Битва при Красных Утесах / Chi bi / Red Cliff (реж. - Джон Ву, 2008)

Oct 08, 2008 17:20

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА НА ФОНЕ КОМИКСА



Гонконгский режиссер Джон Ву давно уже вознесен в статус живой легенды для огромного количества почитателей приключенческого кино. Его боевики еще китайского периода стали классикой жанра. Достаточно сказать, что на них воспитывался Квентин Тарантино, который считает Ву кем-то вроде гуру. Когда же режиссер переехал в Америку, он смог покорить и Голливуд. Однако и сегодня, когда вроде бы все высоты завоеваны, Ву не останавливается и покоряет новые... Одна из таких вершин, несомненно - «Битва при Красных Утесах».

Новизна в том, что это исторический костюмированный блокбастер. Зритель привык к Ву - автору остросюжетных лент, фабула которых имеет четкую временную привязку к настоящему. Исторический эпос, казалось бы, полностью занят режиссерами континентального Китая - ныне этот жанр стал там особенно актуальным после «Героя», снятого в 2002 году одним из тамошних классиков, Чжаном Имоу. Что же? Ву решил отдать дань моде?

И да, и нет. Разумеется, все признаки популярного развлечения присутствуют: рыцари без страха и упрека, их прекрасные и нежные подруги, головокружительные поединки на всех возможных видах холодного оружия, многотысячные военные массовки, роскошь дворцов, величие и коварство вельмож. С другой стороны, на фоне того же «Героя» «Битва» безусловно выигрывает - как серьезная историческая гравюра на фоне комикса.

Известно, что в «огнестрельных» лентах Ву герои просто летают, исполняя настоящие балетные па с пистолетами, - сплошная смертельная гимнастика. Однако, обратившись к прошлому, Ву повел себя неожиданным образом. Его герои больше приближены к реальности. Они похожи не на акробатов с мечами, а скорее на былинных богатырей - тех, которые одним махом семерых побивахом. Они ходят по земле, поднимают тучи пылищи или месят грязь, их оружие тяжело и страшно, а успеха они достигают не благодаря сальто и стометровым прыжкам, а воплощая в действительность продуманные тактические планы, сражаясь в изнурительных и кровавых схватках. Примечательно, что одну из главных ролей так и не сыграл Юн-Фет Шу - любимый актер Ву, постоянный исполнитель ролей полицейских и киллеров. Вместо него в конце концов взяли Тони Люна - звезду исторического кино, которому, впрочем, подвластен и утонченный психологизм в лучших европейских традициях: именно за это он получил в свое время приз Каннского фестиваля, сыграв в «Любовном настроении» Вонга Карвая (2000).



Тони Люн

Люн играет полководца Чжоу Юя, которому противостоит коварный и жестокий премьер-министр Цао Цао (Фенчжи Чжан). Получив исключительные полномочия от слабого и управляемого им императора, этот узурпатор пошел с огнем и мечом по провинциям, подчиняя их себе. Чжоу Юй обороняет юг, и успешно. Этому способствует и личный мотив - ведь в жену Юя, писаную красавицу Ксяо Куао (Чилин Лин), давно и безнадежно влюблен Цао Цао - не исключено, что именно из-за этого он вверг империю в хаос.
Все боевые сцены сняты с размахом и вкусом. Некоторые моменты кажутся объединением графики, каллиграфии и военного искусства - как, например, сцена решающей битвы, когда войска выстраиваются «черепахой». В общем, все поединки захватывают, настолько они виртуозно и основательно поставлены. Но при этом Ву прекрасно держит ритм картины: выстраивает замечательным контрапунктом сцены мирной жизни, от которых тоже нелегко оторваться. Чего стоит эпизод, когда два героя устраивают настоящую беседу-дуэль на цитрах. Или - сцена охоты на тигра. Или черчение иероглифов. Или чаепитие... И все это вписано в умопомрачительно живописные виды Южного Китая.

Одна досада - история обрывается в самый напряженный момент. «Битва» - лишь первая частью большой саги. А в планах Ву пока что лишь постановка драмы новейших времен - «1949». Нам, благодарным зрителям, остается надеяться, что мэтр не забудет о приключениях храброго Чжоу Юя, его друзей и врагов.

Дмитрий Десятерик

Битва при Красных Утесах, фильмы азиатские

Previous post Next post
Up