Нет смысла объяснять, за что я люблю фильм The Wall, но я всё-таки попробую. Он мне просто душу наизнанку выворачивает каждым кадром - начиная с бровей Боба Гелдофа (пока они ещё на месте) и заканчивая сумасшедшей анимацией Скарфа. Многие убеждены, что этот фильм можно смотреть только будучи в сильно изменённом состоянии сознания - это совершенно не так, потому что он даже на трезвую голову сносит башню до основания.
Это не просто гениальный видеоряд Алана Паркера к гениальному альбому Pink Floyd, - это история, заложенная в пластинку с самого начала, - о потерянности в мире, об отрешённости, бесконечном одиночестве и несчастье, о трагедии угасшей любви, о неуверенности в себе и пропасти непонимания между человеком и миром, раскалывающей сознание пополам. Этот сумасшедший рокер Пинк с красивым лицом и взглядом, направленным внутрь себя, - он настолько живой, что кажется реальнее многих окружающих меня персонажей. Он понятен, как бы странно это ни звучало. Он ненормальный психопат, летящий в бездну наркотического кайфа. Он одинокий и брошенный самыми близкими людьми человек, у которого нигде нет пристанища. Он просто молодой слегка небритый парень, рано потерявший отца и чересчур опекаемый матерью. Он - неприступный, как и полагается рок-звезде, талантливый музыкант который прячет глаза за чёрными очками. Который не выдержал испытания медными трубами. Он может позволить себе всё: ему поклоняются миллионы, за ним бегает целый штат администраторов, красивая девушка напрашивается к нему в номер и всячески стремиться оказаться у него в постели, но в это время "day after day, love turns grey", и это становится последним кирпичом в стене. И многотысячный зал преданно глядящих на него глаз превращается в фашисткие колонны.
Стена - это не только банальная преграда, отделяющая тебя от мира (хотя, безусловно, и это тоже). Это невозможность понять самого себя, некий водораздел в собственном сознании. С одной стороны ты тихий мальчик Пинк, которому в детстве недодали отцовской любви, - с любимой женой, с которой, правда, забываешь разговаривать; с вечной мамочкой, для которой ты всегда малыш; с пианино, гитарой и таблетками; с другой - ты фашист со сбритыми бровями и эмблемой скрещенных молотков на рукаве, Гитлер в новом обличье, расист и убийца. Поедаемый червями, оцепеневший в наркотической прострации псих. И чем дальше, тем больше стена отделяет тебя от твоего нормального состояния. Эта тема никогда не оставляла Уотерса в покое - ещё в песне Wish You Were Here он обращался не к другу, не к любимой (как бы романтично это ни звучало бы - это было бы слишком просто!) - а к лучшей половине самого себя. Вернись ко мне, лучшее, что во мне есть. Не меняй всё прекрасное в себе на ненависть, клетку и войну. Не воздвигай Стену...
Говорят, в финале Уотерс не хотел разрушать Стену, но продюсеры настояли на позитивной концовке. Может быть, зря. Хотя она всё равно не вышла позитивной. Разрушение Стены - это самое страшное наказание, которому только может подвергнуться обезумевший Пинк.
Since, my friend you have revealed
your deepest fear
I sentence you to be exposed
before you peers
Tear down the wall
Разрушить защитную оболочку, обнажить свою душу, открыться миру, от которого он с детства был надёжно ограждён с таким упорством и обречённостью воздвигнутой Стеной, - для него равносильно смерти. Может ли после неё наступить возрождение? Да, но это будет уже не тот Пинк, о котором шла речь в этой истории. А обломки Стены разберут по кирпичику дети, которые построят из них каждый новую, свою собственную Стену.
И - главная сцена, которая просто размазывает по стенке. По количеству содержащейся в ней энергии она вполне могла бы вышибить в доме все пробки. Это когда Пинк сидит в отеле, неподвижно уставившись в телевизор, и вспоминает лучшие моменты своего ушедшего счастья, не обращая внимания на то, как девушка-фанатка обращается к нему с вопросами, пытается вступить с ним в разговор, затем начинает облизывать его пальцы... Затем отходит, не понимая, что делать с ним, безмолвным и недоступным. И тут - ещё несколько мгновений, ещё несколько воспоминаний в его голове - и всё пространство взрывается: он вскакивает с места и начинает крушить всё, что попадается под руку, разносить в щепки гитары, усыпая пол дорогого гостиничного люкса осколками зеркал; девушка в ужасе пытается укрыться от летящих в неё предметов, бутылок, кусков мебели и битого стекла,
Would you like to learn to fly? -- Would you
Would you like to see me try?
- он гоняется за ней по всему номеру, вырывая из косяка деревянные стенки шкафа, разбивая вдребезги бар; в конце концов хватает работающий телевизор и со всей силы швыряет его в окно, раздирает руку в кровь обломками стекла на раме и замирает на подоконнике, в крике, в шаге от неминуемого, казалось, падения-полёта.
Это просто катарсис. Ядерный выброс энергии. Я всегда знала, что Алан Паркер - потрясающий режиссер, но не знала, что настолько. Эта сцена пролетает не то что на одном дыхании - на паузе межу вдохом и выдохом, в одно напряжённое мгновение, - и в этом столько бешенства, ярости, драйва и рвущейся наружу силы, что невозможно понять, как это всё можно было передать через экран того самого несчастного ящика, грохочущими искрами разлетевшегося при ударе об асфальт.