Пила 5 / Saw V
США, 2008, 92 мин.
Режиссеры: David Hackl
В ролях: Tobin Bell, Costas Mandylor, Scott Patterson, Betsy Russell, Julie Benz и др.
На дворе Хэлоуин 2008 года и Lionsgate вместе с Twisted Pictures уже пятый год подряд продолжают разрабатывать золотую жилу под названием "Пила". И по-прежнему не без успеха. Тому не мешает ни возрастной ценз R, ни изощренная маниакальная кровожадность картинки, ни обновление режиссеров, ни отсутствие заметных звезд на проекте (так уж принято, что подобные картины скорее звезд порождают). "Пила", несмотря на смерть главного маньяка еще в третьей части по-прежнему стабильно отбивает свой бюджет, принося прибыль создателям. Режиссерское кресло на этот раз занимает художник и второй режиссер предыдущих частей Дэвид Хэкл, сюжет в целом напоминает коллизии второй части, а вместо Джона Пилы нам представляют... впрочем, это уже спойлер, хотя и открывающийся в первые десять минут картины. Надо отдать должное продюсерам - их хоррор-проект живет и здравствует, активно разрастаясь, извлекая из своих закромов новые сюжетные линии и камень за камнем отстраивая своеобразную "Вселенную Пилы". И именно это в определенный момент начинает завораживать и приятно удивлять на уровне "ах вот оно что! это же надо!". Киносериал этот являет собой показательный пример очень точно разрабатываемого конвейерного продукта, киноотражения серьезно бюджетно погрузневшего мира современных телесериалов, продукта, который до сих пор не дал сбоя и даже не приближался к этому хоть чуть-чуть близко. Даже именитые "Кошмары на улице Вязов" и "Пятница, 13ое" не были столь удачны в этом, что уж там говорить про "Воставшего из ада" или "Зубастиков". Создатели его [продукта] прозорливо нашли очень правильное и перспективное направление развития, взяв на себя достаточно сложный труд по созданию некоторой обособленной реальности, существующей по своим правилам, установкам и принципам, реальности, не гнущающейся свободно и активно вторгаться и захватывать все новые и новые территории отнюдь не в убыток самой себе. Реальности, в которой, строго говоря, все виновны, все наказуемы и потому все жертвы в той или иной мере. Наказуемы в прямом физическом смысле этого слова. Наказуемы абсолютно, помещаемые в ситуацию выбора "жизнь или смерть", где жизнь - это раскаяние через муки, а смерть - самовлюбленный отказ от покаяния. И как это ни странно звучит, но уход в заурядность за счет профанации идеи даже в пятой части "пилианы" не происходит. Нет, конечно, и сценарий уже давно не без изьянов и и дыр, и режиссура в пятой части больше сконцентрирована на художественных красотах кадра, нежели на работе с сюжетом и актерами, да и не без вторичности по отношению к самому себе и некоторой заезженности остался сюжет, что отражается на суровой оценке фильма. Но все это простительно, пока в достаточно степени жанрово изобретательно (в отличие, например, от дилогии "Хостел") и от того не скучно. И если быть честным перед самим собой, я был бы совсем не против увидеть когда нибудь телесериал о Джоне Пиле и его продолжателях и подмастериях. 5/10