Чуть раньше вы уже могли читать на русском стенограмму замечательного диалога между Кеном Уилбером, выступающим в роли учёного мужа, и Эндрю Коэном, выступающим в роли духовного учителя, о
космической езде на аттракционе. Благодаря самоотверженному творчеству
askerhow, автора того перевода, мы теперь можем прочесть и другой невероятно важный отрывок, при чтении которого только и остаётся, что восклицать: «ага! я это знал! я это знал!»
На сей раз речь идёт о беседе «
Творческие трения: сообщества и стремление к утопии в пост-постсовременном мире», которая была опубликована в № 36 (апрель-июнь, 2007) журнала «
What is Enlightenment?». Беседа развивается вокруг идеи, что абсолютное отсутствие конфликтов (такой социальный «каменный Будда») не есть идеал интегрального развития, что интегральным идеалом является обстановка непреходящих «творческих, или созидательных, трений», эротически заряженных конфликтов между равноправными участниками, страстно соприкасающимися друг с другом в экстатическом танце жизни. Каким образом можно стать участником этого танца, наконец-то утомившись от одиночества, в которое вы сами себя загоняли, и зажигать в общении, во всей полноте сияя своей индивидуальностью? Читайте сами.
Коэн: Вопрос о взаимоотношениях и взаимосвязанности, в целом, имеет очень большое значение, для тех из нас кто живет в условиях постсовременной Западной культуры. Мы с тобой уже говорили об этом великом деле в прошлом - как те из нас, будучи на переднем краю, те личности, кто имел достаточно потенциала для индивидуации, развили эго в позитивном смысле того, что это в действительности может означать, и это было исторически беспрецедентно. Наша чрезвычайно развитая способность к индивидуации, позволила нам до необычайной степени объективизировать свои переживания, позволила увидеть себя и свой опыт в очень обширном контексте. Никогда еще не было такого количества людей с настолько развитыми способностями к этому. Но, в то же самое время, негативная сторона этого явления заключалась в том, что мы стали настолько привязаны к этому чувству отдельного «я», к этой самой повышенной способности к индивидуации, что нам становилось все сложнее и сложнее поддерживать развитие своих отношений.
Уилбер: Да. И, конечно же, мы оба слышали про бумерит. В тоже время, существует и передовой край исследований, и именно на нем особенно сосредоточим свое внимание.
Коэн: И значительная доля затруднения, возникшего в постмодернистское время у такого большого количества людей, состоит в том, что мы стали очень утонченными, очень эволюционировавшими и развитыми, но вместе с тем и очень одинокими и переживающими глубокую эмоциональную, психологическую и духовную отчужденность. Мы все жаждем глубоких отношений, но в тоже время мы не хотим отказаться от привязанности к чувству собственной важности, что необходимо сделать, дабы получить возможность переживать подобную связь. Ярким примером тому может служить Голландия, которая является самой либеральной страной в мире. У них там есть такая забавная штука, причем она довольно часто встречается и вполне общественно приемлема, называется - «отношения вместе-врозь» (“alone-together relationship”), которая означает: «между нами есть взаимосвязь, но мы живем раздельно, и каждый из нас может иметь свое собственное место, персональную свободу и автономность». Смысл этого заключается в том, чтобы любой ценой удержать свое пространство, личную свободу и автономность. Я провел достаточно много времени в этой сумасшедшей стране и могу сказать, что большинство людей там по-настоящему несчастны. (
Читать беседу полностью…)
Все благодарности посылайте
askerhow. Между прочим, как вы, наверное, знаете, некоторые иные тексты из журнала «Что такое просветление?», переведённые другими энтузиастами, можно в открытом доступе прочесть на
русском вебсайте журнала.