Критика модели AQAL

May 21, 2008 17:32


Кен Уилбер уделяет значительную долю внимания критике. Но насколько существенны эти критицизмы? В одном из разговоров, записанных для Интегрального духовного центра Кен затрагивает один из таких критицизмов, согласно которому «всесекторный, всеуровневый» интегральный подход (AQAL) является системой убеждений, имеющей истоки в долговременной буддийской практике самого Кена.

Эта критика основывается на постмодернистской концепции, что утверждения никогда нельзя учитывать отдельно от их контекста. Контекст утверждения модели AQAL, по мнению этой критики, неизбежно состоит в том, что Кен - долгосрочный западный практик буддизма. Всесекторный компонент, например, похож на три драгоценности буддизма (Будда, Дхарма, Сангха) - а следовательно, выводится из них - и состояния (грубое/тонкое/причинное) являются прямым наследием состояний, которые буддийская практика классифицировала в течение тысячелетий.

Кен признаёт ценность затрагиваемой в этом аргументе идеи, но он считает, что данная аргументация не выдерживает критики в силу ряда причин. Первая из них касается методологии, посредством которой теория AQAL, если уж на то пошло, была сформулирована. В течение более трёх десятилетий, говорит Кен, он скрупулёзно выискивал глубинные структуры, лежащие в основе поверхностных свойств манифестации. Вместо того, чтобы пытаться объединить, к примеру, буддизм и христианство (не говоря уже о науке и религии), он попытался наблюдать за стольким количеством манифестирующего мира, сколько возможно, и затем ответить на вопрос: каким должен быть Космос, чтобы обеспечить возникновение всёх этих форм манифестации? Его задачей, хотя будучи и амбициозной, в своей основе было декомпилировать Космос.

В случае данного примера, нет сомнений в том, что четыре сектора напоминают три драгоценности буддизма. Однако четыре сектора проявляются по всему периметру Космоса: к примеру, в виде Большой тройки (Истина/Прекрасное/Благо); местоимений «я», «мы», «оно»; святой христианской троицы и т. д. Утверждение Кена состоит в том, что глубинная структура, лежащая в основе этих поверхностных свойств или манифестаций, действительно представляет внутреннее и внешнее индивидуального и коллективного. Аналогично этому, состояния сознания, переживаемые в практике буддизма, разделяют значительное сходство (или глубинную структуру) с теми, которые переживаются в других традициях (как было указано более столетия назад Уильямом Джеймсом и Эвелин Андерхил). Несмотря на разнообразие способов, которыми они феноменологически испытываются, их внешние проявления, по-видимому, практически идентичны.

Что касается общего вопроса реагирования на критику, Кен указывает на то, что качественная критика представляет собой существенный элемент в том, что его мысль прошла через пять основных этапов. Такого рода критика - и попытка адаптировать её в последующие модели - была именно той движущей силой, благодаря которой его мысль прогрессировала в течение трёх десятилетий. Кен даже шутит, что он украдёт истину у кого угодно! По его выражению, он привязан к истине - а не к тому, что он пишет об истине. И хотя он не может в обязательном порядке отвечать своим критикам в режиме реального времени, существенная критика обычно нормальным образом им рассматривается, и Кен отдаёт должное автору такой критики (если есть кому) в своей следующей книге.

AQAL, говорит Кен, эксплицитно представляет собой карту. Некоторые критики принимают её за саму территорию и затем критикуют её как систему убеждений - очевидная ошибка. Некоторые критики оспаривают саму карту, хотя трудно найти в мире манифестации что-либо, что не входит в эту карту. В конечном счёте, манифестация происходит, и модель AQAL - со своими пятью нередуцируемыми элементами, - вероятно, является одним из самых удобных способов её рассматривать.

Переведено с незначительными модификациями. Источник: Рассылка ISC от 9 мая 2008.

Интегральный духовный центр, Модель AQAL, Космос, три драгоценности буддизма, Эвелин Андерхил, поверхностные структуры, критика Кена Уилбера, интегральная духовность, буддизм, глубинные структуры, христианство, состояния сознания, карта не территория, постмодернизм, Уильям Джеймс

Previous post Next post
Up