Интернэшнл / International

Mar 01, 2009 13:59

Сила и честь


В Берлине двое агентов Интерпола встречаются с представителем крупного международного банка, не пожелавшим назвать себя, чтобы выяснить подробности сделки банка по поставке оружия в одну из африканских стран. Разговор срывается: один агент сразу гибнет, а свидетель из банка спустя некоторое время тонет в своей машине в реке. Вроде бы - концы в воду, однако второй агент оказывается бывшим сотрудником Скотланд-Ярда, уже пережившим одну безрезультатную попытку доказать и обнародовать антизаконную деятельность банка. И на этот раз он не сдастся, пока не разберётся с этим банком - даже если придётся выйти за рамки правосудия.

«Интернэшнл» сегодня везде ругают, и в прокате он с треском провалился. Причины очевидны: мало экшена, много разговоров, «всё это мы уже где-то видели» и, наконец, одиозное - «это попытка примазаться к кассовому успеху «Бонда».
Всё так.
Вот только это всё причины для восхищения и восторга от нового фильма Тома Тыквера.

Экшен-драматургией «Интернэшнл» напоминает «Схватку» Майкла Манна, выведенную в международном масштабе. Сначала долго развивается серьёзная интрига, напряжение нарастает по экспоненте, потом - бабах: мощная перестрелка в музее Гуггенхайма, феерия смертоносного свинца и бьющегося стекла, и далее до конца внутреннее напряжение картины намного превосходит внешнее.
Что бы не говорили, смотреть «Интернэшнл» совсем не скучно. Географией и колоритом разных стран он легко уделывает Бонда - начавшись в дождливом Берлине, действие перемещается по Европе, взрывается действием в Нью-Йорке и заканчивается в жарком Стамбуле на черепичных крышах. Внимание к деталям - таким, как резиновая перчатка на руке киллера и отражение событий в «Новостях», - позволяет погрузиться в расследование Сэлинджера целиком и делает происходящее на экране до жути достоверным. Этому способствует и классный саундтрек, состоящий как из классических, так и из современных техно-инструментальных композиций, вовлекающих и будоражащих одновременно.

«Интернэшнл» можно было бы назвать европейским ответом Бонду, перезапущенному в реалистичном ключе, но это не совсем так. «Интернэшнл» не пытается соревноваться с «Казином» и «Квантом» в жесткости и реалистичности - он скорее снисходительно говорит: ну хорошо, хорошо - а теперь давайте посмотрим, как всё происходит на самом деле.
На самом деле всё оказывается много сложнее, чем Бонд себе представлял: крючки и уловки международного права не позволяют прижать тех, кого необходимо прижать. А главное, некого бить руками и ногами - с самого начала в «Интернэшнле» намеренно показывается контраст агента-одиночки Сэлинджера и огромных зданий штаба Интерпола, международного банка кредита и бизнеса (МБКБ) и других монстроуозных организаций. Поставки банком оружия в африканскую страну и на Ближний Восток оказываются выгодны слишком многим - одиночка-агент оказывается бессилен против движущей силы истории. В такой ситуации история всегда сильней, какую бы она не имела моральную окраску. Единственное, что можно сделать, если ты с такой историей не согласен, - попытаться спасти свою честь.

Такая идея картины осталась многим непонятной, потому что она не про главного героя. Агент Луи Сэлинджер с честным небритым лицом Клайва Оуэна нам понятен: он будет биться за правду и честь до своего или победного конца. Куда интересней второстепенный герой «Интернэшнла» - советник по безопасности президента банка МБКБ Скарссена Вильгельм Векслер. Он бывший полковник восточногерманской Штази - внешней разведки ГДР. Он тридцать лет сражался под красным знаменем с капиталистическими силами, возглавляемыми такими, как Скарссен, а потом перешёл на их сторону. Поединок агента Сэлинджера с банком, поставляющим оружие террористам, станет для Векслера единственной и последней возможностью вернуть себе утраченную честь.

Выбор на роль Векслера почти 80-летнего немецкого актёра по имени Армин Мюллер-Шталь в таком контексте сам по себе очень интересен. Шталь за свою карьеру сыграл более ста ролей, многие из которых - роли негодяев и преступников или просто двуличных людей. Из последних картин с участием Шталя зрителям должен был запомниться кроненберговский «Порок на экспорт», где Шталь сыграл крестного отца русской мафии в Лондоне и угощал борщом Наоми Уоттс - Анну Ивановну. Роль в «Интернэшнле» для актёра - тоже своего рода возможность изменить представления о себе, как и для его героя. Было бы очень красиво, если б полковник Векслер стал последней из сыгранных Шталем ролей.

«Иногда человека приводит к судьбе дорога, которой он от судьбы убегает» - говорит в картине агент Сэлинджер. Помноженная на стремление героев спасти или вернуть себе утраченную честь, эта идея делает «Интернэшнл» настоящим европейским самурайским фильмом.
Борьба с движущей силой истории, которая вершится сегодня и у нас на глазах, - неблагодарное и чаще всего бессмысленное дело. Пока вы пытаетесь изменить наклон исполинского маятника мировых событий и намерений власть имущих группировок интересов, вас скорее всего просто-напросто тихо уберут. Взгляд кино на описанный конфликт стал заметно пессимистичнее за последнее десятилетие. Вспомните фильм «Свой человек» про борьбу двух человек с корпорациями и сравните агента Сэлинджера и Векслера с журналистом Лоуэллом Бергманом и ученым Джеффри Уигандом. Но даже зная каждый о своём финале и результатах своей борьбы в начале пути, ни один из них не пожелал бы себе другой судьбы.

Интернейшнл

Previous post Next post
Up