Feb 19, 2008 23:57
Ощущение от фильма двойственное. Этот фильм нельзя назвать экранизацией одноименной книги Ф. Бегбедера. Это, скорее, авторская киноверсия режиссера Яна Кунена. Т.е. фильм надо воспринимать и оценивать как самостоятельное произведение. Тогда он хорош. Да и сам Бегбедер дал ему свою положительную оценку, признавая, что фильм и книга - это два резные вещи.
В интервью «Русскому Newsweek» он сказал что-то типа того, что если бы режиссер снимал бы дословную экранизацию книги, то получился бы 6-часовой занудный и никому неинтересный фильм, который бы не удалось продать. Так что, автор книги благословил авторскую киноверсию Кунена и даже снялся в ней в двух эпизодах. Пересказывать фильм и книгу, думаю, смысла нет - кто читал, те понимают, а кто не читал и не смотрел - советую.
Итак, на данный момент в художественной литературе существуют, на мой взгляд, две культовые книги про пиарщеков/рекламщиков - «99 франков» Бегбедера и «Здесь курят» Бакли. Обе экранизированы. Обе экранизации - не дословны, а являются относительно вольной интерпретацией кинорежиссера. Так вот, на мой вкус, экранизация «99 франков» удалась в отличие от «Здесь курят». Я бы даже так сказал: «99 франков» - это удачная киноверсия, а «Здесь курят» - неудачная экранизация.
Но вот что мне в «99 франках» не понравилось, так это финал. Я не знаю, зачем режиссер решил отказаться от бегбедеровского финала, заменив его своим, даже двумя своими. В первом кинофинале главный герой Октав кончает жизнь самоубийством, выкидываясь с небоскреба, когда убегает от полиции, намеревающееся арестовать его за убийство. (Вот интересно, а как в такой ситуации быть с тем, что сам Бегбедер написал еще и продолжение о жизни Октава, роман «Идеаль»?). Ну а второй еще банальнее. Октав умирает (в переносном смысле, т.е. умирает старый Октав - наркоман и отпетый рекламщик), возрождаясь в каких-то джунглях на необитаемом острове. И тут все уж совсем банально. Дикая природа показывает, как ничтожен и беззащитен современный человек. Потом умирающего Октава выхаживают аборигены. Потом он становится сам аборигеном, т.е. Октав очистился от мерзости цивилизации. И тут ему наступает награда - непонятно каким образом на острове появляется его возлюбленная Софии с ребенком Правда тут Кунен, видимо, понимает, что это слишком примитивный финал, т.к. стоящие в обнимку Октав, Софии и ребенок превращаются в рекламное изображение щита наружной рекламы, мимо которого с небоскреба падает… Октав. Нда, вот так вот лихо закручено. Но я не понимаю зачем?
У Бегбедера финал один и он гораздо лучше. Начиная с того, что за убийство Октава арестовывают в тот самый момент, когда его ролик объявляют победителем «Каннских львов», и заканчивая тем, куда на самом деле исчезла Софи и ряд других персонажей. Это вообще отдельная интересная история, которую режиссер отчасти скомкал, а отчасти проигнорировал, не показав остров Призраков. У Бегбедера, на мой взгляд, финал намного лучше. Не знаю, почему от него нужно было отказываться Кунену. Его пересказывать не буду, кто читал - понимает. А кто не читал, советую после фильма прочесть книгу - получите еще порцию интересных ощущений.
Но в целом мое резюме по фильму такое: к просмотру рекомендуется.
PS. И все же. Для тех, кто кино смотрел, но книгу не читал. Сравните и оцените, вот так у Бегбедера в книге арестовали Октава. Согласитесь, это гораздо «красивее».
«- And the winner is... "Мегрелет-Nymphomaniac" by "Rosserys and
Witchcraft-France".
- Слава Тебе, Золотой Лев! Осанна Тебе, Владыка Небесный! Ибо это Тебе
принадлежит Царствие, Могущество и Слава, во веки веков, аминь!
Вы чуть не лопаетесь от счастья. ...
- Yyyesss!
Вы спускаетесь по ступеням амфитеатра, взбегаете на сцену и готовитесь
благодарить режиссера Энрике, "без которого мы бы здесь не стояли", и
красавицу Тамару, "которая обеспечила нам победу", и объявить, что "главным
нашим желанием было пропеть гимн жизни и человеческому труду", и так далее и
тому подобное, как вдруг на вас набрасываются.
Трое полицейских хватают вас на глазах всей рекламной братии, а
комиссар Санчес Ферлозьо самолично надевает вам наручники и предъявляет
обвинение в убийстве миссис Уорд, проживавшей в Корал-Гейблс, Майами, штат
Флорида.
Да, в каком-то смысле вы, можно сказать, оказались вне конкурса».
99 франков,
фильмы о рекламе,
рецензия,
Бегбедер