Кен Уилбер уделяет значительную долю внимания критике. Но насколько существенны эти
критицизмы? В одном из разговоров, записанных для
Интегрального духовного центра Кен
затрагивает один из таких критицизмов, согласно которому «всесекторный,
всеуровневый» интегральный подход (AQAL) является
системой убеждений, имеющей истоки в долговременной буддийской практике самого
Кена.
Эта критика основывается на постмодернистской концепции, что
утверждения никогда нельзя учитывать отдельно от их контекста. Контекст
утверждения модели AQAL, по мнению этой критики, неизбежно
состоит в том, что Кен - долгосрочный западный практик буддизма. Всесекторный
компонент, например, похож на три драгоценности буддизма (Будда, Дхарма,
Сангха) - а следовательно, выводится из них - и состояния (грубое/тонкое/причинное)
являются прямым наследием состояний, которые буддийская практика классифицировала
в течение тысячелетий.
Кен признаёт ценность затрагиваемой в этом аргументе идеи, но он
считает, что данная аргументация не выдерживает критики в силу ряда причин. Первая
из них касается методологии, посредством которой теория AQAL, если уж
на то пошло, была сформулирована. В течение более трёх десятилетий, говорит
Кен, он скрупулёзно выискивал глубинные структуры, лежащие в основе поверхностных
свойств манифестации. Вместо того, чтобы пытаться объединить, к примеру,
буддизм и христианство (не говоря уже о науке и религии), он попытался
наблюдать за стольким количеством манифестирующего мира, сколько возможно, и
затем ответить на вопрос: каким должен быть Космос, чтобы обеспечить
возникновение всёх этих форм манифестации? Его задачей, хотя будучи и амбициозной,
в своей основе было декомпилировать Космос.
В случае данного примера, нет сомнений в том, что четыре сектора
напоминают три драгоценности буддизма. Однако четыре сектора проявляются по
всему периметру Космоса: к примеру, в виде Большой тройки (Истина/Прекрасное/Благо);
местоимений «я», «мы», «оно»; святой христианской троицы и т. д. Утверждение
Кена состоит в том, что глубинная структура, лежащая в основе этих
поверхностных свойств или манифестаций, действительно представляет внутреннее и
внешнее индивидуального и коллективного. Аналогично этому, состояния сознания,
переживаемые в практике буддизма, разделяют значительное сходство (или глубинную
структуру) с теми, которые переживаются в других традициях (как было указано более
столетия назад Уильямом Джеймсом и Эвелин Андерхил). Несмотря на разнообразие
способов, которыми они феноменологически испытываются, их внешние проявления,
по-видимому, практически идентичны.
Что касается общего вопроса реагирования на критику, Кен указывает
на то, что качественная критика представляет собой существенный элемент в том,
что его мысль прошла через пять основных этапов. Такого рода критика - и
попытка адаптировать её в последующие модели - была именно той движущей силой,
благодаря которой его мысль прогрессировала в течение трёх десятилетий. Кен
даже шутит, что он украдёт истину у кого угодно! По его выражению, он привязан
к истине - а не к тому, что он пишет об истине. И хотя он не может в обязательном
порядке отвечать своим критикам в режиме реального времени, существенная
критика обычно нормальным образом им рассматривается, и Кен отдаёт должное автору такой критики (если есть кому) в своей
следующей книге.
AQAL, говорит
Кен, эксплицитно представляет собой карту. Некоторые критики принимают её за
саму территорию и затем критикуют её как систему убеждений - очевидная ошибка.
Некоторые критики оспаривают саму карту, хотя трудно найти в мире манифестации
что-либо, что не входит в эту карту. В конечном счёте, манифестация происходит,
и модель AQAL - со своими пятью нередуцируемыми элементами, - вероятно,
является одним из самых удобных способов её рассматривать.
Переведено с незначительными модификациями. Источник:
Рассылка ISC от 9 мая 2008.