Три лика Господа и иллюзия греха

Sep 03, 2008 01:11


Ниже непосредственное продолжение представленного ранее разговора о трёх ликах Духа (то есть о применении интегральной модели к такому важному явлению, как духовность), записанного для Интегрального духовного центра.
Три лика с точки зрения высоты

Медитация на трёх ликах Духа открывает исключительный вид на Божественное в каждом из его первичных проявлений (перспективы от 1-го лица, 2-го лица и 3-го лица). Секторы, в конце концов, простираются от самого низа до самого верха. Однако, как указывает Кен Уилбер в избранном диалоге текущей недели, этот взгляд будет значительно варьироваться в зависимости от высоты развития того, кто смотрит.

Как всегда, высоты предоставляют контекст, в котором интерпретируется содержание любого опыта. Высота человека фактически является пространством, в котором возникают его переживания, - стадией, в которой играется его жизненная пьеса. Отчасти причина «многообразия религиозного опыта» (как выразился Уильям Джеймс) состоит в том, что Дух проявляется в трёх перспективах - или ликах, - которые затем переживаются миллиардами на всех цветах радуги высот развития. Дух во 2-ом лице, переживаемый с янтарного уровня, проявляется весьма отлично от того же самого лика, рассматриваемого с бирюзового.

В некотором смысле взгляд каждого из ликов проходит развитие вместе со стадией, на которой он разворачивается. Как сказал Св. Павел: «Сейчас мы видим всё как бы сквозь тусклое стекло, тогда же увидим всё лицом к лицу. Сейчас моё знание несовершенно, тогда же моё знание будет полным». Карикатуризированный, бородатый, седовласый старик, восседающий на облаках, это совершенно уместный - хотя и специфический для определённой стадии - взгляд на Дух во 2-ом лице. По мере того, как перспективы углубляются и рашсиряются, взгляд развивается, проясняется и всё более попадает в фокус. Ближе к источнику взгляд принимает всё большее сходство со своей первоначальной манифестацией. Стало быть, на что будет похож Дух во 2-ом лице с точки зрения сверх-ума - высшей структуры из до сих пор развившихся?

Последние слова Нагорной проповеди Иисуса дают нам подсказку. Заключительная строчка нередко переводится: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Однако другой перевод принимает замечательную форму: «Итак, вы должны никак не ограничивать свою любовь подобно тому, как не ограничивает Бог любовь Богову». Безграничная любовь как раз и является вторым ликом Духа, рассматриваемым с наивысшей точки. И во время путешествия обратно из высшей структуры и глубочайшего состояния второй лик продолжает возникать - но без напряжения. Его более не надо искать: всё, что остаётся, это проявляться - в форме безграничной любви, божественного единения Любящего и Возлюбленной.

То же самое верно и для каждого лика Духа. Даже сама идея трёх ликов не обретает должного смысла до интегральной высоты. Но как только понимание возникнет и будет освоено, выполняясь на практике, оно становится мощным способом для искания - и воплощения - Духа по мере того, как тот нисходит в пределах и посредством бесценного человеческого рождения, нам дарованного.

Полная стенограмма разговора
Кен Уилбер: И позволь мне просто кратко сказать, - и мне бы не хотелось сбить тебя с мысли, - но я хочу, чтобы люди ясно отдавали себе отчёт в том, что именно мы здесь говорим. Если это 2-е лицо, - мы ведём беседу и об этом также, и это создаст базовый гештальт о том, что я говорю в ответ на твой вопрос, - но когда вы выходите в мир Формы, в нём есть высота, есть структуры.

Структуры предопределяют интерпретацию, которую вы будете давать этой фундаментальной ориентации: если вы на мифической стадии, вы будете интерпретировать Дух во 2-м лице буквально как старого мудреца на Небесах, или Зевса на горе, или богиню, живущую там-то, - именно так ты в действительности всё воспринимаешь. Что мы пытаемся сделать, так это понять, что вертикальные структуры предопределяют мировоззрение - интерпретацию, в рамках которой будет истолковываться это 1-е, 2-е и 3-е лицо. Которые есть четыре сектора. Так что в этом участвуют все секторы и все уровни.

И единственное: уровни нельзя увидеть с точки зрения секторов. Их нельзя увидеть при помощи интроспекции (самонаблюдения). Посему мы вернёмся к этому через минуту: к тому, почему это важно. В заключение, когда вы обнимаете мир Формы, она эволюционирует. И существуют различные способы понимать эту развивающуюся Форму, некоторые из которых нельзя увидеть при помощи интроспекции. Это включает и действительную высоту развития. Стало быть, мы получаем то, что 1-е, 2-е и 3-е лицо интерпретируются крайне различно на магическом, мифическом, рациональном, плюралистическом, холистическом и трансперсональном (надличностном) уровнях. На интегральном - интегральный, как уровень, означает высший уровень из ныне доступных, - и это ультрафиолетовый и уровень чистого света, иными словами - сверх-ум. И сверх-ум является конечным пределом, наивысшим уровнем или наивысшей структурой, развившейся в настоящей момент.

И, разумеется, Большой ум является конечным пределом или горизонтом [горизонтального] развития состояний, а сверх-ум является конечным пределом [вертикального] структурного развития. И, понимаешь, это крайне важно, и это также менее одной тысячной одного процента населения - населения, которое вовсю занимается установлением идиократии на местах [власти идиотов], под которой мы все умрём от голода, - ну то есть «передайте мне спички! а после меня хоть потоп». [Смеются]

Так что… но если вернуться к теме, то нам, тем не менее, действительно доступны эти способности: просветление через состояния и просветление через структуры. Поэтому мы к этому ещё вернёмся, я просто хотел бы в качестве примечания уточнить, что 2-е лицо, о котором ты говоришь… итак, я буду переживать этот Дух во 2-м лице, и - бац! - он тут, и отчасти это будет предопределено нами, основываясь на нашей высоте, ибо именно таким образом мы трактуем эти вещи - основываясь на структурах.

Итак, все, кто когнитивно достиг бирюзового и выше, а в состояниях прошёл через эти 5 состояний (либо на постоянной основе, либо в виде временных переживаний, которые мы только что испытали, - после тех указующих инструкций). Так что мы, по меньшей мере, ведём беседу в данном пространстве. Так что 2-е лицо может быть познано в терминах, очень близких к тому, что оно есть. И я думаю, что мы также - даже хотя я и говорю о людях, достигших когнитивно по меньшей мере бирюзового - мне кажется, что речь идёт о людях, достигших когнитивно третьего порядка, которые поэтому в основе своей могут в какой-то степени получить понимание над-ума и сверх-ума. Но мы просто будем это предполагать, ибо то, о чём мы будем говорить, это как мы описываем 1-е, 2-е и 3-е лицо, как если бы мы были высоко развиты в структурном отношении. Давай просто сформулируем это так. Развиты высоко, а не магически, или мифически, или плюралистически. Так что это моё небольшое примечание, которое я хотел сделать. И мы к этому ещё можем вернуться, если ты хочешь закончить исследование 1-го, 2-го и 3-го лица. Но мне кажется, что ты всё из этого понял.

Что нам по-настоящему стоит подчернкуть в отношении 2-го лица: даже если самонапряжение исчезло, позвольте любви быть в изобилии. И для этого требуются отдельные существа.

Гэбриел Носсович: Ммм, да.

Кен: И в этом красота всего этого, я имею в виду, настоящая красота. И помни, что это очень хорошо, потому что, знаешь, дзэн предлагает неплохое резюме этой ситуации, недвойственной ситуации, и оно касается Пустоты, Формы, которые не-два, не-одно. И это крайне дзэнское понимание, и оно очень хорошее.

[Длящееся несколько секунд молчание]

Гэбриел: Да, мне кажется, именно поэтому это называют недвойственным в противопоставлении Единству, верно?

Кен: Да, и недвойственное - иногда люди будут ошибочно говорить, что недвойственное - это не-два, и это верно, но оно также и не-одно. Это не монизм, это не дуализм.

Гэбриел: Таким образом, это указание, а не…

Кен: Верно. Это пространство, которое не пространство, и это опыт, который не опыт. [Молчание] И это просто лучшее из того, что мы можем сделать. Потому что эти вещи, хотя они и включают ум, ум возникает в том пространстве, которое мы пытаемся сообщить. И знаки всё ещё могут быть использованы практически для любой вещи, чтобы осуществлять передачу понимания от одного человека к другому. До той поры, пока оба общающихся либо имели сходный опыт, либо вступали в контакт с тем, что вы пытаетесь им сообщить.

Можно сказать, что весь опыт невозможно выразить словами. Не говоря уже о не-опыте. Но… я имею в виду… понимаешь, те же оргазмы невыразимы словами, закаты невыразимы словами, даже сырный пирог не выразить словами, они не более невыразимы, чем причинная бесформенность. Они все невыразимы. Единственное, что имеет значение в использовании слов, это имел ли другой человек такое переживание. И тогда они оба скажут:

- О, знаешь, прошлой ночью у меня был такой оргазм, что он полностью снёс мне крышу!

И тогда ты скажешь:

- О-о-о, я в точности знаю, что ты имеешь в виду!

[Гэбриел смеётся]

М-м-м, ну похоже, ты как бы знаешь, что я имею в виду. И если мы говорим: о-о-о, у меня было переживание Пустоты, в котором не возникало вообще никаких объектов, - и если сказать это кому-то, кто не знаком с этим опытом, они скажут: «Что ж, тебе стоит сходить к психиатру».

Гэбриел: И ты говоришь лишь, опираясь на память о том, что всё ещё остаётся неописуемым.

Кен: Это также верно. Но что мы затрагиваем здесь, это то, что одна из причин и сверхпричин, по которым об этих вещах трудно сообщить, состоит в том, что всё пространство, и ультрафиолетовый, и т.д. по сути своей надментальны вне зависимости от того, оперирует ли ум, или нет, они могут быть «пережиты» или «не-пережиты».

Гэбриел: То есть ты имеешь в виду, что познание как бы разбивается. Потому что я как бы выпадал из благодати в тот момент, когда… ну то есть я для себя интерпретировал это как падение из благодати, если можно так выразиться, - тот момент, в который я знаю или в который есть объект, который я знаю…

Кен: Или чувствуешь. Тот момент, в который ты чувствуешь. Ибо то, что, к несчастью, происходит практически со всем западным буддизмом, Институтом Наропы и всем подобным, - и то, что ты говоришь, совершенно верно - но затем они входят в чувствование этого вместо того, чтобы знать это. Стало быть, оно неверно, как только ты начинаешь это, как только ты видишь это как объект, как только ты знаешь это как объект, - тогда всё это неверно. Оно надментально, но оно также и надчувственно. Оно надопытно.

Гэбриел: Окей, прекрасно. Да, фундаментальной вещью было, что я не могу знать акт познания, ибо я делаю его объектом.

Кен: Точно так. И тибетцы также называют это (и это к тому же беспредельно запутывает всех этих, ориентированных на опыт и чувства, людей) - но это сформулировано очень явно: ригпа, к примеру, и йе-ше - йе-ше попросту означает изначальную мудрость. И последняя описывается как непрекращающееся познавание, - есть такое слово - «познавание» (cognisance), - или непрекращающаяся знатийность (knowingness). И всё, что это в действительности означает, так это что из мгновения в мгновение переходит это ясное осведомлённое сознавание, которое само по себе не является объектом, а просто есть абсолютная субъективность.

Гэбриел: А-а-а, хорошо, похоже я смешал знание с рациональным познанием.

Кен: Да, это так, да. Это познающий, не имеющий ничего в поле познаваемого. Опять же, это свобода от знания, это облако незнания; однако это познаваемое облако незнания. Повторю: это знание, которое не является знанием, опыт, который не является опытом, пространство, которое не является пространством. Однако «падение» - это субъект-объект в любом поле; в любом поле, где есть напряжение вокруг Сердца или напряжение в недвойственной таковости, и вдруг ни с того ни с сего вы более не ветер, или листья, или что-либо из этого, теперь вы смотрите на них. И затем - бабах! - это разделяет поле, и если вы обнаруживаете себя смотрящим на них, с этим всё нормально, ведь остаётся недвойственная таковость, которая так не делает.

Гэбриел: Стало быть, есть иллюзорная отделённость.

Кен: Да, это верно. И, опять же, именно так это всегда формулируется: потому что это есть иллюзия, и знаешь что, в этом тебе невозможно ошибиться. В этом просто невозможно сделать ошибки. Поэтому это никогда не становится падением, потому что это иллюзия падения.

Гэбриел: [Смеётся] Не существует греха.

Кен: Грех есть, и его нет, и так далее, и тому подобное. Так что это очень и очень важный момент, который не отменяет того факта, что мы всё равно должны практиковать.

Источник: ISC, «The Three Faces, from Altitude», 30 августа 2008.

надчувственность, Форма, грехопадение, самонапряжение, феноменология, дуализм, вертикальное просветление, иллюзия греха, Пустота, Кен Уилбер, неописуемость, дзогчен, Св. Павел, Нагорная проповедь, структуры сознания, горизонтальное развитие, Многообразие религиозного опыта (Джеймс), третий порядок, йе-ше, интегральный буддизм, супраментал, надментальность, Иисус, вертикальное развитие, причинная бесформенность, Большой ум, структурализм, Библия, горизонтальное просветление, интроспекция, дзэн, субъект-объектная дихотомия, Бог, над-ум, Любовь, Зевс, Высота, сверхразум, ригпа, интегральное христиаство, монизм, интегральная духовность, недвойственность, Дух, идиократия, Уильям Джеймс

Previous post Next post
Up