Предлагаю вашему вниманию крайне субъективный, с позволения сказать, рейтинг. В нем пойдет речь о такой неотъемлемой составляющей большинства фильмов эпохи звукового кино, как саундтрек. Причем иногда случается так, что саундтрек оказывается гораздо более представительным и значимым, нежели лента, для которой он создавался. Вот, собственно, о таких случаях и пойдет речь.
Святой. США, 1997
Режиссер - Филипп Нойс. Музыкальный редактор - Джордж Экогни
Оценивать художественные достоинства фильма «Святой» с Вэлом Килмером в главной роли, а Валерием Николаевым, Ириной Апексимовой, Евгением Лазаревым и другими российскими актерами в ролях второго плана, можно по-разному. Но вряд ли эта лента когда-либо попадет в разряд киноклассики. А вот музыка к этому фильму однозначно будет слушаться еще долго. Джордж Экогни привлек к работе над Святым композитора Грэма Ревелла, и с его помощью удалось собрать для фильма мощную команду музыкантов, преимущественно работающих в жанре электронной музыки. Тут, куда ни глянь - сплошь знаковые имена! Moby, Daft Punk, Underworld, Chemical brothers, Everything but the girl, Fluke! Уже этот список впечатляет. Разумеется, нельзя забывать и о создателях главной музыкальной темы фильма - группе Orbital. Композиция, которая так и называется The Saint theme, сходу стала классикой электронной музыки. В разряд музыкальных хитов вошла и песня 6 Underground молодой группы Sneaker pimps. Но и это было не все - так как в создании саундтрека поучаствовали даже такие мэтры, как Дэвид Боуи и группа Duran Duran! Интересно, какая часть 70-миллионого бюджета картины была потрачена на привлечение всех этих музыкантов?
Мария Антуанетта. США, 2006
Режиссер - София Коппола. Музыкальный редактор - Брайан Райцелл
Фильм Софии Копполы с Кирстен Данст в главной роли вызвал противоречивые эмоции у зрителей и кинокритиков. Кто-то нашел эту картину оригинальной и интересной, кому-то же она могла показаться неудачной и исторически недостоверной. Что касается последнего пункта, то тут не поспоришь. Ведь в фильме, события которого разворачиваются в XVIII-м веке, фигурирует музыка в исполнении таких коллективов, как New Order, Bow Wow Wow, The Strokes. Нашлось место в фильме и для электронщиков из группы Aphex Twin, а также потрясающе мелодичной группы Air. Ну, а хэдлайнерами пластинки стала группа The Cure с композицией All Cats are Grey.
Лара Крофт: расхитительница гробниц. США, 2001
Режиссер - Саймон Уэст. Музыкальный редактор - Питер Афтерман
Грэм Ревелл… где-то мы уже слышали это имя, не так ли? А ведь на самом деле в Голливуде уже лет двадцать этот человек считается синонимом качественного саундтрека в электронном стиле. Вот и Саймон Уэст, задумав перенести на киноэкран компьютерную героиню с большими… амбициями, решил не экспериментировать с музыкой, а позвать проверенного бойца. Боец не подвел. Конечно, поклонники Анжелины Джоли могут сколько угодно считать фильм про Лару Крофт шедевром, но на самом деле получился вполне заурядный блокбастер. Но Афтерман и Ревелл проделали серьезную работу, и музыка к этой ленте живет до сих пор. В первую очередь, благодаря тому, что главную тему к фильму записали сами U2! Не знаю, сколько времени был в прокате фильм, но песня Elevation в 2001-м чуть ли не весь год была в ротации на радио и телевидении. Помимо легендарной рок-группы, Ревелл не изменил своим принципам и собрал для создания саундтрека таких выдающихся представителей электронной музыки, как Fatboy Slim, Moby, Basement Jaxx, Fluke, Chemical Brothers, BT, Delerium. Не обошлось и без рэперов, ряды которых представили на этой пластинке Мисси Элиотт вместе с Нелли Фуртадо, а также группа Outkast.
Шоссе в Никуда. США, 1997
Режиссер - Дэвид Линч. Музыкальный редактор - Трент Резнор
Фильм автора Твин Пикса потерпел фиаско в кинопрокате. Впрочем, Линча это не должно было расстроить - этот режиссер всегда был в касте непонятных и непринятых ширнармассами. Однако это правило не распространилось на саундтрек к ленте Шоссе в Никуда, который разошелся невероятным тиражом. Трент Резнор подарил фильму мрачную атмосферу благодаря музыке таких коллективов, как Nine Inch Nails (солистом которых Резнор и является), The Smashing Pumpkins и Rammstein. А из музыкантов, которые записали свои песни для данного альбома можно отметить Мэрлина Мэнсона, Барри Адамсона, Лу Рида, Анджело Бадаламенти и Дэвида Боуи. Согласитесь, более чем достойная компания. И от прослушивания этого саундтрека, если вы, конечно, являетесь поклонниками достаточно тяжелой музыки, можно получить настоящее удовольствие.
Бэтмен навсегда. США, 1995
Режиссер - Джоэл Шумахер. Музыкальные редакторы - Кристофер Брукс, Джолин Черри
Являясь поклонником всей франшизы о «человеке - летучей мыши», я готов утверждать, что фильмы Шумахера, к сожалению, уступали и первым классическим лентам Тима Бертона, и последним потрясающим работам Кристофера Нолана. Даже участие в фильме Бэтмен навсегда таких звезд, как Джим Керри и Томми Ли Джонс не помогло - хотя если исходить исключительно из актерской игры, то симпатизировать их злодеям хочется куда больше, чем каменнолицему герою Килмера... Однако мы не об этом. Мы о саундтреке, который оставил гораздо более значимый след в истории, чем фильм. Работа, проделанная Кристофером Бруксом и Джолин Черри, впечатляет своим разнообразием. На пластинке присутствуют работы таких известных рокеров, как Ник Кейв, Майкл Хатченс и группа Offspring, знаменитого рэпера Метод Мэна, легендарных электронщиков из Massive Attack. Ну, а две песни с этого альбома стали классическими и прекрасно слушаются по сей день. Это Kiss from A Rose в исполнении Сила, а также Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me группы U2. Можно с уверенностью утверждать, что таким песням мог бы позавидовать любой фильм, но достались они именно работе Джоэла Шумахера.
Жестокие игры. США, 1999
Режиссер - Роджер Камбл. Музыкальный редактор - Аманда Гудпастер
Рискую нарваться на критику поклонников этого фильма. Я безусловно не буду утверждать, что эта лента получилась провальной. Нет - в ней есть свой шарм. И, более того, уверен, что у нее есть и свои почитатели, превозносящие работу Камбла до статуса легенды кинематографа. Но все же Жестокие игры - это просто достойный представитель своего жанра. А вот его музыкальное наполнение явно вышло за рамки обычного саундтрека. Аманда Гудпастер и Эдвард Шермур - более чем известный британский композитор - сумели собрать в одном альбоме композиции выдающихся представителей электронной и рок-музыки. И если Faithless и Fatboy Slim добавляют фильму динамики, то песни групп Blur, Placebo, Skunk Anansie, Counting Crows и, конечно же, The Verve - это то, что передает эмоции героев. Можно утверждать со стопроцентной уверенностью, что именно точный подбор музыки во многом предопределил успех ленты. Особенно впечатлила многих (в этом нетрудно убедиться) финальная сцена, в которой звучит легендарная композиция Bittersweet Symphony. А вы можете представить себе другую музыку в этом моменте?
Миссия невыполнима 2. США, 2000
Режиссер - Джон Ву. Музыкальный редактор - Адам Майло Смолли
Франшиза с Томом Крузом в роли неуловимого агента Итана Ханта скоро выйдет на экраны уже в четвертой своей вариации. Сейчас это обычное дело. Но в 2000-м году не всеми была так тепло встречена вторая часть Миссии. Об этом хотя бы говорит врученная фильму в том году «Золотая малина». Но опять же не будем углубляться в кинематографические дебри. Ведь за музыкальное оформление картины взялся опытный мастер Адам Майло Смолли, работавший в тесном сотрудничестве с маэстро Хансом Циммером. И хотя немецкий композитор далек от той роковой, или даже хард-роковой стилистики, в которой был составлен саундтрек МИ-2, авторы саундтрека справились со своей задачей блистательно. Главную тему к фильму записала популярнейшая на тот момент группа Limp Bizkit, взявшая за основу мелодию Лало Шифрина. Также свои композиции саундтреку подарили легендарная группа Metallica, Крис Корнелл, Роб Зомби, Godsmack, группа Foo Fighters с которой, специально для записи песни Have a cigar, работал гитарист Queen Брайан Мэй. Одну из песен к фильму записала знаменитая американская певица Тори Амос. Разумеется, не обошлось и без авторских композиций самого Ханса Циммера. Так что любителям оригинальной и тяжелой музыки этот саундтрек наверняка придется по душе.
Продолжение (возможно) следует…