной усыпальнице.
Книга И. Гилилова сделала убежденными рэтлендианцами многих поклонников творчества Шекспира.
Пока другие творили под именем Уильяма Шекспира, «Потрясающего копьем», Уильям Шакспер занимался ростовщичеством в Лондоне, скупал дома в Стратфорде и играл роль отца Гамлета в театре «Глобус», пайщиком которого он был.
Рэтленд, как считает И. Гилилов, не желая публиковать пьесы под своим именем, предпринял великую мистификацию - договорился с ростовщиком Шакспером и приписал ему свое авторство. Это была тщательно подготовленная и успешно осуществлённая литературная игра, в которой принимал участие узкий круг посвящённых. Замечательная игра, в которой нет проигравших, а выигрыш растёт вместе с каждым поколением читателей и театралов, влюблённых в поэзию и драму, которую мы называем шекспировской.
Так, собственно, о фильме…
Авторы взяли за основу не «рэтлендскую» а «оксфордскую» версию, и очень изящно её обработали. Зрительный ряд, актёрские работы - всё очень гармонично и убедительно. Лишними показались подробности постельных сцен и кровосмесительных связей, что, на мой взгляд, историю не украсило. Но, видимо в современном мире искусства без «горяченького» нельзя. Если даже опера Глинки на сцене Большого театра не обошлась без бабы нагишом, то что уж говорить об исторической драме времён Елизаветы! Если вы сможете переварить пикантную приправу, то фильм вам понравится. Смело идите в кино.
(при написании поста, я воспользовалась информацией
из статьи Евгения Корюкина)