May 28, 2006 23:26
Кино - величайшее из искусств. По силе воздействия. Хотя не лучше и не хуже, чем литература, живопись, музыка. Соединение нескольких компонент дает потрясающий эффект. То есть музыка со словами - получается песня. Живопись с текстом - газета. Все вместе - кино. Причем есть произведения, в которых сила, а есть сопли. И так было всегда. Особенно если соединять что-то с чем-то, то есть картинку с текстом или еще что-то. То есть есть пропаганда - плохая или хорошая - то, что зовет в бой, а есть пустота. Пустоту тоже можно назвать пропагандой. Пропагандой разложения. Это и попса, и газета "Жизнь", и Лукьяненко с Гарри Поттером, и модное кино. Все больше чувствую, что прав Лимонов был, когда писал, что фильмы только тогда шедевры, когда приближены к документальности. Когда передают реальность. Пусть сюрреалистическую. Но не тогда, когда это разыгрывание сюжета. Если посмотреть внимательно, то последние "хиты" - это просто ужас. Причем все! И все их обсуждают. И все смотрят. А потом либералы, патриоты, коммунисты, православные отцы пишут рецензии. На Брата, Матрицу, Вендетту, Код да Винчи, Горбатую гору. И мало того, что фильмы эти лишены вообще всяких чувств, не содержат ничего ни нового, ни познавательного, ни наполненного идеей, так еще каждый теперь (православный, патриот, либерал и т.д.) умудряется считать фильм своим. Находит что-то по своей тематике. Кому-то видится близкое второе пришествие, кому-то - мировая революция.
А если взглянуть по сути, то вполне неглупые люди делают тоже, от чего в явном бы виде их вырвало: они пишут отзыв в стиле "в новой песне Пугачевой отлично переданы настроения и чувства героев Гражданской войны". Это именно так. Это даже не восхищение глупым "бутылка кефира, полбатона", пропагандирующим стеб. Это именно восхищение пошлостью "я шокоадный заяц". Летят стреяющие пылесосы, пляшут с огненными мечами уроды, гей плачет над рубашкой друга. Только спецэффекты и экшен. И это называется "большим духовным смыслом". Как будто не было никогда нормального кино. Не было Эйзенштейна, Пырьева. Устарело? Нет, это были фильмы свободной страны, поистине демократичной. А сейчас настоящее кино - кино сопротивления, протеста. И делается оно чуть-ли не подпольно. А "официальное" - самая что ни на есть тупость. Но нормальное кино снимается. Есть примеры. Фильм "Пыль" - отдельная история о том, как непрофессионалы сняли шедевр. А вот сейчас идет кинофорум "Золотой Витязь", который с 1992-го года проводит Николай Бурляев. Раньше он проходил как капустник оппозиционеров (оппозиционером в 90-е считался любой русский человек). Сейчас в городе Серпухове при поддержки администрации города, с известными артистами. Хотя это тоже откладывает свой отпечаток: показывали "Оливер Твист" Полянского. Но вот я посмотрел 4 фильма художественных за два дня. Знаете, что скажу: хорошее кино делают. Белорусское "Я помню", узбекское "Девичий пастух", и особенно Казахское "Степной экспресс". Это именно то кино, где настроение передается работой оператора, ракурсом. Я бы сказал, что даже запахом. Один ракурс в старом фильме "Идиот" сразу ставил вопросы и о русском пути, и о русской душе (в сериале "Идиот", который все хвалили, ничего от Достоевского, конечно, не осталось). Вот тоже самое я испытал на Золотом Витязе. А хвалить модные фильмы... В 90-е в кино не ходил, а вот в последний год стал что-то. И всякий раз почти разочарование постигало меня. За потраченное время, за тупость и серость жизни. Будто деньги за "Аншлаг" со "Смехопанорамой" на большом экране заплатил. Но еще более удивительно потом читать православных отцов, коммунистов, паториотов, расписывающих радость от просмотра (про либералов не говорю). Есть хорошие фильмы и среди раскрученных. Но их мало, да и не так они раскручены. Пытаться быть современным, смотря КВН нельзя. Дурман вечно не продлится. И участвовать в его создании бессмысленно.
кинотеатры