у каждого своё кино/ сhacun son cinema

May 03, 2008 15:19



Киноальманах, посвящённый 60-летию Каннского кинофестиваля, состоит из 33-х короткометражек, снятых разными режиссёрами, и объединенных одной темой - кино. Короткометражки настолько разные, что говорить о них в одном ключе и сравнивать их невозможно. Половина откровенно слабоватые; половина из половины сняты режиссёрами, чьи имена мне, например, вообще ни о чём не говорят; примерно 2/3 из увиденного тут же забылось; но в целом впечатление осталось - что удивительно! - как от цельного, единого фильма.

Некоторые отрывки удивительно похожи, создавая впечатление, что режиссеры «списывали» друг у друга. Повторялись названия - было и «в темноте», и «во мраке»; повторялось место действия - заброшенный кинотеатр в Японии и в Бразилии; повторялись художественные приёмы. Так, например, было несколько фильмов, когда центром действия являлись эмоции и переживания зрителя, смотрящего на экран, на котором творится что-то неведомое и от этого ужасно интересное настоящему зрителю. Многие девушки плакали крупным планом, и в эти моменты мне больше всего на свете хотелось узнать, плачут они над теми же фильмами, что и я, или есть в жизни что-то новое.

Несколько фильмов сняты как будто по заказу Организации Объединённых Наций, настолько они политизированы, политкорректны и обезличенны, просто социальный ролик какой-то. Причём, ролик с большим уклоном в восточную сторону, что заставляет крепко задуматься на досуге (на тему «мы все живём в одном мире»). Далее я ещё дополнительно подумала и решила, что каждый режиссер в своём фильме решил быть патриотом и ставил акцент именно на своей родине, так или иначе пытаясь выделить её на фоне всего остального, чуждого и зачастую враждебного мира.

Так, среди прочих в альманахе оказался один наш, русский режиссер - Андрон Сергеевич Кончаловский с фильмом «В темноте». Пройдусь в двух словах. Видимо, основной режиссерской мыслью было восхваление величайшего гения кинематографа Фредерико Феллини на фоне полнейшего отсутствия каких бы то ни было альтернатив. Наши дни, какой-то кинотеатр на окраине, дневной сеанс, идёт фильм «8 с половиной», в зале три зрителя: молодая парочка пытается потрахаться на предпоследнем ряду, а по центру сидит, внимая не моргая, пожилая, страшная, но одухотворённая билетерша, которая сеанс за сеансом смотрит и смотрит Феллини. Видимо, эта билетёрша и символизирует знаменитую русскую ментальность, замешанную на духовности, в понимании одного из известнейших русских режиссёров, имевшего когда-то и талант и славу, но с течением времени просравшего и то, и другое.

А вот, например, датчанин сумел очень тонко показать все нюансы менталитета своего народа и не скатиться при этом в скабрезность и пошлость. Вечер, кинотеатр, шумная компания подвыпивших мужчин громко и возбужденно разговаривает на тему мусульманской экспансии на Запад («понаехали тут чёрные») в негативном аспекте. На этот же фильм один датчанин пригласил одну девушку, которая ему очень-очень нравится и которая носит хиджаб, а сверху надевает шлем, когда ездит на мотоцикле (что символизирует полностью освобождённых женщин Востока). Девушка не понимает датского языка, и её спутник переводит ей по-английски происходящее на экране. Что характерно, переводит в нужном русле, превращая детектив в мелодраму. Пьяные националисты (скинхеды в возрасте) задирают их, отчего они вынуждены покинуть зал. Когда мужчина на минуточку оставил свою спутницу без присмотра, её окружают плотным кольцом эти люди с лицами, не выражающими ничего хорошего. Финал истории совсем не таков, какой можно было бы предположить, сними этот фильм, например, Балабанов.

Мне очень понравился фильм Романа Поланского - в полупустом зале пожилая супружеская чета смотрит «Эммануэль» и им очень мешают недвусмысленные стоны, раздающиеся от сидящего чуть поодаль мужчины. Женщина возмущена чужой откровенностью проявления эмоций и посылает мужа «принять меры». Тот, в свою очередь, приглашает билетершу, которая зовёт на помощь директора. Директор, переминаясь и краснея, стараясь сильно не смотреть, что там у мужчины происходит, раз он так стонет, просит предъявить билетик, и этот билетик как раз и проясняет ситуацию, поворачивая её на 180 градусов (и это всё за три минуты!).

Очень понравился фильм Ларса фон Триера с ним самим в главной роли, правда, сюжет очень уж напомнил рассказ Чехова «Драма».

Понравились: Такеши Китано с то и дело заедающей плёнкой; Аки Куриисмяки с непроницаемыми лицами финского пролетариата; Вонг Кар Вай с недосягаемой утончённостью восточной сексуальности. Не понравились Кроненберг, Лелуш, Иньяриту, Гас ван Сент - ожидалось большего.

Не помню режиссёров, но очень понравились эти два сюжета:
Один: папа повёл сына в кинотеатр и, пока они стояли в очереди в кассу с трудом решали, какой им фильм смотреть, в итоге, перебрав всё, отправились на футбол (это Лондон).

Второй: какой-то фестиваль, полупустой зал, закончился просмотр и сейчас должно быть обсуждение фильма; режиссёр с печальным и отсутствующим лицом пошёл в туалет, долго смотрел в писсуар, потом обронил телефон в сортир, потом вернулся на сцену и единственным вопросом из зала был «кто припарковал машину с таким-то номером? немедленно уберите!» А на улице кто-то отчётливо говорил по-русски, хотя действие происходило где-то на Востоке.

Ещё немножечко понравился фильм про то, как встретился Никита Хрущёв с папой Римским и как итальянец вел дневник киномана, а на самом деле он оказался режиссёром.

Вот и всё, пожалуй.













У каждого свое кино

Previous post Next post
Up