5 препятствий

Sep 22, 2008 10:53

Ларс фон Триер, Йорган Лет, 2003 год, 90 минут, неигровое кино, производство: Дания-Швейцария-Бельгия-Франция

Фильм пролежал у меня на полке, наверное, несколько месяцев. Не было настроя. Триера надо смотреть с чистым мозгом. А когда в 8 утра на работу, в 21.00 дома, поел, спать и так 6 дней в неделю (такой график, что поделать), то с ходу можно смотреть только «Космическую пехоту-3», а не извращения высоких художников.

Это я к не к тому, чтобы на жизнь жаловаться, а к тому, что это и есть начало рецензии))). Перед просмотром крепко выспаться, никуда не спешить, домашних, если есть - удалить. Безумство Триера требует тишины. Итак, два режиссера - Ларс фон и Йорган Лет, на основании фильма последнего «Совершенный человек» (1967 г.в.) ставят творческий эксперимент.



Итак, два старых заслуженных пердуна решают еще раз покорить мир своей гениальностью. Встречаются вместе, и Триер ставит Лету условия, при которых он должен переснять свой фильм по-новому. Например, первое задание: снять все тоже, но… на Кубе и 12 кадров в секунду, второе - условие снять тот же фильм, но на натуре и в нищей стране (Лет выбрал Бомбей), третье, самое сложное, -- переснять фильм «БЕЗ УСЛОВИЙ». И так далее, включая неожиданное требование Триера снять анимационную версию.

В общем - упражнения. В перерывах между сериями Триер довольно занудно обсуждает условия фильмов с самим Летом, пьет водку и закусывает ее черной икрой. Бонвиван.

ЧАСТЬ 1. ПО СУТИ.
Мне понравилась первая версия. Сложная с технической точки зрения, Триер разрешал планы только с 12 кадрами. Результат вышел необычный. Кубинский мачо - соль земли, смотрелся прекрасно, уверенно. Секундная кубинская девушка с красивой грудью. Сигара. Все к месту вышло.

Далее было не так впечатляюще. И даже пирствующий дорогое вино на улице Бомбея Йорген не слишком впечатлил. Хотя идея отгородится от толпы полупрозрачным экраном, вызвала ощущение свежести. Могут еще старички тряхнуть кинокамерой.

Фильм «без условий» не дался мне так легко. Равно как и аниме не впечатлило. Но в мульте было интересно смотреть процесс подготовки. Лет никогда не снимал мультфильмов и поэтому он стремился как можно более коротким путем, тоньше обойти условия Триера. Но был ли это путь к шедевру? Вообще, одна из самых интересных изюминок фильма - не сами фильмы по новому, а то как Лет к ним готовится.

Пятая версия меня разочаровала. Слишком самовлюбленно, честное слово. Возможно, для выпускников-отличников Карпенко-Карого это будет самым верхним изыском фильма. Но для меня это была больше неиспользованная попытка, фальстарт. Здесь я бы заставил Триера переснять. Впрочем, смотрите и судите сами. Рекомендую.

ЧАСТЬ 2. ПО ДУХУ.
Не говоря о качестве фильма, считаю, что он передал некое состояние Триера, как личности. Он не может просто снимать блокбастеры. Он живет в мире трудностей, в мире мистификаций, в мире искусственных барьеров. Его «Идиоты» из проекта «Догма» -- ничто иное, как стремление снять по новому, то что кто-то мог снять, как шедевр, но в старых (текущих) классических рамках. Его «Догвиль» -- то же попытка не просто снять драму, а снять ее в настолько оголенных условиях, в настолько стерильной системе, что драма напрямую попадает на наши кончики нервов, минуя антураж, экран, мировой эфир. Его «Танцующая в темноте» -- это очередной взбрык сознания, очередная попытка добавить пару условий и ограничений, чтобы тем самым обнажить сущность происходящего.

Этот фильм для меня, не специалиста в тонкостях режессирования, установки света или других специфических моментов, всего лишь игра. Интересная интеллектуальная игра, где-то мне понятная, а где-то скучноватая. И дух Триера. Вот не может он как все. Он должен преодолевать препятствия. Он гений. Нет, даже так - ОН ГЕНИЙ. А чтобы доказывать это снова и снова, он придумывает все больше и больше испытаний. И да пребудет с ним сила.

Алексей Газубей

5 препятствий

Previous post Next post
Up