Явление

Jun 16, 2008 16:25

Хочется еще раз обратить внимание на то, что после "Clover fields" (Монстро) уже неприлично снимать по старому фильмы катастрофы, предупреждения или технологические ужастики (давно пора придумать название нового жанра). Суть нового жанра в следующем. Люди живут обычной жизнью, так сказать, никого не трогают, и вдруг является Нечто и начинает убивать. Они пугаются, совершают бесполезные движения, но до конца осмыслить происшедшее даже не пытаются. Нам почти не говорят что происходит, ведь осмыслить значит понять, а понять, значит победить. Такие плоские победы рационального над хаосом, составлявшие прежде саму суть кинематографа уже несколько приелись. Поэтому сценаристы и режиссеры настоятельно чувствуют социальный заказ на более глубокую проработку сюжета, что уже несколько лет нам демонстрируют сериалы.
Далее, спойлеры, если вы еще не смотрели фильм то гораздо большее удовольствие получите прочитав это после просмотра.

А всем хочется нового, точнее хорошо забытого Хичкока, а вернее Лавкрафта. Именно у Лавкрафта мы видим вселенную заполненную могучими враждебными Сущностями с которыми человеку невозможно совладать. Все человеческие эмоции, которыми он пытается облагородить хаос - это бесполезный трепет насекомого в уже схлопывающиеся челюстях чудовища. И если представить что одного из этих монстров зовут планета Земля и он захотел избавиться от всех людей, то мы получим последнего фильма Найта Шьямалана "Явление" (The Happening).
Школьный учитель, его жена и ребенок друга спасаются бегством от странного явления: людей охватывает паралич и, вслед за этим, они стремятся как можно быстрее покончить с собой. События начались в Центральном парке Манхеттена и в считанные часы распространилось на всю Новую Англию. Версия о террористах отпала почти сразу, другой версии не появилось. Главный герой, учитель биологии, в небольших промежутках между лихорадочным бегством и лицезрением душераздирающих самоубийств, догадался что дело в растениях, которые стали внезапно выделять некий токсин, но оставил свои знания при себе, так как, в первую очередь, растения убивали большие группы людей, и надо было спасаться поодиночке. Все закончилось спустя 25 часов, так же внезапно как и началось.
Прелесть этого фильма в отсутствии даже малейшего намека на мистику. Вся концепция неизбежного истребления человечества как вида, описывается без привлечения страшных апокалиптических чудовищ. Сухо, отстраненно и не выходя за пределы понимания человека как разумного биохимического индивида. Фильм запоминается натуралистическим и бесстрастным отображением различных способов самоубийства. Это и сыплющиеся с небоскребов люди, и передаваемый как эстафетная палочка заряженный пистолет, съедение заживо зверями и банальное разбивание головы об стену.
Люди вдохнули воздух, замерли в параличе, и ощутили призыв к немедленному самоубийству, сопротивляться которому бессмысленно и невозможно, потому что он запущен корневым биохимическим механизмом. Если мы даже это не можем контролировать, то в чем тогда вообще смысл разума.
Смысловая начинка сюжета целиком взята из книги Громова "Год лемминга". Правда у Громова эпидемия суицидов вызвана происками спецслужб и весь конфликт укладывается в стандартную для российской (советской) фантастики проблематику: некие силы для блага хороших людей решают изничтожить плохих, тем самым являясь фашистами. А у Шьямалана гораздо больше холодной насыщенной суггестии, лавкрафтовшины без Ктулху, явления без Являющегося. Мы не смотрим фантастику, а видим как все происходит здесь и сейчас. За это спасибо, в первую очередь, Джею Абрамсу и "Монстро".
Итак, лемминги. Когда забавных мышат становятся больше чем природная среда может выдержать, то они получают от биосферы приказ на уничтожение, и миллионами бросаются в океан. Почему бы такой приказ на получить человеку? Потому-то у него есть душа? Да прекращайте эти поповские бредни! Потому что он разумный? Не смешно. Или прямо сейчас прикажите вашей крови не течь. А теперь опять запустите. Получилось? Или попроще. Повысьте уровень серотонина, чтобы ощутить спокойную тихую радость, переходящую в блаженство. Начните выработку эндорфинов для ни с чем не сравнимого чувства ликования. Опять не получилось. Мы не можем контролировать даже собственные эмоции . Наше тело нам не принадлежит, оно принадлежит тому кто его контролирует. А мы как учат нас авторитетные психологи и ученые - только наше тело. Если у нас перестанут вырабатываться определенные гормоны, то мы ощутим такую черную депрессию, что смерть покажется прекраснейшим выходом.
Наша полная зависимость от природы вот в чем пафос фильма. Поэтому так нелепы попытки придумать какую-то стратегию выживания. Смерть настигает всюду и в городах и в поселках. Попытки правительства как-то урегулировать ситуацию приводят к худшим результатам. Все на что оно способно - это призывать собираться большими группами в карантинах, но именно большие группы в первую очередь подвержены опасности. Не может же правительство призывать спасаться по одиночке, зачем тогда оно нужно. И тем не менее люди по привычке продолжают все глобальные проблемы перекладывать именно на правительство, и все обвиняют в случившемся именно его (эксперименты ЦРУ, атомные станции и так далее).
Помимо конспирологического мифа о вездесущем правительстве, Шьямалан очень красиво разрушает миф о доме-крепости. Главные герои в дороге, в поезде, на машине, на своих двоих. Первый дом в который они заходит оказывается домом-муляжом для знакомства покупателей с типовыми домами нового поселка. Фальшивые корешки на книжных полках, фальшивая еда и даже фальшивое вино в стакане. Ничего случайного здесь нет: если смерть рядом, то домашний уют не защитит. Дом, набитый многочисленными достижениями цивилизации, оказывается пустышкой как тоько речь заходит о действительно серьезных вещах. Нам показали и старушек, которые смотрят новости в противогазах (Метрополис) и семью всем составом засевшую в ванной. Следующий дом встретил героев ружейным огнем, а еще один оказался приютом одинокой сумасшедшей старухи. Примечательно, что явление заканчивается тогда когда герои решают выйти из дома.
На этом месте, очень близко к концу фильма, мне показалось, что я понял каким будет финал фильма и это меня не обрадовало. Шьямалан мастер неожиданных концовок (Шестое чувство, Таинственный лес), и здесь напрашивалась традиционное гуманистическое «превосходство живого человеческого чувства над бездушным хаосом». Герои фильма оказались в двух разных домах и выйти них означало подвергнуться действию токсина, но они все же вышли (потому что любили друг-друга) и ничего не случилось. Ага, значит растения чувствуют любовь (тут раскрывается символ кольца, которое меняет цвет в зависимости от настроения владельца) и не убивают искренне любящих. И после этого три месяца спустя на земле воцарилась всеобщая любовь друг к другу (несогласные, разумеется, умирают на месте). Однако, к чести Шьямалана он не повелся на такую очевидную вещь и довел лавкрафтовскую безнадежность до логического финала. Мы васе умрем и никто не в силах ничего изменить.

P.S. в заключение, несколько цитат из «Года лемминга», написанного в 1997 году. О степени заимствования Шьямаланом из первоисточника решайте сами.

Стеценко Тарас Григорьевич, 42 года, вор-авторитет, в розыске  с апреля 2039 года, по заключению последней судмедэкспертизы  психически нормален. Совсем странная картина: на глазах многочисленных свидетелей происшествия перелез через барьер в зоопарке города Казани и кинулся в бассейн к белому медведю. Мотивы  совершенно  не  ясны.

Наконец, при достижении процветающим видом критической численности, утверждал Филин,  картина  меняется  резко,  скачком.  И  вот  тут-то, скромно сообщал он, виду предстоит пережить очень  непростые  времена. Адаптивное поведение особей, уже  целиком  определяемое  полем,  резко меняется, и изменение это лишь случайно может оказаться  благоприятным для вида; на случайности же, как известно, лучше  не  рассчитывать.  В худшем случае вид погибнет от адаптивной катастрофы, и кто  знает,  не
было  ли   обусловлено   вымирание   некоторых   видов   именно   этим обстоятельством, а вовсе не вульгарным поражением в борьбе за пищу. Во всяком  случае,  кладбища   ящеров   мелового   периода   наводят   на определенные мысли...
К счастью, писал, в  большинстве случаев, по-видимому, срабатывает  специфический  механизм  сохранения вида, проявляющийся в самоуничтожении той или иной части  особей,  как то  явно  наблюдается,  например,  у  леммингов,  пускающихся  в  свои безнадежные  марши  задолго  до  иссякания  пищевых  ресурсов   данной территории...

Шьямалан, фильмы про апокалипсис, Явление

Previous post Next post
Up