«Новый Свет (Золотая дверь)»/Nuovomondo (Golden Door)

Feb 19, 2008 16:16

Молочные реки за золотыми дверьми

Истории о мигрантах - одна из самых популярных кинематографических тем последних десятилетий. В большинстве своем это социально-политические ленты, сделанные будто по шаблону, с похожими героями, которые функционируют внутри таких же типичных сюжетов. Однако случаются и исключения.

Итало-французский фильм «Новый Свет (Золотая дверь)» на Венецианском фестивале получил «Серебряного льва» - за художественное открытие. На фоне монотонных сценариев о тяжелой эмигрантской доле эта картина действительно являет собой нечто особенное. Режиссер - итальянец Эммануил Гриалез, учился и снимал в США, ныне живет и работает в Париже и на родине.

Временем действия Гриалез избрал ставшую сегодня почти мифологической эпоху начала ХХ века, когда переселенцы из всей Европы устремились в Новый Свет в надежде на новую счастливую жизнь. Из этого человеческого потока режиссер выделяет бедную сицилийскую семью. Самой Америки в фильме нет - показаны лишь последние дни на Сицилии, проводы и отъезд, долгое плавание через Атлантику и долгий, унизительный карантин. Хотя «Золотые двери», строго говоря, и не являются историческим фильмом, в нем тщательно реконструированы тогдашние обычаи и среда. Причем это не просто пафосный оживляж, как часто бывает в костюмированных драмах, а правдивые картины жизни, полные юмора и драматизма. Гриалезу удалось избежать навязчивых «итальянских» штампов -гипертрофированной эмоциональности и крикливости персонажей. Все образы - полнокровные, до мельчайших деталей продуманы жесты, мимика, внешность. Из актрис следует отметить Шарлотту Гинсбур - свою героиню, одну из мигранток, англичанку, она играет с присущей ей нервной утонченностью. Что же касается мужчин, то порой эти путешественники смешны, временами - наивны как дети, а в определенные моменты за ними ощущается опыт тысячелетней культуры. Поражает, например, феерический эпизод игры на двух бубнах на нижней палубе - настоящие языческие танцы. Видимо, это та исконная Италия, о существовании которой мало кто знает даже в Старом Свете, не говоря уж о Новом. Усиливая такой эпически-сказочный эффект, Гриалез очень остроумно снимает сюжеты о маленьких духах, которые живут прямо в земле, охраняя ее плодородие.

И очень логичным на этом фоне выглядит финал, тоже преисполненный и юмора, и вместе с тем нежности ко всем этим людям - много их плывет в настоящей молочной реке, очевидно, к ближайшему кисельному берегу. Гриалез своим фильмом воздает честь мигрантам и их вере в далекие обетованные земли. Пусть все было и не совсем так, но все же каждый из них заслужил свой кусочек счастья и свой молочный рай.

Дмитрий Десятерик

исторический, рецензия, Новый Свет

Previous post Next post
Up